Банковский кредит Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

Оглавление

Введение
1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность,цели и инструменты
2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой
3. Анализ кредитно-денежной политики Республики Беларусь.
Основные направления на 2011 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

денежно-коедитная политика рб.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………… 

 

1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность,

 

    цели и инструменты……………………………………….….….. 

 

2. Взаимосвязь кредитно-денежной  и политики 

 

     с бюджетно-налоговой  и валютной политикой.………………..

 

3. Анализ кредитно-денежной  политики Республики Беларусь.

 

     Основные направления  на 2011 год…………………………..…

 

Заключение…………………………………………………………

 

Список литературы………………………………………………... 

стр. 3

стр. 4

стр. 7

стр. 9

 

стр. 16

 

стр. 17

 

 

 

 

 

Введение

 

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, проводимых правлением Центробанка и правительством, в денежно-кредитной сфере с  целью достижения стабильного экономического развития, которая характеризуется: а) отсутствием инфляции, б) полной занятостью.

 

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным  банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

 

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение  не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется  косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических  колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

 

Осуществляя эмиссию и  кредитование экономики, банки выполняют  полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты  обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными  средствами. Последние дают возможность  доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту  их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к  другому, облегчая их переработку или  потребление. Однако чрезмерная или  бесконтрольная эмиссия денег может  привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно  уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную  способность, следствием которой является повышение цен.

 

Когда денежное обращение  осуществлялось в соответствии с  металлистической концепцией, имевшийся  объем золотого запаса ограничивал  эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической  концепции привела к необходимости  обдуманных и согласованных действий в области не только банковского  кредитования, но и государственных  финансов и внешней торговли с  целью поддержания денежного  равновесия. Что касается кредитной  сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию  денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они  поручают различным учреждениям  осуществление контроля и регламентации  кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

 

 

1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность, цели и инструменты. 

 

Денежно-кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономических отношений в сфере  денежного оборота и кредитов.

 

    Основа кредитной  системы является товарно-денежные  отношения, которые способствуют  возникновению и развитию денежного  оборота его финансирования и  управления.

 

    Структура денежно-кредитной  политики современного государства  исторически развивается и совершенствуется

 

    В РБ первоначально  это было составлено банком.

 

    В настоящее  время денежно-кредитная  политика  представлена совокупностью следующих  подсистем:

 

- Банковская

 

- Парабанковская

 

- Внебюджетные фонды

 

Банковская система - это  ключевое звено всей системы, представляет собой совокупность различных видов  банков в их взаимосвязи, существующие в данной стране в определенный исторический период.

 

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической  политики государства. Это — важнейшая  часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

 

Основными носителями современной  денежно-кредитной политики выступают:

 

а) центральный банк страны и министерство финансов;

 

б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую  роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

 

в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

 

г) аналитические и научные  центры национальной банковской системы.

 

В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:

 

1) поддержание должного  состояния самой денежно-кредитной  сферы;

 

2) использование денежно-кредитной  сферы в качестве эффективного  инструмента воздействия на состояние  национальной экономики и отдельных  ее отраслей.

 

Стратегической целью  денежно-кредитной политики государства  выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем  рынке (стабильность обменного курса  национальных денег).

 

В качестве стратегических задач  денежно-кредитной политики современная  «Макроэкономика» выделяет:

 

а) поддержание долговременного  и устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

 

б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения  к сбережениям в национальной банковской системе;

 

в) сохранение доверия населения  к национальной банковской системе;

 

г) поддержание на высоком  уровне надежности национальной банковской системы;

 

д) обеспечение устойчивого  платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

 

Выделение главной цели и  перечня стратегических задач связано  с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера  оказывает на основные макроэкономические показатели.

 

Тактические задачи (промежуточные  цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой  денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов  воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана  вытекают из

 

состояния торгового и  платежного баланса страны.

 

Объектами денежно-кредитной  политики в самом общем виде выступают  спрос и предложение денег.

 

Следует признать, что воздействие  монетарных рычагов на состояние  национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного  периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной  сферы, всегда имеют необратимый  характер.

 

 

Данное обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать  систему целей денежно-кредитной  политики. Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные  цели, обеспечение которых более  или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей  и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.

 

В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается  другой набор переменных. Это так  называемые операционные цели, которые  более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

 

Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных  задач. Оперативный анализ степени  достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень  эффективности проводимой денежно-кредитной  политики.

 

Критерием выбора промежуточных  и операционных целей выступает  трудоемкость измерения соответствующего показателя, доступность экономической  информации, а также предсказуемость  их воздействия на стратегические цели экономического развития.

 

В реализации денежно-кредитной  политики выделяются следующие этапы:

 

1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического  развития на предстоящий период;

 

2) подбор конкретных инструментов  денежно-кредитной политики с  учетом доминирующих теоретических  конструкций;

 

3) приведение в движение  избранных монетарных факторов  воздействия, контроль за ситуацией  в денежно-кредитной сфере;

 

4) передача воздействия  мобилизованных средств воздействия  или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной  ставки и т. д.) на экономические  процессы.

 

Кейнсианская политика дешевых  и дорогих денег предполагает активное кредитно-денежное регулирование  экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются монетаристы, в большей мере полагаясь на рыночную самонастройку и считают активное вмешательство в экономику неэффективным. 

 

При проведении денежно –  кредитной политики используются инструменты, которые можно подразделить на прямые, косвенные и селективные.

 

 

К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.

 

К косвенным относятся:

 

1.                 Операции на открытом рынке 

 

2.                Изменения норм обязательных  резервов.

 

3.                Изменения в учетной ставке.

 

Селективные инструменты (или  методы) регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или  мелких фирм и т.д. Как правило, это  прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем  установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под  залог  векселей, ценных бумаг. Иногда используется и просто увещевание, т.е. «дружеское убеждение».

 

Денежно-кредитную политику государство проводит через банковскую систему, используя основные инструменты: норма резервирования, официальная  учетная ставка (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке. Эти инструменты  воздействуют либо на количество денег  в обращении, либо на уровень процентных ставок.

 

Кроме названных инструментов Центральный банк прибегает к  таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование  уровня процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.

2. Взаимосвязь кредитно-денежной  и политики с бюджетно-налоговой  и валютной политикой.

 

Дефицит платежного баланса  и отсутствие адекватного регулирования  в валютно-кредитной сфере могут  вовлечь страну в безвыходную  кредитную ловушку, когда выплаты  процентов по основному долгу  могут быть осуществлены только путем  привлечения новых заимствований. Существующая валютно-кредитная система  не может предотвратить подобное явление. Единоразовые списания долгов не являются адекватным механизмом решения проблемы, так как имеют скорее субъективный характер, то есть зависят от интересов кредиторов и стимулируют дальнейшие заимствования, не освобождая страну из кредитной ловушки. Коммерческие банки активно участвовали в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере международного кредита позволило банкам развитых стран свободно кредитовать банковский сектор развивающихся стран, тем более, что правительства часто предоставляли официальные гарантии.

 

Практика привлечения  иностранных заимствований для  финансирования бюджетных дефицитов  нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности  банки и государства-кредиторы  повышают реальные ставки по продолжающемуся  кредитованию в виду увеличения риска  неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного  курса страны-должника увеличивает  ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для  выравнивания платежного баланса. Таким  образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались  заперты в постоянно увеличивающейся  долговой ловушке, созданной частным  международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности  превышают экономический рост (например ежегодный рост валового продукта – 3%, а внешней задолженности – 5%, что характерно для многих стран), то страна практически не имеет возможности  самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноменированы в  валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.

 

Если с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся  стран составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год  только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили  в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам  и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы.

 

С 1990 года значительная часть  кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных  инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся  стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная  задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф  о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.

 

Последующие кризисы внешней  задолженности относительно более  развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной  Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в  действующую валютно-кредитную систему, то вскоре последует очередь таких  стан, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки  и, возможно, Европы. Не исключен и возможный  кризис в США. Необходимо принять  ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по страновым рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.

Информация о работе Банковский кредит Республики Беларусь