2.2
Анализ уровня
безработицы в
2000-2006 годах.
Безработица
никогда не бывает равномерно
распределенной среди населения
любой страны. Поэтому одним из
важных аспектов в диагностике
и – что, возможно, даже еще
важнее в «лечении» безработицы
является определение тех групп
населения, в которых она наиболее
распространена. Статистические данные
показывают, что из общего числа безработных
во всех возрастах женщины составляют
около 65% или почти в два раза больше чем
мужчин. Это объясняется тем, что на данный
момент одним из основных требований к
кандидатурам на вакантные места является
наличие специально-технического образования.
По данным Астанинского городского центра
занятости вакансии, предлагаемые работодателями
в технической сфере, составляют около
40%. Но наиболее распространена безработица
среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет
41,2% от общего числа населения, обратившегося
в центры занятости. Это часто объясняют
тем, что они сразу хотят найти работу
«по душе» и считаются безработными, пока
занимаются этими поисками. Еще это объясняется
тем, что при нашем уровне безработицы,
вакансии заполняются, в основном, специалистами,
имеющими определенный стаж работы. А
молодежи, не имеющей опыта работы, даже
не предоставляются возможности получить
его. В этом отношении, возможно, надо применять
опыт Германии, в которой уровень безработицы
среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует
высокоразвитая система профессионального
обучения, профессионально ориентированных
школ и подготовки непосредственно на
рабочих местах, которая сокращает до
минимума период безработицы в начале
трудовой жизни человека.
На формирование
рынка труда в республике в
2000-2006 году оказало существенное
влияние социально-экономическая
обстановка. Наблюдалось повсеместное
повышение численности занятых
в отраслях экономики.
В течение
2000 года принято на работу 1259 тыс.
человек (в 2001г. – 1293,7 тыс.).
Но всё же,
несмотря на все успехи в области увеличения
занятости, в Казахстане все же ещё большой
уровень безработицы. Среди молодёжи уровень
безработицы в среднем составляет около
15%. Несмотря на все усилия правительства,
уровень безработицы снижается очень
медленно.
В периоде
с 2000 по 2006 годы численность занятого
в экономике населения вырастала
небольшими темпами. Так же
из приведенной ниже таблицы
видно, что и численность безработных
весьма солидная, а это только официальные
данные, собранные на основе данных органов
занятости и других ведомств. Фактический
же уровень безработицы намного выше.
Таблица 2. Численность
занятых, безработных и уровень безработицы
на 2000-2006г.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Численность
занятых в |
6201,0 |
6698,8 |
6708,9 |
6721,1 |
6734,2 |
6754,3 |
6772,5 |
экономике-
всего, тыс. человек |
мужчины |
3255,5 |
3470,2 |
3486,4 |
3520,1 |
3610,2 |
3621,3 |
3634,4 |
женщины |
2945,5 |
3228,6 |
3222,5 |
3201 |
3124 |
3133 |
3138,1 |
Численность
безработных |
906 |
780 |
690 |
610 |
585 |
579 |
563 |
из
них: |
231,4 |
216,1 |
193,7 |
187,3 |
179,2 |
169,1 |
153,7 |
зарегистрировано
в |
качестве
безработных в |
органах
занятости на конец года |
Уровень
безработицы, % |
12,8 |
10,4 |
9,3 |
8,7 |
7,9 |
7,6 |
6,5 |
Доля
зарегистрированных безработных |
3,7 |
2,9 |
2,6 |
2,4 |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
в
численности экономике активного
|
населения
(на конец года),% |
Теперь
если представить, что каждое
физическое или юридическое лицо
в республике является субъектом
или самостоятельным институтом, то напрашивается
вывод, который иногда использует правительство
в оправдание своих действий и результатов
работы. Каждый свободный экономический
микроинститут должен сам для себя находить
партнеров, определять род своего занятия,
решать проблемы внутри института самостоятельно.
С этим, конечно же, не согласны те, у которых
статус на данный момент определяется
как «безработный» в силу привычки, унаследованной
от социалистического строя, когда правительство
целиком и полностью регулировало экономику,
а значит, и решало проблему безработицы.
Единственная
сейчас по-настоящему проблема государства
– это низкий уровень производства. Именно
по этой причине безработица в Казахстане
имеет столь высокий уровень. Это общеизвестно,
что если предприятия заработают в полную
мощность, то, как мы рассмотрели в теоретической
стороне этой проблемы, люди предпочтут
работать там, где им пожелается, и
они при выборе будут ориентироваться
на свою специальность, образование, интерес
к работе в данной отрасли. Для этого правительство
Республики сейчас привлекает иностранных
инвесторов для возрождения производства
и обеспечения рабочих мест.
Но при
этом следует помнить, что даже
на рынке труда должно быть
некоторая численность «армии резерва»,
чтобы поддержать естественное условие
конкуренции. Иначе при избытке рабочих
мест будет повышаться спрос на рабочую
силу и соответственно заработная плата.
Но при невозможности компенсации издержек
за счет средств производства в нашем
государстве, производители будут повышать
цены на товары и услуги, что вызовет скачок
инфляции.
На 1990-91 года,
во время распада Советского
Союза, по стране уровень безработицы
составлял 4,6%. Как же получилось
так, что ее уровень так заметно
вырос за несколько лет? Следует
отметить, также, что до 1993 года ее рост
не принимал столь серьезных масштабов,
то есть, ее уровень сопровождался естественным
течением потока «активного населения».
Но вспомним время перехода к рынку.
Тогда,
при постоянной заработной плате,
гиперинфляция, как волшебник, превращала
заработок населения в гроши, которых
не хватало для обеспечения себя и семьи.
Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно,
оставили малодоходную работу. Также в
советский строй нехватку средств на зарплату
обеспечивало государство. Теперь же каждое
предприятие испытало на себе всю суть
рыночной экономики, и чтобы избежать
разорения, в целях уменьшения издержек
на производство, было вынуждено сокращать
штат своих работников, так как уровень
технологических достижений был очень
низок. Таким образом, «на улице» оказались
тысячи желающих найти работу.
Сейчас
идут частые дебаты по поводу
того, какой подход для решения
проблемы безработицы нужен: кейнсианский
или неоклассический. Продумаем
оба этих варианта.
Для выхода
из кризисной ситуации и подъема
производства необходимо активное
участие государства. Если оно
этим не займется, то кто тогда
будет поднимать экономику? Но
государство должно ограничить
свое влияние в меру. Это как?
Просто поощрять отечественного
производителя. Наши организации и предприятия
сейчас душат огромными налогами, из-за
чего, и увеличиваются издержки на производство
– что вынуждает предприятий сокращать
численность своего персонала. Проблему
отсутствия научно-технических достижений
можно решить путем активного финансирования
в области научных разработок. Национальная
Академия Наук Республики Казахстан имени
Сатпаева на данный момент располагает
отменными кадрами, которые ценятся даже
за рубежом, но почему-то наше правительство
закрыло глаза на их проблемы. У многих
других более мелких научно-исследовательских
институтов также одна проблема – отсутствие
средств, а сколько можно было бы достигнуть,
если бы им предоставили свободу действий.
Вторым
ключом решения проблемы безработицы
со стороны государства является улучшение
работы центров занятости. Качественная
работа центров занятости заметно бы уменьшила
уровень безработицы, так как сейчас многим
предприятиям необходимы квалифицированные
кадры, в то время как эти квалифицированные
кадры вынуждены пополнять ряды «челночников»
для обеспечения своего существования.
А, так как, «челночники» относятся к теневой
экономике, а они сейчас составляют около
18% валового внутреннего продукта страны,
то правительству необходимо принять
меры по ужесточению контроля над ними.
Другое дело, если «челнокам» предоставить
возможность поставить свое предпринимательское
дело на должный уровень: поддерживать
предпринимателей, уменьшить налоги на
частную предпринимательскую деятельность.
Тогда, за их счет можно будет повысить
ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.
Но этого
всего нельзя добиться без
поддержки народа Республики
Казахстан. Как сказал президент
Н.А. Назарбаев на презентации
своей новой стратегии вывода
страны из кризиса «Казахстан-2030»
- «… мы (правительство) не сможем осуществить
все эти реформы без должной поддержки
народа республики, так как именно народ
Казахстана единственный кто может поднять
страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться
на то, что придет заграничный бизнесмен,
проинвестирует в страну миллионы долларов
и жить станет лучше. Такого не будет».
И думаю, что не только я соглашусь с этим
высказыванием.
На данный
момент требования к кандидатурам
на вакантные места распределяются
таким образом: 40% профессионально-техническое
образование; 30% высшее экономическое
образование и бухгалтерское дело; 3% охранники
и водители автотранспорта; 2% юридическое
образование; остальные профессии и специальности.
Со стороны
государства необходимо предоставлять
возможности переквалификации населения
на наиболее требуемые профессии и специальности.
В отношении безработицы среди молодежи
возможно применение опыта Германии. Очень
большой процент безработных среди сельского
населения. Из-за плохого состояния сельскохозяйственной
отрасли, безработные мигрируют в более
крупные населенные центры, в надежде
на предоставляемые городами возможности.
Но они не всегда оправдываются, что приводит
к драматическим последствиям.
Восстановление сельского хозяйства не
только уменьшит численность безработных,
но и принесет значительное количество
средств в государственный бюджет. Сельское
хозяйство всегда было одной из основных
отраслей народного хозяйства республики.
В программе
правительства по выводу страны
из кризисной ситуации «Казахстан-2030»
говорится, что в скором будущем мы выйдем
в разряд двадцати экономически развитых
стран мира. Этого можно достичь только
при объединении усилий правительства
и народа, при полном их взаимопонимании.
Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать
нашу власть, и понимать всю необходимость
нашего участия в поднятии государства
на уровень высокоразвитых стран.
2.3
Построение кривой
Филипса для экономики
Казахстана.
Чтобы построить
кривую Филлипса для Казахстанской экономики
необходимо проанализировать следующие
данные:
Во-первых,
необходимо просмотреть уровень инфляции
за какой-то промежуток времени. Так как
я рассматриваю инфляцию за 2000-2006 гг., следовательно
буду брать уровень инфляции за эти годы.
Во-вторых,
просмотреть уровень безработицы за
этот же промежуток времени.
В
Казахстане уровень безработицы
с 2000 по 2006 год изменялся следующим
образом. В 2000 году уровень
безработицы составлял 12,8%, к 2001 году
уровень безработицы снизился и составлял
10,4%, незначительное снижение было в 2002
году (9,3%), в 2003 году 8,7%, в 2004 году по отношению
к 2000 году уровень безработицы значительно
снизился (7,9%), в 2005 и 2006 гг. инфляция составляла
7,6% и 6,5% соответственно.