Безработица, ее причины, виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Согласно общепринятому определению безработица - это незанятость экономически активного населения. Под экономически активным населением понимаются граждане, которые имеют или могут иметь собственный доход. В экономические активное население не входят дети, пенсионеры, женщины в отпуске по уходу за ребенком и инвалиды. Официальный безработный должен не иметь работы, искать работу и быть готовым в любой момент приступить к исполнению должностных обязанностей. Существует множество видов безработицы. В данной статье мы будем говорить об показателях зарегистрированной безработицы и обратим внимание на вынужденную безработицу, к росту которой привел экономический кризис 2008-2009 годов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 4
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1 Безработица и ее сущность…………….………………………..…….. 5
1.2 Причины безработицы и ее формы…….……………………..………9
1.3 Социально-экономические последствия безработицы………..…..11
1.4 Кризис и безработица в России (2008-2009 г.г.)
1.4.1 Ситуация по безработице в 2009 году ……..………………..…...18
1.4.2 Латентная или скрытая безработица в России ………..…….21
Глава 2. Государственная политика занятости РФ
2.1 Государственная система занятости ………………………..…….… 23
2.2 Государственные меры по сокращению безработицы………..…..26
2.3 Будущее российской политики в области занятости……………....30
Заключение ……………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных  программ, а предварять эти программы  в жизнь.

 

 

1.4. Кризис и  безработица в России (2008-2009 г.г.)

 

1.4.1. Ситуация по безработице в 2009 году

 

С начала кризиса в 2008 году уровень безработицы в России неумолимо растет. Высокие темпы  роста привели к тому, что безработица  в России превысила аналогичный  показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса. По официальным данным темпы роста безработицы в 2009 году снизились, а летом рост безработицы и вовсе прекратился. Отметим, рост прекратился, однако уровень сохраняется, несмотря на усилия правительства РФ по созданию новых рабочих мест, а также несмотря на летний сезон, который всегда характиризуется усилением активности в строительной отрасли и промышленности.

Согласно общепринятому  определению безработица - это незанятость  экономически активного населения. Под экономически активным населением понимаются граждане, которые имеют или могут иметь собственный доход. Динамику численности экономически-активного населения за 2008-2009 года можем наблюдать в таблице ниже (Таблица 1.1.).

 

Таблица 1.1. Динамика численности экономически активного населения на конец месяца

 

 

Экономически активное население

В том числе

Занятые

Безработные

млн. человек

в % к соответст-вующему периоду предыдущего года

млн. человек

в % к соответст-вующему  периоду предыдущего года

млн. человек

в % к соответст-вующему  периоду предыдущего года

2008 год 

Январь

74,9

100,6

69,9

101,1

5,0

94,2

Февраль

74,8

100,3

69,5

100,4

5,3

98,5

Март

75,1

100,5

70,2

100,8

4,9

96,6

1квартал (в среднем  за месяц)

74,9

100,5

69,9

100,8

5,1

96,5

Апрель

75,4

100,6

70,9

101,1

4,5

94,4

Май

75,7

100,8

71,6

101,4

4,1

91,9

Июнь

76,0

100,9

71,8

101,2

4,2

96,1

2 квартал (в среднем  за месяц)

75,7

100,8

71,4

101,2

4,3

94,2

Июль

76,3

100,9

72,0

100,9

4,3

100,4

Август

76,6

101,0

72,1

100,7

4,5

104,9

Сентябрь

76,4

101,0

71,6

100,4

4,7

111,4

3 квартал (в среднем  за месяц)

76,4

101,0

71,9

100,7

4,5

105,6

Октябрь

76,1

101,1

71,1

100,0

5,0

118,0

Ноябрь

75,9

101,1

70,6

99,7

5,3

124,6

Декабрь

75,5

100,7

69,6

98,9

5,9

128,2

4 квартал (в среднем  за месяц)

75,8

101,0

70,4

99,6

5,4

123,7

Год (в среднем за месяц)

75,7

100,8

70,9

100,5

4,8

104,4

2009 год

Январь

75,1

100,3

68,6

98,2

6,5

131,2

Февраль

74,8

100,0

67,8

97,5

7,1

132,9

Март

75,2

100,1

68,3

97,3

6,9

140,4

1квартал (в среднем  за месяц)

75,1

100,2

68,2

97,7

6,8

134,8

Апрель

75,6

100,2

68,9

97,1

6,7

148,6

Май

75,9

100,2

69,4

96,9

6,5

158,2

Июнь

76,1

100,1

69,8

97,2

6,3

149,8

2 квартал (в среднем  за месяц)

75,9

100,2

69,4

97,1

6,3

152,1

Июль

76,3

100

70,2

97,5

6,5

141,8

Август

76,6

99,9

70,6

97,8

6,2

134,3

Сентябрь

76,2

99,7

70,4

98,3

6,0

121,5

3 квартал (в среднем  за месяц)

76,4

99,9

70,4

97,9

6,0

132,2

Октябрь

75,8

99,6

70,0

98,4

5,8

116,4

Ноябрь

75,5

99,5

69,4

98,3

6,1

115,9


 

В экономические активное население не входят дети, пенсионеры, женщины в отпуске по уходу  за ребенком и инвалиды. Официальный  безработный должен не иметь работы, искать работу и быть готовым в любой момент приступить к исполнению должностных обязанностей. Существует множество видов безработицы. В данной статье мы будем говорить об показателях зарегистрированной безработицы и большое внимание обратим на вынужденную безработицу, к росту которой привел экономический кризис 2008-2009 годов. Под уровнем безработицы подразумевается доля безработных к общему количеству экономически активного населения, выраженная в процентах – ее мы можем наблюдать в следующей таблице:

 

Таблица 2. Уровень безработицы в период 2008-2009 г.г.

 

Уровень безработицы, %

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения

уровень зарегистрированной безработицы, %

млн. человек

в % к соответствую-щему периоду предыдущего года

2008 год

Январь

6,6

1,6

89,1

2,1

Февраль

7,1

1,6

90,2

2,1

Март

6,5

1,5

89,7

2,0

1квартал (в среднем  за месяц)

6,7

1,6

89,7

2,1

Апрель

6,0

1,5

90,0

2,0

Май

5,4

1,4

88,7

1,8

Июнь

5,6

1,3

89,3

1,8

2квартал (в среднем за месяц)

5,6

1,4

89,3

1,9

Июль

5,7

1,3

89,4

1,7

Август

5,8

1,3

88,9

1,7

Сентябрь

6,2

1,2

88,2

1,6

3квартал (в среднем за месяц)

5,9

1,3

88,9

1,7

Октябрь

6,6

1,2

87,7

1,6

Ноябрь

7,0

1,3

87,1

1,7

Декабрь

7,8

1,5

98,0

2,0

4квартал (в среднем за месяц)

7,1

1,4

91,1

1,8

Год (в среднем за месяц)

6,4

1,4

89,7

1,8

2009 год

Январь

8,7

1,7

110,1

2,3

Февраль

9,4

2,0

127,8

2,7

Март

9,2

2,2

141,9

2,9

1квартал (в среднем  за месяц)

9,1

2

126,5

2,6

Апрель

8,8

2,3

153,5

3,0

Май

8,5

2,2

158,3

2,9

Июнь

8,3

2,1

160,9

2,8

2квартал (в среднем за месяц)

8,6

2,2

157,4

2,9

Июль

8,1

2,1

163,0

2,8

Август

7,8

2,1

163,0

2,8

Сентябрь

7,6

2,0

163,2

2,7

3квартал (в среднем за месяц)

7,8

2,1

163,0

2,7

Октябрь

7,7

2,0

161,8

2,7

Ноябрь

8,1

2,0

156,5

2,7


 

Подсчетом безработицы  в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по труду и занятости;

Министерстве здравоохранения  и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда. По состоянию на начало лета 2009 года безработица по разным оценкам составила от 9% до 10,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на май 2009 года уровень безработицы был равен 8,5%, что гораздо ниже данных безработицы, полученных методом социального обследования, опросов населения и предприятий.

 

 

1.4.2. Латентная или скрытая безработица в России

 

Жесткое трудовое законодательство в России в отношении работодателей  привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Напомним, что по действующему в 2009 году трудовом кодексу при сокращении штата и увольнении работников, работодатель вынужден выплатить двухмесячную заработную плату увольняемому работнику. Поэтому работодатели всяческими способами вынуждают работников увольняться самим по собственному желанию, чтобы не попасть под действие вышеупомянутой статьи в трудовом кодексе РФ. Основным методом воздействия на неключевых сотрудников является перевод их на неполную рабочую неделю и вывод в вынужденные бессрочные отпуска. Таким образом, снижается фактическая средняя заработная плата работника за 12 месяцев, что позволяет в дальнейшем сократить штат с меньшими издержками. Численность людей, работавших неполное рабочее время на июнь 2009 года составляет около 9% по официальным данным. Реально же эта цифры гораздо больше. Вторым методом сокращения издержек по заработной плате становится уже забытый метод выплаты "серой" зарплаты. Но все же он является противозаконным, поэтому работодатели больше прибегают к методам, ведущим к росту скрытой безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная политика занятости РФ.

 

2.1. Государственная система занятости.

 

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Государственный Фонд занятости  населения (ГФЗН), в каждом из субъектов  Федерации существуют региональные или республиканские фонды и  службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. 

Органы службы занятости  на безвозмездной основе предоставляют  органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости  на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб  занятости с предприятиями - работодателями,  работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

 

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

- разрабатывать республиканские и  региональные программы занятости;

- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

- оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

- выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,  происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости  имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать  краткосрочные государственные  ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда занятости  направляются на:

- оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

- организацию общественных работ;

- выплату пособий по безработице и материальной помощи;

- возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

- мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

- расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как  гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости  становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости  населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

 

 

2.2. Государственные меры по сокращению безработицы

 

Государству довольно трудно регулировать уровень безработицы  непосредственно. В России в 2009 году действует федеральные и муниципальные  программы занятости на общественных работах и переподготоки кадров засчет государства. Однако это капля в море. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытия малых предприятий. К сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время.

Информация о работе Безработица, ее причины, виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости