Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:47, реферат
Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России.
1. Цели и условия реформирования банковского сектора……………………………………3
1.1. Результаты развития и цели реформирования банковского сектора ……………………3
1.2. Практические задачи, условия и результаты реформирования банковской сектора ….4
2. Общая оценка текущего состояния банковского сектора………………………………….7
2.1. Базовые характеристики и текущие тенденции функционирования банковского сектора …………………………………………………………………………………………..7
2.2. Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности ………………………8
3. Политика государства в отношении банковского сектора……………………………….10
3.1. Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора …10
3.2. Участие государства в капитале кредитных организаций ……………………………..11
3.3. Формирование конкурентной среды в банковском секторе……………………………13
3.4. Налогообложение кредитных организаций……………………………………………..14
3.5. Реструктуризация и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций ……..14
4. Структурные аспекты развития банковского сектора……………………………………15
4.1. Институциональные аспекты ……………………………………………………………15
4.2. Концентрация и централизация капитала ……………………………………………...16
4.3. Участие иностранного капитала в банковском секторе России ………………………17
5. Функциональные аспекты развития банковской деятельности…………………………18
5.1. Взаимодействие банков с реальным сектором экономики ……………………………20
5.2. Обслуживание депозитов и сбережений населения ……………………………………20
5.3. Развитие платежной системы …………………………………………………………..
3.2.4. Правительство Российской
Федерации примет меры для
того, чтобы организации-резиденты
осуществляющие банковские
В отношении Внешэкономбанка Правительство Российской Федерации намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации.
3.2.5. Кардинальные преобразования
в отношении собственности (
Сбербанка России может возникнуть
только при условии возникновения
у населения высокой степени
доверия к кредитным
Наблюдательный совет Сбербанка России на регулярной основе будет рассматривать вопросы коммерческой политики.
В отношении Внешторгбанка Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России признало целесообразным руководствоваться сроком 1 января 2003 года в качестве предварительного ориентира выхода Банка России из капитала Внешторгбанка.
Правительство Российской Федерации будет воздерживаться от создания новых государственных банков либо от предоставления действующим банкам привилегий.
3.2.6. Правительство Российской
Федерации и Банк России
3.3. Формирование
конкурентной среды в
Обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг и средств, создание условий для развития конкуренции на рынке банковских и в целом финансовых услуг является одним из важных элементов государственной политики.
3.3.1. Действия органов
регулирования банковской
3.3.2. Антимонопольное регулирование
в банковском секторе имеет
федеральный и региональный
На федеральном уровне антимонопольное регулирование дополняется мерами к банкам, злоупотребляющим своим доминирующим положением в противоречии с задачами развития банковского сектора и конкуренции на рынке банковских услуг.
Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и/или действия препятствуют развитию банковского сектора и/или развитию конкуренции на рынке банковских-, услуг.
В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
3.3.3. Для развития конкурентной
среды и более эффективного
действия фактора рыночной
В этой связи важное значение
будет иметь применение предусмотренных
изменениями в законодательство
требований ежеквартальной публикации
в печати балансов и отчетов о
финансовых результатах деятельности
банков, а также таких ключевых
финансовых показателей, как коэффициент
достаточности капитала, качество кредитного
портфеля и размер резервов на покрытие
сомнительных активов. Кроме того, кредитные
организации, являющиеся головными
в составе банковских "групп, должны
будут публиковать
Развитие транспарентности
кредитных организаций в
3.4. Налогообложение кредитных организаций
С 1 января 2002 года ставка налога
на прибыль для банков снижается
с 43 процентов до 24 процентов. Банкам
предоставляется возможность
Правительство Российской Федерации
предусматривает решение
В дальнейшем вопросы совершенствования
налогообложения кредитных
3.5. Реструктуризация и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций
3.5.1. Реструктуризация банков
будет осуществляться на
Реструктуризация кредитных организаций силами государства будет продолжена исключительно через специализированный институт- Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Реструктуризация банков, находящихся*, в настоящее время под управлением АРКО, должна быть завершена в сроки, предусмотренные планами их реструктуризации, и в основном завершится не позднее 2003 года. Контрольные пакеты акций реструктурнрованных кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, подлежат продаже.
Практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность и транспарентность процедур ликвидации) должна в максимальной степени отражать международно признанные подходы.
Расширение круга банков, реструктурируемых АРКО с привлечением бюджетных средств, является нецелесообразным.
3.5.2. В дальнейшем в
перспективе целесообразно
Другим возможным направлением развития деятельности АРКО (не исключающим указанное выше) является придание ему функции институциональной структуры гарантирования вкладов населения. При этом следует исходить из необходимости разделения Агентством рисков, вызванных, с одной стороны, участием в реструктуризации кредитных организаций и, с другой стороны, в гарантировании вкладов.
Изменение функций АРКО требует внесения изменений в Федеральные законы "О реструктуризации кредитных организаций" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Развитие деятельности АРКО по указанным направлениям отвечает задачам поддержания системной стабильности.
4. Структурные аспекты развития банковского сектора
4.1. Институциональные аспекты
Совершенствование структуры банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском секторе.
4.1.1. Определенные действующим
законодательством
4.1.2. Банки должны сохранить
возможность развиваться в
Специализация банков на отдельных
продуктах, операциях или видах
деятельности возможна в рамках их
универсального статуса. Принцип добровольной
(коммерческой) специализации банков,
исключающий административные методы
навязывания им конкретных форм специализации,
предполагает, что всю ответственность
за решения по выбору сфер деловой
активности несут сами кредитные
организации и их учредители (участники),
включая в том числе и
4.1.3. Наряду с сохранением
статуса банков как
В целях развития рынка инвестиционных услуг целесообразно создание правовых возможностей для деятельности в составе банковской системы кредитно-депозитных организаций, то есть организаций, имеющих лицензию только на операции по привлечению и размещению средств юридических лиц (без права на ведение счетов и оказание расчетных услуг, а также на привлечение средств населения).
4.1.4. В рамках решения
задачи развития
В настоящее время принят
Федеральный закон "О кредитных
потребительских кооперативах граждан".
В случае, если деятельность данных
кооперативов выйдет за рамки предоставления
кредитов только на потребительские
цели и только членам ассоциаций (кооперативов),
то, как свидетельствует
4.1.5. Банк России рассмотрит
вопрос о целесообразности
4.2. Концентрация и централизация капитала
4.2.1. Изменение структуры
банковского сектора по таким
параметрам, как концентрация капитала,
оказание отдельных видов
Роль государства в
реорганизации кредитных