Банковский кредит Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

Оглавление

Введение
1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность,цели и инструменты
2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой
3. Анализ кредитно-денежной политики Республики Беларусь.
Основные направления на 2011 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

денежно-коедитная политика рб.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

 

Утверждение о том, что  чем более стабильны валютные курсы, тем более эффективно функционирует  реальный сектор экономики не требует  доказательств. Однако заключение нового соглашения подобного Бреттонвудскому  будет весьма затруднительным при  любых обстоятельствах. Даже просто слухи или информация о подготовке “нового Бреттон-Вуда” дестабилизируют  валютные курсы. Наиболее приемлемым для  всех решением было бы через усиленный  Международный валютный фонд или  новую организацию Международную  валютную комиссию зафиксировать текущее  валютные курсы, затем поэтапно приблизить их к паритету покупательной способности  и корректировать валютные курсы  только в случае определенных изменений  паритета. Комиссия может изменять пределы колебания паритета для  защиты от спекулятивных атак на отдельные  валюты. В настоящее время существует дилемма: зафиксировать валютные курсы  невозможно, но объем валютных спекуляций достиг объемов, ставящих под угрозу существование всей системы в  целом. Таким образом, регулирование  валютных курсов необходимо, и паритет  покупательной способности один из наилучших показателей для  сравнения стоимости валют.

 

Чтобы избежать крупных спекулятивных  атак на валюты, от которых ожидается  девальваций, вместо защитных операций центральных банков, причем не всегда успешных, целесообразнее использовать возможности Комиссии для временного ограничения операций неторгового  характера неустойчивыми валютами, курс которых вскоре будет изменен. Конечно оценка стоимости валют  через паритет не может быть на 100% объективной. Данный показатель обычно рассчитывается путем сравнения  средних потребительских корзин, что имеет следующее недостатки: - в обществах с различным образом  жизни, товары входящие в корзину  и пропорции между ними будут  отличаться; - качество товаров отнесенных к одной группе по единой цене может  сильно отличаться; - розничные цены на товары включают в себя не только себестоимость продукции, но и другие виды расходов, в том числе налоговые  платежи, которые варьируются.

 

Ранее основным доводом в  пользу рыночных валютных курсов была необходимость выравнивания торговых балансов стран, через изменения  стоимости экспорта и импорта. Но, во-первых, подобный аргумент не учитывал эластичность спроса на те или иные товары и степень монополизации  в отраслях. Во-вторых, альтернативой  покупки недостающей для выравнивания валюты является привлечение внешних  заимствований, то есть спрос и предложение  на валюту больше не отражает спрос  и предложение на товары и услуги, чему также способствовало многократное увеличение доли спекулятивных операций на валютном рынке. Так как подобная мера может вызвать на рынке большую  панику, необходим длительный срок внедрения и обязательная предварительная  разъяснительная работа.

 

Попытки реализации данных предложений  наталкиваются на активное сопротивление  многих экономистов, политиков и  финансовых организаций. Хотя намерения  восстановления управления над национальной и международной кредитной сферой и валютным регулированием вызывают большое недовольство, но после кризиса  в Юго-Восточной Азии общественное мнение постепенно переходит на сторону  тех, кто предлагает реформировать  существующую систему.

3. Анализ кредитно-денежной  политики Республики Беларусь.   Основные направления на 2011 год.

 

 

 

В формировании денежно-кредитной  политики Беларуси как суверенного  государства есть основание выделять несколько основных этапов.

 

Начало первому этапу  было положено принятием Верховным  Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического  решения о признании «белорусского  расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской  денежной единицы как символа  суверенного государства.

 

Начало второго этапа  пришлось на 1997 год, когда в денем  но-кредитной политике стали преобладать  идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.

 

Начало третьего этапа  приходится на 2001 год, когда в стратегии  и тактике Национального банка  Республики Беларусь произошли некоторые  позитивные изменения.

 

К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался  единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ

 

были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о  необходимости ограничения кредитной  экспансии, На основе установления положительной  процентной ставки была обеспечена сохранность  вкладов населения в белорусских  рублях. Открытие для коммерческих банков специальных, депозитных счетов в Национальном банке позволило  уменьшить

 

денежное предложение  и подавить гиперинфляцию.

 

В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы  осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической  реформы, хотя упомянута программа  так и не была выполнена должным  образом.

 

Нарастание кризиса неплатежей и обострение других проблем в  условиях сдерживания радикальных  преобразований, отсутствие должной  теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации. ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических  проблем усматривалась в якобы  необоснованном сжатии денежной массы  и лишении реального сектора  экономики весомой кредитной  поддержки со стороны банковского  сектора.

 

Сама по себе высокая степень  монетизации ВВП свидетельствует  об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации  во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой  склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального  сектора экономики, со скоростью  движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют  более или менее значимые возможности  резко повысить монетизации ВВП  за счет административного принуждения.

 

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного  обращения стали быстро заполняться  новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные  ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство  выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.

 

Тем самым узкому кругу  льготников была предоставлена возможность  присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

 

Денежная масса постоянно  обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного  обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент  монетизации ВВП даже снизился: с  имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в  год.

 

В условиях нарастающей кредитной  эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными  курсами.

 

Кризис национального  валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой  валютный рынок, а белорусский рубль  был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять  на территории СНГ функцию резервного средства.

 

В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной  и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией  о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.

 

Гипертрофированными темпами  нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение  стало наполняться всевозможными  суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и  накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели  отрицательные значения. Оборотные  средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

 

Таким образом, концепция  «форсирования монетизации ВВП  и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной  сферы.

 

Важным признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом  обороте очень велика, динамика обменного  курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов  достижения конечной цели своей денежно-кредитной  политики по сдерживанию инфляции.

 

Такой механизм денежно-кредитной  политики, обеспечивающий  условия  для устойчивого роста экономики  и достижения параметров социально-экономического развития за счет поддержания устойчивости национальной валюты, показал свою достаточную эффективность.

 

Если в 2001 году уровень  инфляции, измеряемый приростом индекса  потребительских цен, составил 46 процентов, то в 2005 году он сложился на уровне нижней границы годового прогноза — 8 процентов. Прирост этого показателя на 5,7 процента за 11 месяцев текущего года, при запланированных  на весь год 7—9 процентов, позволяет  уверенно говорить о выполнении прогноза.

 

Немалая роль в таком снижении темпов инфляции принадлежит динамике обменного курса, которая за последние  годы изменилась от довольно значительной ежегодной девальвации до укрепления белорусского рубля по отношению  к иностранным валютам. 

 

По мере замедления темпов инфляции и девальвации снижались  и процентные ставки на денежном рынке. При этом процентная политика Национального  банка была ориентирована на постепенное  и сбалансированное уменьшение процентных ставок по кредитам и депозитам при  обеспечении их привлекательного уровня, стимулирующего рост сбережений в белорусских  рублях и расширение доступности  кредитов банков для предприятий  и населения.

 

Финансовая стабилизация стала важным фактором как роста  инвестиций в экономику, так и  активного ее кредитования со стороны  банковского сектора.

 

Все это содействовало  обеспечению высоких темпов экономического роста в республике, позволяющих  Беларуси по этому показателю устойчиво  занимать одно из лидирующих мест среди  стран СНГ.

 

Следует также отметить, что  процесс финансовой стабилизации и  активного участия банковской системы  в достижении параметров социально-экономического развития сопровождался эффективным, безопасным и надежным функционированием  национальной платежной системы.

 

Таким образом, действующий  сегодня в республике механизм решения  задач денежно-кредитной политики подтверждает свою достаточно высокую  эффективность и целесообразность его дальнейшего использования  без каких-либо кардинальных преобразований в наступающем году. В то же время  с учетом необходимости дальнейшего  закрепления позитивных тенденций  в денежно-кредитной сфере и  повышения ее качественных показателей.

 

 Денежно–кредитная политика  Республики Беларусь в 2011 году  направлена на формирование условий  стабильного экономического развития  Республики Беларусь, выполнение  показателей социально–экономического  развития страны, повышение благосостояния  населения, прежде всего путем  защиты и обеспечения устойчивости  белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности,  и курса по отношению к иностранным  валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

 

Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия  внешнеэкономических условий и  предпринимаемыми мерами по структурным  преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития. В 2011 году денежно–кредитная политика будет  направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Приоритетная цель денежно–кредитной политики —  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

 

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной  политики, обеспечивающую адаптацию  экономики к возможным внешним  шокам и ограничение роста  потребительских цен. В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса  белорусского рубля к стоимости  корзины иностранных валют в  рамках коридора плюс/минус 8 процентов  от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2011 года. Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к  корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний  позволит более оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

 

Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

 

Процентная политика будет  ориентирована на обеспечение стабильного  функционирования финансовой системы  путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность вкладов  в национальной валюте и доступность  банковского кредита для нефинансового  сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке  продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год  уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов  годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов  годовых.

Информация о работе Банковский кредит Республики Беларусь