Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении целей, инструментов и особенностей кредитно-денежной политики России.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить общие понятия кредитно-денежной политики;
- раскрыть функции, структуру и операции центрального банка;
- провести анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.;
- проанализировать реализацию инструментов денежно-кредитной политики в 2011 г.;
- представить принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (2011 год и на период 2012 и 2013 годы);
- уточнить количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежной программы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитное регулирование экономики………………………....6
1.1 Общие понятия кредитно-денежной политики ……………………………….6
1.2 Функции, структура и операции центрального банка……………………….13
Глава 2.Особенности кредитно-денежной политики России……………………19
2.1 Анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011г…………………………………………………………………………………19
2.2 Реализация инструментов денежно-кредитной политики в IV квартале
2011г…………………………………………………………………………………21
Глава3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов………………………………26
3.1. Принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………26
3.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…………………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Кредитно-денежная политика 2 Тимирязевка.DOC

— 371.50 Кб (Скачать)

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.

К основным пассивным операциям  центрального банка относятся:

1) эмиссия банкнот. Является  главным источником ресурсов  центрального банка в большинстве  стран является и составляет от 54 до 85 % всех пассивов центрального банка.

2) прием средств коммерческих  банков и казначейства. Источником  ресурсов центрального банка  служат вклады казначейства и  денежные резервы (так называемые  «обязательные резервы») коммерческих  банков. В России, как и в США, центральный банк выполняет функцию уполномоченного кассира казначейства, то есть в центральном банке и его местных органах сосредоточены соответствующие бюджетные счета, по которым проводятся денежные операции, связанные с исполнением доходных и расходных частей федерального и местных бюджетов.

3) операции по образованию собственного  капитала.

Активные операции центрального банка - это операции по размещению центральным банком своих ресурсов. К основным активным операциям центрального банка относятся:

- учетно-ссудные операции;

- вложения в государственные  ценные бумаги;

- операции с золотом и иностранной валютой.

Гл. 8 ФЗ «О ЦБ РФ» определяет следующий  перечень операций Банка России:

1) предоставление кредитов на  срок не более одного года  под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупка и продажа государственных  ценных бумаг на открытом рынке;

3) покупка и продажа облигаций,  эмитированных Банком России, и  депозитных сертификатов;

4) покупка и продажа иностранной  валюты, а также платежных документов  и обязательств, номинированных  в иностранной валюте, выставленных  российскими и иностранными кредитными  организациями;

5) покупка, хранение, продажа драгоценных  металлов и иных видов валютных ценностей;

6) проведение расчетных, кассовых  и депозитных операций, прием  на хранение и в управление  ценных бумаг и других активов;

7) выдача поручительств и банковских  гарантий;

8) осуществление операций с финансовыми  инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открытие счетов в российских  и иностранных кредитных организациях  на территории Российской Федерации  и территориях иностранных государств;

10) выставление чеков и векселей  в любой валюте;

11) осуществление других банковских операций и сделок от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. [3]

В сводном балансе Банка России отражены операции, связанные с выполнением  его основных функций, а также результаты его деятельности за год. Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций ЦБ РФ (табл. 2, Приложение 2).

 

 

Глава 2. Особенности кредитно-денежной политики России

2.1. Анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.

Согласно данным Национального  статистического комитета,  по состоянию  на конец сентября 2011  года прирост индекса потребительских цен с начала текущего года составил 4,4  процента,  а в годовом выражении – 13,0  процента (сентябрь 2011  года к сентябрю 2010  года).  Основными факторами,  оказавшими влияние на формирование общего роста цен в республике,  стали значительное замедление цен по основным продовольственным товарам (хлебобулочные изделия и крупы,  фрукты и овощи,  мясо, сахар), а также умеренный темп прироста цен на непродовольственные товары и услуги. Тем не менее,  учитывая сохранение высоких инфляционных рисков, национальный банк в течение отчетного периода сохранял жесткую денежно-кредитную политику.  Так,  Национальный банк увеличил операции по стерилизации избыточной ликвидности в банковской системе: объем нот НБКР в обращении с начала текущего года вырос в 2 раза, до 1 368,4 млн. сомов по состоянию на конец сентября 2011 года; объем Г Ц Б,  проданных на условиях   репо,  на   конец   отчетного   периода  составил 286,8 млн.сомов, что в 4 раза выше аналогичного показателя на начало года. В течение января-сентября 2011  года наблюдалась тенденция постепенного роста учетной   ставки   НБКР,  которая   к   концу   отчетного   периода   составила  13,4  процента  ( 5,5 процента на начало года), впервые с середины прошлого года достигнув положительного

значения в реальном выражении. Помимо увеличения операций по стерилизации избыточных резервов коммерческих банков,  Национальный банк в рамках ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2011  года увеличил размер обязательных резервов для коммерческих банков с 8 до 9 процентов от расчетной базы, а также повысил базовую ставку для целей кредитования СФРБ до 10 процентов в июле 2011 года с 7 процентов в декабре 2010 года.

Вместе  с  тем,  следует   отметить,  что  в  силу  того,  что в текущем   году   произошло восстановление экономического роста и тем самым основная задача, для решения которой был создан СФРБ,  выполнена,  Национальным банком было принято решение о прекращении деятельности СФРБ. На момент начала процесса ликвидации (1 августа 2011года)  объем распределенных СФРБ средств составил 2,6 млрд.  сомов,  из них портфель ценных бумаг – 0,4 млрд.  сомов, кредитный портфель СФРБ – около 2,2 млрд.  сомов,  в том числе по проекту «Доступные кредиты фермерам» – 565,1 млн. сомов. В течение отчетного периода Национальный банк на внутреннем межбанковском валютном рынке преимущественно продавал иностранную валюту в связи с превышением спроса над предложением на неё,  обусловленным,  главным образом,  увеличением дефицита торгового баланса. Вместе с тем, следует отметить, что в 2011 году отмечалось увеличение предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в связи со значительным ростом поступлений по денежным переводам.  В результате,  в целом за январь-сентябрь 2011  года чистая продажа НБКР иностранной валюты составила 65,9 млн.  долларов США (в аналогичном периоде 2010  года – 186  млн.  долларов США). Обменный курс доллара США по отношению к сому за отчетный период снизился на 4,5 процента, с 47,0992 до 45,0008 сом за 1 доллар США (в аналогичном периоде 2010 года обменный курс повысился на 5,8 процента). Укрепление сома,  с одной стороны,  и более высокие темпы инфляции у нас в республике по сравнению с показателями стран–основных торговых партнеров, с другой стороны,  обусловили рост индекса реального эффективного обменного курса (РЭОК) сома с начала года на 2,7 процента, до 114,3.2 Что касается предложения денег экономике,  то в отчетном периоде оно увеличилось за счет стимулирующей политики Правительства и роста кредита в экономику.  В целом за январь-сентябрь 2011  года денежная база увеличилась на 5,4 процента,  до  51 , 2 млрд.  сомов,  а широкая   денежная масса  М2М – на 10,5 процента, до 76,5  млрд.  сомов.  При этом показатель монетизации экономики снизился на 0,6 процентных пункта,  до 27,3  процента. Кредиты в экономику за отчетный период увеличились на 16,1 процента. Среднедневной объем избыточных резервов за январь-сентябрь 2011 года составил  1,6  млрд.  сомов (в аналогичном периоде 2010  года – 1,7  млрд.  сомов).  Объем обязательных резервов за отчетный период увеличился на 39,2  процента,  до 3,0  млрд. сомов,  как за счет роста депозитов,  так и за счет увеличения размера обязательных резервов с 8  до 9  процентов в марте 2011  года.  Объем депозитной базы коммерческих банков с начала текущего года увеличился на 12,7 процента. В целом за январь-сентябрь 2011  года в экономике наблюдалось повышение темпов экономического роста по сравнению с аналогичным показателем за январь-сентябрь 2010  года на 8,7  процента,  при этом основной вклад в рост ВВП внесли предприятия обрабатывающей промышленности (3,8 п.п.) и сферы услуг (2,2 п.п.). По итогам отчетного периода сальдо платежного баланса сформировалось положительны м   в   размере 93,6  млн. долларов США.  При этом  был отмечен   рост дефицита текущего счета до 9,5  процента к ВВП.  Объем валовых международных резервов на конец отчетного периода составил 1 845,8 млн. долларов США, что покрывает 4,1 месяца будущего импорта товаров и услуг. По предварительным данным Центрального казначейства Министерства финансов, дефицит государственного бюджета за январь-сентябрь 2011  года составил 4,8  млрд. сомов или 2,5 процента к ВВП. 

2.2. Реализация инструментов денежно-кредитной политики в IV квартале 2011 г.

 

  В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия  наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.   
    В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.  
    В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка ликвидности ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики и сокращения волатильности ставок межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии "овернайт", а в сентябре продлил время приема заявок кредитных организаций о заключении сделок по ним с использованием системы "Рейтерс-Дилинг". После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.  
  

В июне 2010 года процентные ставки денежного  рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне - октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России. 
    При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста. 
    В июне - октябре 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях, составлявшая в январе 2010 года 4,0% годовых, с июня по сентябрь находилась на уровне 2,6% годовых, в октябре - 2,7% годовых. 
    В августе - сентябре было отмечено ускорение роста потребительских цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

В текущем году в условиях усиления платежного баланса  и значительного притока ликвидности  в банковский сектор, в том числе  за счет проведения Банком России интервенций  на внутреннем валютном рынке, возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций при осуществлении денежно-кредитной политики. Основными инструментами, применяемыми Банком России, были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России (ОБР). По состоянию на 1.10.2010 общий объем денежных средств кредитных организаций, абсорбированных за счет указанных инструментов, составил 1,3 трлн. рублей. 
    Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за девять месяцев 2010 года составил 26,1 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 12,5 трлн. рублей, или в 1,9 раза. 
    В текущем году существенно возрос спрос со стороны банковского сектора на операции Банка России с ОБР. В целом за январь - сентябрь 2010 года Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,85 трлн. рублей. Совокупный объем ОБР в обращении на 1 октября 2010 года составил 825,2 млрд. рублей по номинальной стоимости. Также в целях повышения эффективности процентной политики Банка России за счет усиления воздействия ее инструментов на краткосрочные рыночные процентные ставки Банком России было принято решение с ноября 2010 года сократить срок обращения выпускаемых ОБР с 6 до 3 месяцев, а периодичность их размещения - с 3 до 2 месяцев. 
    Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за январь - сентябрь 2010 года составил 22,3 млрд. рублей по номинальной стоимости. 
    Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности банковского сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России по сравнению с 2009 годом. Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в январе - сентябре 2010 года составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных за девять месяцев 2010 года, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей в январе - сентябре предыдущего года). 
    Валовой кредит банкам за январь - сентябрь текущего года уменьшился с 1,6 до 0,6 трлн. рублей. При этом в его структуре задолженность по операциям прямого РЕПО снизилась с 250,5 до 0,5 млрд. рублей, по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России, нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, - с 480 до 25,2 млрд. рублей, по кредитам без обеспечения - со 190,4 до 1,9 млрд. рублей (без учета задолженности на сумму 44,1 млрд. рублей по кредитам без обеспечения, реструктуризованным в обеспеченные кредиты). Кроме того, в мае 2010 года Сбербанк России частично (на сумму 200 млрд. рублей) погасил задолженность по субординированным кредитам, выданным ему Банком России в IV квартале 2008 года. 
    Среднедневной объем операций прямого РЕПО Банка России за январь - сентябрь 2010 года составил 10,4 млрд. рублей (136,3 млрд. рублей за аналогичный период 2009 года). Средний объем задолженности банковского сектора по операциям прямого РЕПО на конец дня в январе - сентябре текущего года составил 27,7 млрд. рублей, сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в 9 раз. 
    За девять месяцев 2010 года общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 194,1 млрд. рублей, или в 4,4 раза, и составил 57,4 млрд. рублей. В целях унификации сроков предоставления денежных средств с помощью различных инструментов рефинансирования 29.04.2010 было принято решение о замене операций по предоставлению ломбардных кредитов Банка России на аукционной основе на срок 14 календарных дней аналогичными операциями на срок 7 календарных дней, что соответствует условиям проведения операций прямого РЕПО на тот же срок.

 

Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

3.1. Принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 

 В ближайшие  годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи  главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низкихинфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.  
    В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.  
    Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.  
    Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".  
    Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.  
    Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.  
    С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.  
    В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики. 

Информация о работе Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России