Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы для определения ее причин и методов борьбы с ней, а также факторов влияющих на занятость населения, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность и значение безработицы;
- охарактеризовать формы и виды безработицы;
Введение
1 Теоретические основы анализа проблемы безработицы
1.1 Сущность и значение безработицы, ее виды
1.2 Государственная политика борьбы с безработицей, ее инструменты
2 Состояние и перспективы занятости населения в России
2.1 Динамика и текущее состояние уровня безработицы в РФ
2.2 Проблемы и особенности отечественной безработицы
2.3 Пути совершенствования политики занятости населения
Заключение
Список использованных источников
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные [10, c. 259].
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
- выплата пособия по безработице признанным безработными;
- бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
- предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
- применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.;
- реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов);
- развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны;
- предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
- организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен;
- обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;
- содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
2 Состояние и перспективы занятости населения в России
2.1 Динамика и текущее состояние уровня безработицы в РФ
Проблема безработицы является одной из самых главных проблем на данном этапе развитии экономики в России. Она является сложным макроэкономическим явлением экономической жизни. Безработица усугубляет бедность в стране, для многих людей это означает потерю профессии и квалификации.
Безработица существует во всех странах. Низким уровнем безработицы считается 2–4 %, нормой от 4 % до 6 % и если свыше 7 %, то это свидетельство стагнации в экономике.
Низкий уровень безработицы в стране означает то, что необходимо повышать фонд заработной платы, а в случае увеличения потребностей, может не хватить рабочих рук, следовательно, можно сделать вывод, что низкий уровень безработицы не всегда хорошо повлияет на экономику страны.
Основные тренды на рынке труда в конце 2014 года [12]:
- Слабая динамика экономического роста и внешнеэкономические условия ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость, краткосрочный и среднесрочный спрос на труд.
- Усиление негативных процессов на рынке и структуризация в отдельных видах деятельности приведут к развороту тренда общей численности безработных, от его снижения к повышению. В течение следующего года ожидается рост уровня безработицы, по базовому сценарию до 5,6% к концу 2015 г., по пессимистическому – до 5,8%, соответственно.
- Долгосрочный фактор структурного дефицита трудовых ресурсов не исчез, но существенно ослаблен в период перенастройки экономических процессов.
- Потребуется запустить механизмы сглаживания влияния низких темпов роста экономики и слабого спроса с целью сохранения основного потенциала рабочей силы и человеческого капитала. В условиях стагнации экономики могут быть использованы оправданные механизмы поддержания кадрового потенциала, способствующие ослаблению неустойчивости, негативных тенденций, на рынке труда.
Наиболее высокий уровень общей безработицы в случае серьезной стагнации на рынке труда сохранится в регионах с недостаточно развитой экономикой. Среди округов это Северо-Кавказский и Сибирский округа. К регионам с наивысшим уровнем безработицы в текущий период относятся Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Забайкальский край.
- С точки зрения рисков и масштабов сокращения занятости наиболее проблемными станут регионы с развитой экономикой - Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа.
- Полномасштабного кризиса на рынке труда не предвидится, однако серьезные сдвиги произойдут. Околокризисная стагнация на рынке труда будет иметь черты сходства с кризисом 2008-2010 гг., однако масштабы выбытий работников, роста безработицы и сокращения полноценного рабочего режима будут неизмеримо меньше.
В течение 2014 г., согласно фактическим данным, было зафиксировано историческое снижение уровня безработицы, с 5,5% в I квартале до 4,9% в III квартале [12]. Однако при исключении влияния сезонного фактора выявлена противоположная тенденция - произошел определенный рост уровня безработицы, с 4,9% до 5,2% , соответственно (рисунок 2.1.1)
До конца 2014 года фактический уровень безработицы, по базовому варианту прогноза, может быть оценен в 5,3%, а в начальном квартале следующего года – уже в 5,6% , в завершающем квартале 2015 г. также 5,6%. В пессимистическом варианте, в случае стагнации экономики и существенной рецессии на рынке труда в конце 2015 г. прогнозируется уровень безработицы 5.8%. Запаздывание относительно снижения темпов экономической динамики обострение ситуации на рынке труда составит примерно два квартала, причем в первом квартале 2015 г. действие сезонного фактора может проявиться достаточно сильно (рисунок 2.1.2)
Рисунок 2.1.1 – Динамика уровня общей безработицы в России
Рисунок 2.1.2 – Прогноз уровня общей безработицы в России на 2014-2015 гг.
Максимальный уровень безработицы - в Северо-Кавказском федеральном округе, однако он также снизился практически в два раза, с 19,5% до 10,7% [12]. В наиболее населенных и экономически развитых округах - Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном- уровень безработицы в 2014 г. практически достиг исторического “дна”. В остальных округах России динамика уровня безработицы также сложилась положительной (рисунок 2.1.3)
Рисунок 2.1.3 – Уровень безработицы по федеральным округам в 2010-2014 гг.
Значительные сокращение численности безработных после кризиса 2008-2009 гг. началось с ЦФО (21.9% от общего сокращения безработных к I кв. 2012 г.), затем распространилось на Приволжский и Сибирский ФО (25,8% и 15,0% от общего сокращения к III кв. 2014 г.). Соответственно, в случае высвобождения занятых и роста безработицы обратный процесс – самый значительный прирост численности безработных – также может произойти в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах (рисунок 2.1.4)
Рисунок 2.1.4 – Изменение общей численности безработных по федеральным округам в 2012-2014 гг.
В течение 2014 г. динамика численности рабочих мест продемонстрировала слабый рост, в среднем за 3 квартала 2014 г. прирост к IV кварталу 2013 г. составил +0.2% (сезонность исключена), тогда как в 2013 г. происходила стагнация численности мест -0.1%, соответственно [12]. Ожидается, что численность занятых в экономике в течение 2015 г. несколько сократится, а число вакансий уменьшится, но при этом структурный дефицит кадров удержится около того же самого уровня (рисунок 2.1.5)
Рисунок 2.1.5 – Динамика рабочих мест в России в 2010-2014 гг. млн. мест
Влияние торможения экономической динамики и определенного тренда по росту доли оплаты труда в 2013-2014 гг. вынуждают компании и организации сдерживать динамику заработной платы. Наметилась точка перелома в тренде доли оплаты труда, которая может реализоваться в течение первой половины 2015 г. Фактор снижения тренда по доле оплаты труда может существенно отразиться на динамике занятости и официальной оплате труда, при этом возможно “копирование” динамика доли оплаты труда в 2009-2010 гг. (рисунок 2.1.6)
Рисунок 2.1.6 – Динамика доли оплаты труда в ВВП в России (в %)
Структура официальной численности наемных работников в 2012-2014 гг. изменилась несущественно, однако продолжалось повышение доли занятых в торговле, ресторанах и отелях, в операциях с недвижимостью, а также занятых финансовой деятельностью. Если учесть, что неформально занятые также тяготеют к оказанию услуг населению (грузовые и пассажирские перевозки, ремонт и строительство квартир, загородных домов, ремонт автомобилей и остального парка бытовой и электронной техники, находящегося у домашних хозяйств), то видами деятельности по производству товаров и строительству останется еще меньшая (32,2%, 2014 г.) доля работников (рисунок 2.1.7)
Рисунок 2.1.7 – Структура официального распределения наемных работников в России (в %)
Под влиянием спросовых ограничений, мер, направленных на повышение эффективности компаний, и низкой инвестиционной активности в экономике закономерно снизился спрос на труд в промышленности, строительстве, на транспорте и связи. Кроме того, существенно сократился спрос на труд в услугах с преобладанием государственного участия - в образовании, здравоохранении, культуре, государственном управлении и обязательном социальном обеспечении. Общее сокращение численности работников за период 2009-2014 гг. оценивается в 8,4%, из них 85,4% приходится на виды деятельности, связанные с производством товаров, 26,3% - на виды деятельности связанные с государственными услугами. Можно предполагать, что перемещение работников в другие секторы услуг избыточно и неэффективно – в них численность работников выросла. К таким видам деятельности с потенциально избыточной численностью можем отнести торговлю, посреднические услуги в операциях с недвижимостью, услуги по обеспечение безопасности и финансовые услуги (рисунок 2.1.8)
Рисунок 2.1.8 – Динамика численности работников в России и вклады секторов
Информация о работе Безработица и пути решения проблем занятости в современных условиях