Безработица в России: структура, национальный и региональный аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: провести статистический анализ безработицы в России за последнее десятилетие.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определить теоретические основы безработицы;
- дать характеристику динамики безработицы в России;
- определить перспективы безработицы в России.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление.
1.1 Сущность безработицы. 4
1.2 Виды безработицы и их специфика . 5
1.3 Географическое различие распределения типов безработицы. 11
1.4 Причины и последствия безработицы. Старые и новые
проблемы. 13
Глава 2. Анализ динамики безработицы за последнее десятилетие.
2.1 Анализ динамики безработицы в России. 17
2.2 Анализ динамики безработицы в Волгоградской области. 19
Глава 3. Основные направления по смягчению безработицы.
3.1 Пути по снижению безработицы. 22
3.2 Социально - экономические меры, направленные на
снижение безработицы в Волгоградской области. 24
3.3 Российская система защиты от безработицы. 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ЗВОНЦОВА.docx

— 77.12 Кб (Скачать)

В целом по РФ уровень безработицы  в I квартале 2011 года по сравнению со среднегодовым значением 2010 года не изменился и составил 7.5%.  При этом на фоне других европейских стран безработица в России довольно низкая, особенно по сравнению с такими странами как Испания (20.7%), Словакия (13.9%), Венгрия (11.9%), Франция (9.5%).

Несмотря на общий приемлемый показатель, уровень безработицы сильно дифференцирован  в региональном разрезе России.12

Уровень официальной безработицы  в 2011 году впервые снизился. Уровень безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения — равнялся 7,6% (Росстат). Численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет — и занятые, и безработные — в январе 2011 года составила 75,3 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. Женщин оказалось 45% среди общего числа безработных по методологии МОТ. Доля городских жителей составила 63,7%. Средний возраст безработных в январе составил 35,5 лет. В январе 2011 года среди безработных доля тех, кого уволили в связи с сокращением, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,2%, а доля уволившихся по собственному желанию — 23,2%. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечался в Центральном федеральном округе, а самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе.

Минздравсоцразвития РФ зафиксировало первое в этом году снижение уровня официально регистрируемой безработицы. Уровень регистрируемой безработицы в целом по РФ на начало месяца составлял 2,2% от численности экономически активного населения, сообщила министр Татьяна Голикова. По прогнозам министра, численность зарегистрированных безработных граждан в среднем за 2011 год может составить 1,7 млн человек, а на конец года не больше 1,8 млн человек.

В 2011 году планируется подготовить изменения в закон о занятости населения, сообщила Голикова. Они коснутся стимулирования самозанятости безработных, возмещения затрат работодателям за оборудование рабочих мест для инвалидов. По словам главы Минздравсоцразвития, уже в этом году более 20 тыс. женщин с детьми до 3 лет пройдут профессиональное обучение для возвращения к трудовой деятельности. Для родителей детей–инвалидов и многодетных родителей предусматривается создать около 4,6 тыс. рабочих мест.13

 

 

2.2. Анализ динамики безработицы  в Волгоградской области.

 

 

Уровень безработицы в  Волгоградской области очень  высокий, он существенно выше, чем в Российской Федерации в целом. Об этом на пресс-конференции заявила Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова.

По ее словам, хотя в регионе  низкий процент экономически активного  населения, нельзя критиковать область  за отсутствие работы, проделанной  для стабилизации ситуации на рынке труда.

«Программа занятости  населения Волгоградской области  одобрена в Правительстве Российской Федерации. Мы будем прорабатывать  варианты взаимодействия с руководством региона, чтобы ее реализация принесла результаты», - отметила Министр.14

 

Таблица №2 - Основные показатели занятости и безработицы Волгоградской  области15.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Экономически активное население1, тыс. человек

1332,1

1315,7

1359,4

1301,5

1361,5

1318,9

1355,8

1366,7

1321,1

1342,6

1325

в том числе:

среднегодовая численность занятых  в экономике,  
     тыс. человек

1154,1

1247,2

1244,9

1248,9

1243,6

1254,3

1256,2

1258,4

1258,8

1254,2

общая численность безработных, тыс. человек

126,5

125,0

114,1

142,8

127,6

89,4

116,5

88,0

107,6

139,7

106,2

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости  
(на конец года)2, тыс. человек

9,1

11,4

17,9

16,7

25,1

22,4

22,5

19,4

23,7

36,6

25,6

из них безработные, которым  назначено пособие по безработице2, тыс. человек

8,2

10,3

16,3

14,8

23,7

21,2

21,1

16,83

20,83

32,93

22,63


 

  1. По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости; в среднем за год.
  2. По данным Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области.
  3. Безработные, которые получают пособие по безработице.

 

Что касается Волгоградской  области, проанализировав данные таблицы  №2, можно сделать следующие выводы: Численность экономически активного  населения находится в постоянной динамике в результате большой миграции молодёжи и квалифицированных кадров в другие регионы, а также за счёт снижения рождаемости и увеличения смертности. Число безработных граждан  периодически меняется. Общая численность  безработных в 2009 году достигла наибольшей величины за анализируемый период, после чего, в 2010 году, снова снизилась. Наименьший показатель численности  безработных зафиксирован в 2007 году, и составил 88 тысяч человек. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, идет медленными, но верными шагами к увеличению. Наибольшее число людей, обратившихся в центры занятости населения, так же приходится на 2009 год. В среднем же, последние лет пять, это число примерно одинаково.

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления  по смягчению безработицы.

 

 

3.1 Пути по снижению  безработицы.

 

 

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя  опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые общие пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

- улучшения информационного  обеспечения рынка труда; 

- устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы.

Для этого необходимо, прежде всего:

- создание развитого рынка  жилья; 

- увеличение масштабов  жилищного строительства; 

- отмена административных  преград для переезда из одного  населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  1. Создание условий для роста спроса на товары.

Так как спрос на рынке  труда - производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг, то занятость возрастет, а  безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста  экспорта, которое может привести  к росту объемов производства  и, соответственно, - занятости на  них; 

- поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности продукции.

  1. Создание условий для сокращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу. Вполне возможно сократить число претендентов на эти места.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. Однако этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  1. Создание условий для роста самозанятости.

Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, если им не удается найти работу по найму.

  1. Реализация программ поддержки молодых работников.

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих работу молодежи;

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Все социальные программы  не могут полностью ликвидировать  или существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

 

3.2 Социально - экономические  меры, направленные на снижение  безработицы в Волгоградской области

 

 

Основные направления  бюджетной политики на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов разработаны  в соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах  и с Бюджетным посланием Главы  Администрации Волгоградской области  на 2011–2013 годы.

Исполнение бюджета Волгоградской области в 2009 году происходило в условиях социальной и экономической нестабильности, что и определило основные направления бюджетной политики в регионе.

Учитывая традиционно социальную направленность бюджета Волгоградской  области, в  условиях строгой экономии бюджетных средств, бюджетная политика и принимаемые финансовые меры были ориентированы на поддержание социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Первостепенной задачей стало выполнение в полном объеме обязательств перед населением в части мер социальной поддержки.

Осуществляемые в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению  стабильного функционирования экономики  и социальной сферы региона мероприятия  по оптимизации расходов областного бюджета позволили:

- в полном объеме выполнить  обязательства по выплате заработной  платы работникам бюджетной сферы  – 9,9 млрд. рублей;

- в полном объеме выполнить  обязательства по предоставлению  мер социальной поддержки населения,  на данные цели потребовалось  увеличить бюджетные ассигнования  на 440 млн. рублей в связи с  увеличением численности получателей  мер социальной поддержки. Исполнение  составило 7,0 млрд. рублей.

В целях недопущения значительного  роста безработицы была разработана  Программа по снижению напряженности  на рынке труда Волгоградской  области, в рамках которой в 2009 году выделено 498,5 млн. рублей.16

Вместе с тем, кризисные тенденции 2008-2009 годов еще оказывают негативное влияние на экономику и состояние  государственных финансов региона. Проблемы, возникшие в прошлом  году, сохранились и в 2010 году. Важнейшие  из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  приведет к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики  Волгоградской области.

В соответствии с чем, в основу внесения изменений в областной бюджет положен умеренно оптимистический вариант прогноза социально – экономического развития экономики Волгоградской области.17

Продолжится работа по повышению эффективности  системы государственного и муниципального управления на территории Волгоградской  области, включая повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг.

В целях повышения эффективности  использования ресурсов в государственном  и муниципальном секторах необходимо обеспечить проведение организационной  работы по изменению статуса всех государственных (муниципальных) учреждений Волгоградской области на казенные, бюджетные и автономные учреждения с целью создания стимулов для  повышения эффективности их деятельности.18

Информация о работе Безработица в России: структура, национальный и региональный аспекты