Безработица в России: структура, национальный и региональный аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: провести статистический анализ безработицы в России за последнее десятилетие.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определить теоретические основы безработицы;
- дать характеристику динамики безработицы в России;
- определить перспективы безработицы в России.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление.
1.1 Сущность безработицы. 4
1.2 Виды безработицы и их специфика . 5
1.3 Географическое различие распределения типов безработицы. 11
1.4 Причины и последствия безработицы. Старые и новые
проблемы. 13
Глава 2. Анализ динамики безработицы за последнее десятилетие.
2.1 Анализ динамики безработицы в России. 17
2.2 Анализ динамики безработицы в Волгоградской области. 19
Глава 3. Основные направления по смягчению безработицы.
3.1 Пути по снижению безработицы. 22
3.2 Социально - экономические меры, направленные на
снижение безработицы в Волгоградской области. 24
3.3 Российская система защиты от безработицы. 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ЗВОНЦОВА.docx

— 77.12 Кб (Скачать)

Это повысит заинтересованность учебных  заведений в подготовке специалистов, требующихся на рынке труда.

При формировании областного бюджета на 2010 год учтено 30% повышение  фонда оплаты труда работников бюджетной  сферы, проведенное в декабре 2008 года.

При этом следует отметить, что Волгоградская область в  числе немногих регионов, увеличивших  фонд оплаты труда работников бюджетной  сферы на 30 процентов.

Несмотря на сложности  при формировании областного бюджета 2010 – 2012 годов в связи со сложной  экономической ситуацией и тенденцией передачи полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации, в областном бюджете  на 2010-2012 годы предусмотрены средства на компенсацию части родительской платы, на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, на ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей. С 2010 года из федерального бюджета на эти цели бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии не предоставляются.19

В 2010 году продолжается реализация мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, которые  включают в себя организацию опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, организацию временного трудоустройства, стажировку выпускников образовательных  учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействие самозанятости населения путем открытия собственного дела, адресную поддержку, содействие трудоустройству инвалидов.

В рамках данных мероприятий  на условиях софинансирования привлечены средства федерального бюджета в сумме 462,4 млн. рублей.20

К основным приоритетам бюджетных расходов по социальному обеспечению населения относится оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы.В целях повышения жизненного уровня населения и с учетом динамики заработной платы в экономике необходимо рассмотреть вопрос об увеличении фонды оплаты труда работников бюджетных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5 процентов, а с 1 сентября 2011 года – стипендиального фонда.

При формировании фонда оплаты труда необходимо предусмотреть  повышение тарифов страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года.21

 

 

3.3 Российская система  защиты от безработицы.

 

 

Анализ ситуации в сфере  занятости в Российской Федерации  показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию  все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в использовании  элементов государственного регулирования.

Современная политика российского  государства в области занятости  населения регулируется Законом  Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему  работу и зарегистрированному в  органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет  государственная служба занятости - ГСЗ.

Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется  в основном преобладанием пассивных  мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.

Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и  сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании  с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех участников трудовых отношений, и жесткие административные меры, в случае его нарушения;

- формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста  неполной занятости и массовой  безработицы, развитие системы  общественных работ;

- дополнительные меры  по трудоустройству лиц с ограниченными  возможностями;

- инвестирование и кредитование  предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

- усиление государственного  регулирования миграционных процессов;

- социальная защита безработных,  финансирование активных мер борьбы с безработицей.22

В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом  опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно  к российским условиям.

 

 

Заключение

 

 

Проблема безработицы является одной из самых больших проблем  в рыночной экономике, и, не решив  ее, невозможно наладить эффективную  экономическую деятельность. Безработицу  предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает  сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения  в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных  отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда  способствует действие закона экономии времени.

Безработица никогда не сможет быть равномерно распределена среди населения  страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. Безработица имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую.

Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной  занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при  котором все желающие работать, при  каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. На самом деле, на рынке труда преобладает  такая ситуация, что имеются свободные  места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с  поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который  по каким- либо причинам остался без  работы пойдет работать дворником. Тут  же возникает вопрос, является ли полная занятость эффективной? Эффективная  занятость должна обеспечивать достойный  доход, развитие личности, рост образовательного и культурного уровня каждого  человека. Вот тут можно вспомнить о естественной безработице, которая поддерживает уровень эффективной занятости.

В России всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется  рационализации соотношения между  экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной  особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической  преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных  доходов населения к стоимости  прожиточного минимума, росту числа  населения, живущих за чертой бедности.

Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости  трудоспособного населения страны, необходимо искать на путях роста  заработной платы и повышения  жизненного уровня населения.

Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в  размерах, достаточных для осуществления  накопления капитала, увеличения объёмов  производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения  высокого уровня занятости населения  и минимизации безработицы.

В целом переход к активной политике занятости в сочетании  с макроэкономической стабилизацией  и ростом производительности труда  остаются важнейшими приоритетами в  борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства  в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. - М.:ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

2. Российская модель занятости: причинно-следственный анализ. Соколова Т.В. // Человек и труд. - 2003.- №5. - С. 52-55.

3. Формирование рынка труда и занятость населения. Михайлов О.Г. // Российский экономический журнал. - 2004.- №3.-С. 4-11.

4. Большой коммерческий  словарь./Под редакцией Рябовой  Т.Ф. - М.: Война и мир, 1996. - 400 с.

5 Ванкевич Е.В. Избыточная занятость: истоки и последствия // Российский экономический журнал. - 2000. - №2. - С.73-80.

6. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 308 с.

7. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.:ИНЦ «ДИС», 1997. - 312 с.

8. Глуханюк Н.С. Психология безработицы. Введение в проблему. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 84 с.

9. Доклад В. В. Путина «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год // www.government.ru

10. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли. Макроэкономика: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 406 с.

11. Маслова И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист. - 1993. - №11. - С.69-74.

12. Павленков В.А. Рынок  труда. Занятость. Безработица. - М.: ИНФА, 2004. - 368с.

13. Павлов В. Чем измеряется безработица. - М.:ИНЦ «ДИС», 2001. - 360 с.

14. Плакся В.И. Безработица. Теория и современная российская практика. Социально-экономический аспект. - М.: ИНФА, 2005. - 384 с.

15. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Изд-во «Дело», 1996 - 338 с.

16. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.

17. Трудовой кодекс Российской Федерации.

18. Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. - М.: Финстат-информ, 1997. - 400 с.

19. Экономический словарь.  Под ред. Архипова А.И. - М.: Проспект, 2001. - 624 с.

20. Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. В.И. Видяпина. - М., 2000. - 533 с.

21. http://www.apn-nn.ru/538594.html - Агентство Политических Новостей, Нижний Новгород.

22. http://volgafin.volganet.ru/export/sites/volgafin/activity/folder_1/folder_3/ downloads/ONBiNP_2011-2013.doc - Администрация Волгоградской области, Комитет экономики, Основные направления бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

23. http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/brics-2011-ch3.pdf - Мониторинг экономического развития России в период с 1991 по 2010 гг.: опыт циклического анализа макроэкономической динамики.

24. http://www.dp.ru/a/2011/02/22/Rosstat_uroven_bezrabot/ - Деловой Петербург.

25. http://ria.ru/research_rating/20110512/373201069.html - Экономический анализ. РИА-Аналитика: Рейтинг регионов по безработице.

26. http://v102.ru/society/16756.html - Информационное агенство «Высота 102,0».

1 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: ИНФА, 2004. - 368с. – с.17

2 Плакся В.И. Безработица. Теория и современная российская практика. Социально-экономический аспект. - М.: ИНФА, 2005. - 384 с. – с.35

3 Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 308 с. – с.151

4 Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 308 с. – с.138

5 Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 308 с. – с.132

6 Глуханюк Н.С. Психология безработицы. Введение в проблему. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 84 с. – с.74

7 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: ИНФА, 2004. - 368с. – с.39

8 Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. В.И. Видяпина. - М., 2000. - 533 с.

9 Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 308 с. – с.142

10 15 лет СНГ (1991-2005). Статистический сборник. МСК СНГ, М., 2006 г., с.327, с.330. СНГ в 2008 году (краткий справочник предварительных статистических итогов) / Статкомитет СНГ, М., 2009, с.179. 

11 http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/brics-2011-ch3.pdf - Мониторинг экономического развития России в период с 1991 по 2010 гг.: опыт циклического анализа макроэкономической динамики. – с.8

12 http://ria.ru/research_rating/20110512/373201069.html - Экономический анализ. РИА-Аналитика: Рейтинг регионов по безработице.

13 http://www.dp.ru/a/2011/02/22/Rosstat_uroven_bezrabot/ - Деловой Петербург.

Информация о работе Безработица в России: структура, национальный и региональный аспекты