Безработица и пути решения проблем занятости в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы для определения ее причин и методов борьбы с ней, а также факторов влияющих на занятость населения, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность и значение безработицы;
- охарактеризовать формы и виды безработицы;

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы анализа проблемы безработицы
1.1 Сущность и значение безработицы, ее виды
1.2 Государственная политика борьбы с безработицей, ее инструменты
2 Состояние и перспективы занятости населения в России
2.1 Динамика и текущее состояние уровня безработицы в РФ
2.2 Проблемы и особенности отечественной безработицы
2.3 Пути совершенствования политики занятости населения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsa_i_puti_reshenia_problemy_zanyatost (1).docx

— 1.54 Мб (Скачать)

Решение органами государственного управления проблем занятости населения должно происходить на основе внедрения системы мер, которые предусматривают: нормативно-правовое регулирования занятости и трудовых отношений; гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест; структурно-инвестиционную политику, направленную на создание рабочих мест; обеспечение социального партнерства всех субъектов рынка труда. Практическая реализация системы социального партнерства по созданию и сохранению действующих рабочих мест требует улучшения координации действий государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мероприятий, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости [5, c. 453].

Важное значение для повышения эффективности государственного управления процессом занятости населения имеет зарубежный опыт решения проблем занятости. Этот опыт показывает, что роль государства в решении проблем занятости должна быть активной, и в то же время эта сфера деятельности требует взвешенности, научного прогнозирования, долгосрочного программно-целевого обоснования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что служба занятости успешно действует там, где она принадлежит государству, подчинена органам власти, имеет штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости. Понятно также, что проблема адаптации любого зарубежного опыта к нашим условиям достаточно сложная. В связи с этим важно понять общие, достаточно универсальны процессы, не забывая об особенностях применения этого опыта при совершенствовании национальной политики занятости.

Учитывая мировой опыт и принимая его во внимание, необходимо разрабатывать свою, адаптированную под сложные национальные условия политику занятости населения. Управление процессом занятости населения в стране должно учитывать прежде всего особенности отечественного рынка труда, которые отличаются от аналогичных аспектов в ряде развитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости других стран, успешно решают эту проблему, безусловно, нельзя.

В общем, вся работа по совершенствованию рынка труда должна осуществляться под лозунгом: «Лучше финансировать работу, чем безработицу», — заимствованным из Мюнхенского программы содействия занятости (которая, кстати, нашла широкое применение на Западе). Стержнем национальной политики занятости должна стать всесторонняя поддержка экономически активного населения, создание условий для его самореализации.

Наличие в правовом механизме регулирования занятости населения законодательно-нормативных, социальных и организационно-административных составляющих, без сомнения, имеет большое значение для успешного решения существующих в этой сфере актуальных вопросов. Но это не является достаточным для оптимального решения существующих в этой сфере проблем. Изменения в системе управления занятостью, какими причинами они не были бы обоснованы, будут некачественными, если не касаться изменений по проблемам подбора, формирования и рационального использования кадрового персонала.

Роль органов власти в управлении процессом занятости населения все растет, поэтому новые задачи, стоящие перед ними, требуют улучшения и усовершенствования их информационного обеспечения. Мировой опыт совершенствования государственного управления подтверждает, что именно информационно-аналитическое обеспечение следует рассматривать как важную задачу повышения эффективности деятельности на всех уровнях - государственном, отраслевом и региональном. Введение высоко компьютеризированной системы мониторинга рынка труда позволило бы более эффективно управлять занятостью населения, основательно прорабатывать рекомендации по регулированию всех процессов, происходящих на рынке. Основные направления и методы государственного управления занятостью населения свидетельствуют о необходимости постепенной трансформации курса экономического развития на социальные ориентиры.

Накопленный опыт формирования рынка труда, а также осмысление теоретических моделей, которые уже реализованы в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствует, что целесообразнее для условий страны является модель регулирования, которая адекватна социально-рыночной организации, поскольку именно она объединяет принцип рыночной свободы хозяйствования с принципом социального выравнивания. Но с присущим экономике крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы при совершенства правовой базы, налогового законодательства, значительного «теневого» сектора, для эффективного решения существующих на сегодня проблем занятости населения необходимо реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

Главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.

Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032–1 (ред. от 22.12.2014) // СПС «Консультант плюс».
  2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
  3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.
  4. Булатов А.С. Экономика: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2012. – 274 с.
  5. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 653 с.
  6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики). 6-е издание, переработанное и дополненное. – Москва. «Маркетинг», 2011. - 313 с.
  7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2008. - 472 с.
  8. Камаев В.Д. Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2011. - 483 с.
  9. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник. – М.: Финстатинформ, 2012. – 256 с.
  10. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (Экономическая теория труда). – М.: ИНФРА-М, 2014. – 457 с.
  11. www.rosmintrud.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ.
  12. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

 

 

 


Информация о работе Безработица и пути решения проблем занятости в современных условиях