Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

ема данной курсовой работы – Современная банковская система, ее структура и функционирование. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие создания реального рыночного механизма. Банки - неот

Оглавление

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 5
1.2 Виды банков 8
2 ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 14
2.1 Модель построения банковской системы в Великобритании 14
2.2 Модель построения банковской системы в Германии 17
2.3 Модель построения банковской системы в Японии 19
2.4 Модель построения банковской системы в США 20
3 РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Характеристика банковской системы Республики Беларусь 22
3.2 Основные проблемы функционирования 25
3.3 Перспективные направления развития банковской системы государства 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Банковская система2011.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции по:

1. приему средств в депозиты (вклады до востребования и срочные);

2. предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;

3. выполняют финансовые и трастовые (в том числе фондовые) услуги, электронные и брокерские услуги, операции с дорожными чеками, расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Кроме того, коммерческие банки могут:

• выступать владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг;

• создавать и владеть инвестиционными фондами;

• иметь представительство в советах компаний, в которых они имеют собственность.

К числу крупнейших немецких универсальных банков относятся: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank AG и Commcrzbank AG[/].

Эти банки осуществляют практически все виды операций за исключением эмиссии банкнот и предоставления ипотечного кредита.

Основное преимущество универсальной немецкой банковской системы по сравнению с англосаксонской банковской системой с разделением функций заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Банк, действующий на универсальной основе, в состоянии предоставить клиенту широкий круг операций и услуг, и за счет этого он может перераспределить доходы и потери от банковской деятельности.

Наряду с универсальными коммерческими банками в Германии существует ряд специализированных банков.

Ипотечные банки и другие кредитные учреждения выдают ссуды под залог недвижимости, банки специального назначения предоставляют ссуды с рассрочкой платежа, кредитные кооперативы выдают ссуды для индивидуального жилищного строительства.

Деятельность кредитных организаций регламентируется жесткими правовыми нормами. Параллельно с общими предписаниями гражданского, общественного права и специальными законами для отдельных банковских групп существует также закон о банковском деле.

Федеральное ведомство по надзору за банковским делом в Берлине осуществляет государственный надзор за всеми кредитными организациями. Ведомство является самостоятельным федеральным верховным органом, который подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президент ведомства назначается федеральным Президентом по предложению федерального правительства, которое должно предварительно выслушать и мнение представителя Дойчс Бундесбанка.

 

2.3   Модель построения банковской системы в Японии

Главные элементы банковской системы Японии - 11 крупных частных банков, которые здесь называют “городскими”, 64 частных местных банка, функционирующих в масштабе одной префектуры, и три могущественных частных банка долгосрочного кредитования.

Городские банки обслуживают в основном крупный бизнес, корпорации страны.

Неотъемлемая часть кредитной системы Японии - 47 страховых компаний, которые аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в ценные бумаги, а также 220 фондовых компаний.

Наличие компаний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, - одна из главных особенностей банковской системы Японии, которая была построена по американскому образцу.

В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга.

Японские специалисты обычно используют следующую классификацию кредитных организаций страны:

• банк Японии (центральный банк);

• коммерческие банки;

• специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса, для сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслей, прочие частные финансовые компании;

• правительственные кредитные учреждения;

• почтовые сберегательные кассы.

Роль центрального банка закреплена законодательно в Законе о Банке Японии. Последний руководит банковской системой страны, включая и государственные банки.

Коммерческие банки в Японии - основные банки (городские, региональные и иностранные) - выполняют широкий круг операций и услуг для своих клиентов (свыше 300 видов). В их числе:

• прием средств в депозиты (вклады до востребования и срочные);

• предоставление кратко-, средне- и долгосрочных ссуд малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;

• финансовые и трастовые услуги, электронные услуги, брокерские услуги, операции с дорожными чеками[/].

 

2.4   Модель построения банковской системы в США

Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы.

Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских корпораций.

Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль над деятельностью банков.

По структуре ФРС представляет собой сложный организм.

Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена:

1. Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);

2. федеральные резервные банки;

3. банки-члены ФРС.

Для выполнения своей главной задачи — способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране — ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения.

Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы. Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков-членов.

Эти депозиты - основная часть всех определенных законом резервов банков-членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы.

ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег.

Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе:

1. принимают средства в депозиты (вклады до востребования и срочные); предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;

2. выполняют финансовые и трастовые услуги.

В отличие от коммерческих банков специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности[/].

 

 

 

 

3       Развитие банковской системы в

Республике Беларусь

 

3.1                      Характеристика банковской системы Республики Беларусь

Банковская система РБ - система переходного периода с ярко выраженными направлениями развития в сторону рыночной системы. Однако элементы централизованной системы присутствуют, а в ряде случаев поддерживаются административными методами. Примерами являются большой удельный вес государственной собственности в уставных фондах банков, принудительное слияние банков, принятие государством на себя обязательств банков, ограничения в выборе клиентов банками, вмешательство в распределение ресурсов банков, недостатки в системе банковского надзора и др.

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из:

1) Национального банка Республики Беларусь;

2) коммерческих банков.

Основные функции Национального банка составляют:

1) денежно-кредитное и валютное регулирование, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;

2) выполнение функций центрального депозитария;

3) консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента правительства и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения республиканского и местного бюджетов;

4) регистрация банков, учет филиалов и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

5) обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики, определение форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.

Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы ().

Стратегия развития банковской системы Республики Беларусь осуществляется как неотъемлемая часть единой государственной социально-экономической стратегии с учетом структурных особенностей Беларуси. К данным структурным особенностям относятся следующие:

• экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет промышленность;

• экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими связями со многими странами, прежде всего, с Россией.

В связи с этим к важнейшим направлениям стратегии развития и денежно-кредитной политики Беларуси можно отнести:

• обеспечение стабильного и предсказуемого валютного курса белорусского рубля, высокой степени его конвертируемости;

• обеспечение высокой надежности деятельности банковской системы, постоянное совершенствование пруденциального надзора, а также законодательной базы банковской деятельности;

• создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику в целом и в банковскую систему, в частности;

• развитие технологического уровня платежной и банковской системы с учетом современных международных тенденций в этой области;

• совершенствование системы регулирования фондового рынка;

• развитие международного сотрудничества в области банковского регулирования и надзора.[]

 

 

 

 

3.2            Основные проблемы функционирования

 

 

3.3            Перспективные направления развития банковской

системы государства

Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на будущее.

 

Для повышения благосостояния народа и приближения его к уровню развитых европейских государств необходимо в ближайшие десять лет (2001 — 2010 гг.) обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Для этого должны быть задействованы все сферы, секторы и отрас¬ли экономики, инструменты и механизмы экономической поли¬тики. Как показывает опыт развитых стран, важная роль в эко¬номической системе и в обеспечении экономического и соци-ального развития государства принадлежит банковскому секто¬ру. В этой связи стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь должны стать:

укрепление устойчивости банковской системы, обеспечива¬ющее приближение ее параметров к европейскому уровню, ин¬теграцию банковского сектора Беларуси в региональные и ми¬ровую банковскую и финансовые системы и исключающее воз-можность системных кризисов;

проведение эффективной единой государственной денеж¬но-кредитной политики Республики Беларусь;

повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

На достижение указанных целей развития банковского сек¬тора будет направлено решение следующих основных задач:

совершенствование политики государства в развитии бан¬ковской системы;

увеличение ресурсной базы банков, обеспечение оптимиза¬ции структуры активов и пассивов банков;

расширение состава и качества банковских услуг и прибли¬жение их к уровню развитых европейских банков. Для прибли¬жения состава банковских услуг к европейскому уровню банкам Республики Беларусь необходимо увеличить перечень совер¬шаемых ими операций (услуг) за 2001 — 2005 гг. в 2 — 3 раза и 2006 — 2010 гг. — в 2 раза. Такие параметры увеличения бан¬ковских услуг и повышения их качества возможны без риска си¬стемного кризиса банков при доведении активов банковской системы к ВВП до 50 — 60 процентов, капитала банков — до 9 —11 процентов;

создание действенного механизма аккумулирования денеж¬ных средств населения, предприятий и их трансформации в кре¬диты реальному сектору экономики;

Информация о работе Банковская система