Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы для определения ее причин и методов борьбы с ней, а также факторов влияющих на занятость населения, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность и значение безработицы;
- охарактеризовать формы и виды безработицы;
Введение
1 Теоретические основы анализа проблемы безработицы
1.1 Сущность и значение безработицы, ее виды
1.2 Государственная политика борьбы с безработицей, ее инструменты
2 Состояние и перспективы занятости населения в России
2.1 Динамика и текущее состояние уровня безработицы в РФ
2.2 Проблемы и особенности отечественной безработицы
2.3 Пути совершенствования политики занятости населения
Заключение
Список использованных источников
Под влиянием замедления экономического роста в 2013-2014 гг. и повышения “давления” издержек по оплате труда на финансы предприятий существенно расширились масштабы неполной занятости. В разных видах деятельности сложились модифицированные механизмы. Основные группировки механизмов, применяемых в случае неполной занятости: согласованный отпуск без сохранения заработной платы, неполный рабочий день, потери выпуска продукции по причине отсутствия спроса и при недостаточной загруженности работников. При включении в обследование Росстата таких видов деятельности как образование, здравоохранение, государственной управление, оказание услуг спорта, культуры, проблема использования неполного времени приобретает существенно более острый характер. Согласно улучшенной методике проведения обследований, около 3-3,5% работников всех видов деятельности работали неполное рабочее время, а в конце 2014 г. - начале 2015 г. возможен выход на 5%-уровень (рисунок 2.1.9)
Рисунок 2.1.9 – Неполная занятость в 2009-2014. (в %)
В течение 2013-2014 гг. уровень безработицы сначала достиг минимальных значений (4,8%). Затем, с середины 2014 г., под влиянием существенного замедления экономической динамики, наметился потенциал роста уровня безработицы [12]. Однако ожидания резкого и стремительного высвобождения занятости, как в конце 2008 г., вряд ли могут реализоваться. При пессимистическом варианте развитии событий в экономике уровень безработицы в последнем квартале 2015 г., по прогнозу, подскочит “всего лишь” до 5,8% (рисунок 2.1.10)
Рисунок 2.1.10 – Уровень безработицы в периоды кризиса: сравнение периодов 2007-2008 гг. и 2013-2014 гг.
Безработица это огромная проблема, от которой экономика страны получает негативные последствия не только социальные, но и крупные экономические. Негативные последствия будут идти цепочкой одна за другой, так как падение материального уровня граждан, повлечет за собой отсутствие у них средств к существованию, спрос на продукты снизится. Граждане не смогут платить налоги, что повлечет в последствии падение ВВП страны и это только небольшая часть ущерба.
2.2 Проблемы и особенности отечественной безработицы
Еще совсем недавно рабочая сила не рассматривалась в качестве товара. Главное, что отличает наш рынок от мирового, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодным условиям для большинства работников (наличие прописи, отсутствие реального жилья, неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости).
В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе [10, c. 393].
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых, возникли существенные сбои
в воспроизводстве профессионально-
В целом основные характеристики занятости в большей мере свидетельствует о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны.
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры.
Рынок труда в России несбалансирован [10, c. 400]. Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.
Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
Несмотря на эти трудности, можно надеяться, что в условиях конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников. Работники же, в свою очередь, получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.
2.3 Пути совершенствования политики занятости населения
Осуществление государственного управления процессом занятости на современном этапе развития страны является качественным индикатором эффективности государственной социально-экономической политики. Уровень государственного управления процессом занятости населения непосредственно определяется состоянием экономики, в котором сейчас находится страна. Среди проблем на рынке труда сложной оставалась структура занятости и ее эффективность, что, непосредственно была связана с ситуацией в различных секторах экономики, нелегальной трудовой миграции и теневой занятостью. Неэффективная структура занятости отражала модель экономического развития, которая базировалась на дешевой рабочей силе. Поэтому современное состояние экономики требует от органов государственного управления выработки особенно взвешенной политики в сфере занятости, поскольку только положительные изменения структуры занятости, в частности, свободное перемещение рабочей силы, приводит к структурным сдвигам, могли обеспечить выход страны из кризиса и переход к экономическому росту [4, c. 56].
Главной задачей государственного управления процессом занятости населения сегодня должна стать переориентация курса решения социальных проблем на расширение рынка труда, а это требует четкой организации помощи в предоставлении или поиска работы всем, кто желает работать. И только комплексное решение этих проблем может привести к их успешному решению.
Политика занятости предоставляет определенности системе приоритетов государственного вмешательства в экономику и социальную сферу страны, позволяет обоснованно различать цели государственного управления и средства их достижения. Но каждому этапу развития общества соответствует определенная концепция занятости, поскольку она освещает процессы функционирования общества. Поэтому концепция занятости не является чем-то неизменным, и ее приоритеты, направления развития и другие аспекты могут меняться, оставляя, однако, неизменной социально-экономическую сущность занятости. Следует отметить, что достижение максимально возможной занятости исходит из современного состояния экономики, в котором сейчас находится страна. Только современный подход к занятости в государственной политике и, что особенно важно, на региональном и местном уровне дает правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения.
Главными функциями органов государственного управления по осуществлению политики занятости населения являются: определение цели и задач государственного управления занятостью населения; формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости; координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости; стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости; мониторинг и анализ результатов политики занятости; контроль выполнения определенных задач. Важным условием реализации этих функций является эффективная деятельность всех институтов, которые определяются как субъекты осуществления политики занятости, выработки научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда.
В современных условиях государство по-новому начинает оценивать суть проблемы и свои задачи, вытекающие из общего состояния ее социально-экономического развития. Одной из существенных признаков новой парадигмы управления процессом занятости населения является вступления системного характера, соответствует тем изменениям, которые происходят на уровне объектов управления. В частности, системный подход предполагает выделение моделей управления на их общегосударственном, региональном и локальном уровнях. Поскольку занятость населения является проблемой многогранной, комплексной, то стороне от нее не могут существовать все структуры государственного управления. Указанная позиция основывается на том, что именно они в той или иной степени задействованы в разработке и выполнении национальной политики занятости населения, государственной и региональных программ занятости. Осуществление политики занятости государственными органами управления на основе системного подхода должно строиться по следующим четырем принципам: подчиненность требованиям развития общества, экономики; приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе; создание экономических условий для достойного уровня благосостояния людей; устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, уровня жизни, возникает по причинам инвалидности, семейных обстоятельств и других объективных факторов и т.д.
Очень важным в деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики занятости населения является соблюдение принципа субсидарности, сущность которого заключается в обеспечении подчиненности целей, ориентиров и рычагов государственного управления социальной сферы, осуществляется на разных уровнях управления, их интегрированности на государственном, региональном и локальном уровнях с целью формирования структурно целостной системы реализации политики занятости населения. В частности, на государственном уровне должны разрабатываться национальные приоритеты политики занятости, государственные программы занятости, законодательная и нормативная база.
Информация о работе Безработица и пути решения проблем занятости в современных условиях