Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:28, курсовая работа
Объектом исследования выступают экономические отношения, возникающие на рынке труда.
Предмет исследования – механизмы регулирования безработицы и обеспечения занятости.
Цель исследования – раскрыть теоретические аспекты функционирования рынка труда и выявить современные проблемы безработицы в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и
безработицы 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.2. Причины безработицы, ее виды и измерение 15
Глава 2. Современные проблемы занятости и безработицы на российском рынке
труда 22
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России 22
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках 25
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 34
Литература 36
Приложение
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек). 10
Таблица 3 Динамика численности экономически активного населения приведена в таблице: на конец периода, млн. человек11
Экономически активное население | В том числе | |||||||
млн.
чел. |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года | занятые | безработные | безработные, зарегистрированные в службах занятости | ||||
млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн. человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | |||
2002г. | ||||||||
январь | 72,6 | 99,7 | 65,3 | 98,6 | 7,3 | 109,8 | 2,5 | 104,0 |
февраль | 72,6 | 99,6 | 65,1 | 98,3 | 7,5 | 111,6 | 2,6 | 99,5 |
март | 72,7 | 99,7 | 65,1 | 98,3 | 7,6 | 113,2 | 2,5 | 95,3 |
апрель | 72,7 | 99,6 | 64,9 | 98,2 | 7,8 | 112,1 | 2,5 | 91,1 |
май | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 113,0 | 2,4 | 89,5 |
июнь | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 112,5 | 2,3 | 88,3 |
июль | 72,7 | 99,5 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 111,8 | 2,2 | 86,7 |
2003г. | ||||||||
январь | 72,7 | 100,1 | 64,5 | 98,8 | 8,2 | 112,5 | 2,0 | 78,3 |
февраль | 72,6 | 100,0 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 110,8 | 2,0 | 77,7 |
март | 72,6 | 99,9 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 109,2 | 2,0 | 76,9 |
апрель | 72,7 | 100,0 | 64,3 | 99,1 | 8,4 | 108,0 | 1,9 | 76,8 |
май | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,9 | 77,4 |
июнь | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,8 | 77,9 |
июль | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,8 | 1,8 | 79,8 |
К началу 2004 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках.
Одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.12
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.13
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального распределения свободных рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район (см. Приложение 1). Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области - в Ханты-Мансийском и Ямала - Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерациии. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким
образом, можно констатировать несоответствие
между потребностью населения
в трудоустройстве и
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В
связи с этим, нового осмысления
потребовало такое
Интенсивность
высвобождения и
Регулирующая
роль государства должна состоять в
постоянном поддержании сбалансированности
экономических приоритетов и
приоритетов занятости в
Процесс
реформирования экономики России показал,
что наряду со свойственными мировой
цивилизации противоречиями, в частности,
между научно-техническим
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных