Банковский сектор России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России.

Оглавление

1. Цели и условия реформирования банковского сектора……………………………………3
1.1. Результаты развития и цели реформирования банковского сектора ……………………3
1.2. Практические задачи, условия и результаты реформирования банковской сектора ….4
2. Общая оценка текущего состояния банковского сектора………………………………….7
2.1. Базовые характеристики и текущие тенденции функционирования банковского сектора …………………………………………………………………………………………..7
2.2. Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности ………………………8
3. Политика государства в отношении банковского сектора……………………………….10
3.1. Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора …10
3.2. Участие государства в капитале кредитных организаций ……………………………..11
3.3. Формирование конкурентной среды в банковском секторе……………………………13
3.4. Налогообложение кредитных организаций……………………………………………..14
3.5. Реструктуризация и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций ……..14
4. Структурные аспекты развития банковского сектора……………………………………15
4.1. Институциональные аспекты ……………………………………………………………15
4.2. Концентрация и централизация капитала ……………………………………………...16
4.3. Участие иностранного капитала в банковском секторе России ………………………17
5. Функциональные аспекты развития банковской деятельности…………………………18
5.1. Взаимодействие банков с реальным сектором экономики ……………………………20
5.2. Обслуживание депозитов и сбережений населения ……………………………………20
5.3. Развитие платежной системы …………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

3.2.4. Правительство Российской  Федерации примет меры для  того, чтобы организации-резиденты  осуществляющие банковские операции, будут преобразованы в кредитные  организации по законодательству  Российской Федерации, либо прекратят  осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено  действующими федеральными законами.

В отношении Внешэкономбанка  Правительство Российской Федерации  намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и  функции кредитной организации.

3.2.5. Кардинальные преобразования  в отношении собственности (передача  от Банка России государству,  приватизация контрольного пакета  акций) или структуры (разделение) Сбербанка России не входят  в число задач реформирования  банковского сектора. В условиях, когда не устранены все предпосылки  возникновения системных банковских  трудностей,, поспешные действия  по принятию и реализации кардинальных  решений могут дестабилизировать  ситуацию с восстановлением доверия  к банковскому сектору, нарушить  процесс его реформирования и  негативно сказаться на социально-экономическом  развитии страны. Необходимость  рассмотрения вопроса о выходе  Банка России из капитала 

Сбербанка России может возникнуть только при условии возникновения  у населения высокой степени  доверия к кредитным организациям, контролируемым частным капиталом (в том числе, после создания системы  гарантирования банковских вкладов).

Наблюдательный совет  Сбербанка России на регулярной основе будет рассматривать вопросы  коммерческой политики.

В отношении Внешторгбанка  Правительство Российской Федерации  по согласованию с Банком России признало целесообразным руководствоваться  сроком 1 января 2003 года в качестве предварительного ориентира выхода Банка России из капитала Внешторгбанка.

Правительство Российской Федерации  будет воздерживаться от создания новых  государственных банков либо от предоставления действующим банкам привилегий.

3.2.6. Правительство Российской  Федерации и Банк России предпримут  необходимые усилия по внесению  изменений в Федеральный закон  "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)", предусматривающих  выход Банка России из состава  акционеров российских загранбанков.

3.3. Формирование  конкурентной среды в банковском  секторе

Обеспечение конституционных  гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг и средств, создание условий  для развития конкуренции на рынке  банковских и в целом финансовых услуг является одним из важных элементов  государственной политики.

3.3.1. Действия органов  регулирования банковской деятельности  должны быть направлены на  исключение ситуаций, когда банки  принимают коммерческие решения  под влиянием политического давления  или воздействия со стороны  других хозяйствующих субъектов,  а также на создание равных  условий для ведения бизнеса  всеми кредитными организациями  вне зависимости от формы собственности,  что подразумевает предъявление  к ним единых нормативных требований. В равной мере данное положение  распространяется и на кредитные  организации, контролируемые государством.

3.3.2. Антимонопольное регулирование  в банковском секторе имеет  федеральный и региональный аспекты.  На региональном уровне задачей  антимонопольного регулирования  является противодействие попыткам  установления территориальных ограничений  на деятельность кредитных организаций  (кроме ограничений, накладываемых  органом банковского надзора  в рамках установленных полномочий), а также предоставлению органами  власти прямо или косвенно  преференциального режима функционирования  отдельным банкам по сравнению  с другими банками. 

На федеральном уровне антимонопольное регулирование  дополняется мерами к банкам, злоупотребляющим своим доминирующим положением в  противоречии с задачами развития банковского  сектора и конкуренции на рынке  банковских услуг.

Объектом постоянного  внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения  и действия органов власти всех уровней, если эти решения и/или действия препятствуют развитию банковского  сектора и/или развитию конкуренции  на рынке банковских-, услуг.

В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке  банковских услуг будут внесены  соответствующие изменения в  Федеральный закон "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг".

3.3.3. Для развития конкурентной  среды и более эффективного  действия фактора рыночной дисциплины  должны быть приняты меры по  повышению транспарентности кредитных  организаций. 

В этой связи важное значение будет иметь применение предусмотренных  изменениями в законодательство требований ежеквартальной публикации в печати балансов и отчетов о  финансовых результатах деятельности банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как коэффициент  достаточности капитала, качество кредитного портфеля и размер резервов на покрытие сомнительных активов. Кроме того, кредитные  организации, являющиеся головными  в составе банковских "групп, должны будут публиковать консолидированный  балансовый отчет и отчет о  прибылях и убытках.

Развитие транспарентности кредитных организаций в конечном счете ограничено общим уровнем  прозрачности хозяйственных процессов  в экономике, прежде всего в реальном секторе. Важным инструментом повышения  транспарентности является перевод  на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСБУиО) всех хозяйствующих субъектов.

3.4. Налогообложение  кредитных организаций

С 1 января 2002 года ставка налога на прибыль для банков снижается  с 43 процентов до 24 процентов. Банкам предоставляется возможность создавать  различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все  необходимые, обоснованные и документально  подтвержденные затраты. Для целей  налогообложения учитывается ряд  особенностей банковской деятельности.

Правительство Российской Федерации  предусматривает решение следующих  задач налогообложения кредитных  организаций:

  • отмена налога на покупку иностранных денежных знаков;
  • отмена налога на операции с ценными бумагами как самостоятельного налога и отнесение к госпошлине, регистрационному сбору платежа за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг с установлением размеров платежа в зависимости от размера эмиссии ценных бумаг.

В дальнейшем вопросы совершенствования  налогообложения кредитных организаций  будут решаться на основе анализа  практики применения налогового законодательства, а также перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3.5. Реструктуризация  и ликвидация нежизнеспособных  кредитных организаций

3.5.1. Реструктуризация банков  будет осуществляться на ранней  стадии проблемности за счет  средств собственников и кредиторов  банка с учетом интересов кредиторов  и вкладчиков на основе действующего  законодательства.

Реструктуризация кредитных  организаций силами государства  будет продолжена исключительно  через специализированный институт- Агентство по реструктуризации кредитных  организаций (АРКО). Реструктуризация банков, находящихся*, в настоящее  время под управлением АРКО, должна быть завершена в сроки, предусмотренные  планами их реструктуризации, и в  основном завершится не позднее 2003 года. Контрольные пакеты акций реструктурнрованных  кредитных организаций, находящихся  под управлением АРКО, подлежат продаже.

Практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность  и транспарентность процедур ликвидации) должна в максимальной степени отражать международно признанные подходы.

Расширение круга банков, реструктурируемых АРКО с привлечением бюджетных средств, является нецелесообразным.

3.5.2. В дальнейшем в  перспективе целесообразно закрепить  за АРКО функции корпоративного  ликвидатора банков с отозванной  лицензией. В этих целях необходимо  создание законодательных механизмов  повышения эффективности ликвидационных  процедур в кредитных организациях, укрепление системы правоприменения.  В настоящее время нерешенность  проблемы эффективной ликвидации  кредитных организаций создает  значительные препятствия на  пути реформирования банковского  сектора и восстановления доверия  к нему инвесторов и кредиторов.

Другим возможным направлением развития деятельности АРКО (не исключающим  указанное выше) является придание ему функции институциональной  структуры гарантирования вкладов  населения. При этом следует исходить из необходимости разделения Агентством рисков, вызванных, с одной стороны, участием в реструктуризации кредитных  организаций и, с другой стороны, в гарантировании вкладов.

Изменение функций АРКО требует  внесения изменений в Федеральные  законы "О реструктуризации кредитных  организаций" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Развитие деятельности АРКО по указанным  направлениям отвечает задачам поддержания  системной стабильности.

4. Структурные  аспекты развития банковского  сектора

4.1. Институциональные  аспекты

Совершенствование структуры  банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному  выполнению функций по трансформации  сбережений в инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в  банковском секторе.

4.1.1. Определенные действующим  законодательством фундаментальные  принципы организации российской  банковской системы, а именно - двухуровневая структура (Центральный  банк Российской Федерации и  кредитные организации) и универсальные  функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям  экономики и обеспечивают благоприятные  исходные условия для развития  банковской системы, адекватной  потребностям экономического роста.  Указанные принципы сохраняются  в качестве правовой основы  функционирования банковской системы  страны.

4.1.2. Банки должны сохранить  возможность развиваться в рамках  универсального статуса, позволяющего  снизить риски за счет диверсификации  услуг, обеспечить комплексность  обслуживания клиентов.

Специализация банков на отдельных  продуктах, операциях или видах  деятельности возможна в рамках их универсального статуса. Принцип добровольной (коммерческой) специализации банков, исключающий административные методы навязывания им конкретных форм специализации, предполагает, что всю ответственность  за решения по выбору сфер деловой  активности несут сами кредитные  организации и их учредители (участники), включая в том числе и государство.

4.1.3. Наряду с сохранением  статуса банков как универсальных  финансовых посредников необходимо  развивать институциональные альтернативы  банкам в рамках банковской  системы. 

В целях развития рынка  инвестиционных услуг целесообразно  создание правовых возможностей для  деятельности в составе банковской системы кредитно-депозитных организаций, то есть организаций, имеющих лицензию только на операции по привлечению  и размещению средств юридических  лиц (без права на ведение счетов и оказание расчетных услуг, а  также на привлечение средств  населения).

4.1.4. В рамках решения  задачи развития цивилизованных  форм сбережений актуальной является  проблема развития правовой базы  для создания финансового посредничества.

В настоящее время принят Федеральный закон "О кредитных  потребительских кооперативах граждан". В случае, если деятельность данных кооперативов выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские  цели и только членам ассоциаций (кооперативов), то, как свидетельствует международный  опыт, более рациональным является функционирование указанных организаций  в рамках банковской системы с  соответствующим регулированием и  надзором за их деятельностью.

4.1.5. Банк России рассмотрит  вопрос о целесообразности установления  минимальных требований по величине  собственных средств (капитала).

4.2. Концентрация  и централизация капитала

4.2.1. Изменение структуры  банковского сектора по таким  параметрам, как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг,  размещение кредитных организаций  по регионам, должно происходить  на рыночных принципах. 

Роль государства в  реорганизации кредитных организаций, которую может сопровождать изменение  структуры банковской системы по данным параметрам, в общем случае состоит в обеспечении на законодательном  уровне и в процессе регулирования  банковской деятельности:

Информация о работе Банковский сектор России