Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние несколько лет вышли на отведенную для них видную роль.
Введение
Глава 1. Банк и банковская система
1.1.Определения банка
1.2.Банки и банковские системы общая характеристика
Глава 2. Развитие банковской системы в России
2.1.Структура банковской системы России
2.2.Количественные и качественные показатели банковской системы РФ
2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Несмотря
на усилия Центрального банка, негативные
тенденции в целом преобладали
и в 2009 г. Денежная масса продолжала
сокращаться, как и темпы прироста
кредитования экономики, возрастали неплатежи
по кредитам. Депозиты населения в
рублях сокращались, в валюте – росли.
Кризис в финансовом секторе обусловил
сильный спад реального производства
и инвестиций. В данной ситуации
Центральный банк решает прибегнуть
к смягчению процентной политики:
учетная ставка падает до 10%, возрастает
активность на рынке межбанковского
кредитования. Рост цен на нефть
на мировом рынке способствовал
постепенной стабилизации курса
рубля и его последующей
К началу 2010 г. ситуация относительно стабилизировалась. Уровень кредитования банками экономики практически достиг уровня января 2009 г. (и превысил его в феврале), вклады физических лиц также превысили его. Центральный банк продолжил политику плавного снижения процентных ставок, в результате чего в марте 2010 г. ставка рефинансирования снизилась до 8,25%. Ставки на рынке межбанковского кредитования заметно снизились, тогда как для нефинансовых организаций они остаются относительно высокими. Можно предположить, что при сохранении ЦБ действующей политики учетных ставок произойдет удешевление кредита и расширение кредитования экономики.
Очевидно,
что без усиления государственного
регулирования и взвешенной политики
на финансовом рынке выход из кризиса
грозит затянуться. Опыт доказывает: ничем
не ограниченный рынок – это ошибка.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка проанализировать основные тенденции, черты и перспективы развития банковского сектора Российской Федерации. Так, были рассмотрены свойства банковской системы в целом, а также её функции, структура и цели.
Специфика анализа заключается в том, что основные тенденции развития банковской системы были частично прерваны финансово-экономическим кризисом. Прежде, для российской банковской системы были характерны стремительный рост активов банков, превышающий темп роста их собственного капитала, постепенное сокращение ставки процента, устойчивое уменьшение количества действующих кредитных организаций, постепенный рост отношения выданных банками кредитов к активам, кредитам к ВВП и др. В качестве присущих системе проблем были выделены низкая капитализация банковского сектора, недостаточная надёжность и недостаточное доверие населения, ряд региональных и структурных диспропорций в экономике, макроэкономическая нестабильность, отсутствие ясной стратегии развития, высокая концентрация, институциональные проблемы в экономике и др.
Финансово-экономический
кризис, обусловленный комплексом внешних
и внутренних причин, вызвал резко сокращение
притока капитала в банки, увеличил стоимость
заимствования за рубежом, привёл к банкротству
ряда банков, дестабилизировал экономику
в целом, что привело к росту ставок по
выдаваемым кредитам и, соответственно,
к сокращению кредитования. Недостаток
ликвидности и «длинных» пассивов банковской
системы ухудшил возможности банков по
выдаче кредитов, а рост просроченной
задолженности угрожает вызвать вторую
волну банковского кризиса. Принятые регулятором
и правительством меры позволили смягчить
последствия, однако выйти на докризисные
темпы роста все еще не удается, неопределенность
остается высокой. Сложность прогнозирования
во много объясняется тем, что состояние
банковского сектора сейчас зависит от
состояния экономики РФ в целом и ситуации
на мировых рынках.
Список использованных
источников
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 15.февраля 2010 г.)
Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2007. - 848 с.
Банковское дело: учебник/ Е. П. Жарковская. – Москва: «Омега-Л», 2009. – 478 с.
Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. проф. В. В. Иванова, проф. Б. И. Соколова. – Москва: «Проспект», 2010. – 848 с.
Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
Национальные банковские системы: учебник/под ред. проф. В. И. Рыбина. – Москва: «Инфра-М», 2009. – 528 с.
О.А. Тарасенко, Е.Г. Фоменко. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: учебное пособие. – Москва: «Норма», 2009. – 304 с.
Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы / под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: ИЭПП, 2007. – 657 с.
С. Дробышевский, С. Пащенко. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. – М.: ИЭПП, 2006. – 130 с.
А. Кудрин. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики – 2009 - №1. С. 9 – 27.
Д.Н. Ананьев. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит – 2009 - №3. с.5.
Бюллетень банковской статистики, февраль-март 2010г.
Вестник Банка России, март 2009 г., март-апрель 2010 г
Обзор банковского сектора России, март 2010
Годовой отчет Центрального банка РФ за 2008 г.
Банк России, www.cbr.ru
Федеральная служба
государственной статистики, www.gks.ru
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Банковские
системы развитых
стран мира»
1. Банковская система
США
1.1
Структура и операции
Федеральной резервной
системы
Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков – членов ФРС.
Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег и в другом отношении – благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.
Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков – цитадели. С конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов – с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков.
В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США – Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1)
эмиссии банкнот – федеральных
резервных билетов; 2) приема депозитов,
главным образом от банков-
Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.
Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.
Федеральные
резервные банки являются по преимуществу
кредиторами государства. Но средства,
вложенные ими в
Кроме
эмиссионных (федеральных резервных)
банков, банковская система США включает:
1) коммерческие банки, 2) инвестиционные
банки, 3) взаимно-сберегательные банки,
4) банкирские дома.
1.2
Коммерческие и
инвестиционные банки
Коммерческие
банки по юридическому статуту подразделяются
на: а) национальные и б) штатные 1. Первые
функционируют согласно федеральным
законам и в обязательном порядке
входят в Федеральную резервную
систему в качестве банков-членов;
последние функционируют в
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд. до 255,1 млрд. долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков.
В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов – «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки – до 8–10 лет – и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями.
Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути, это – своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.
Инвестиционные
банки осуществляют два главных
вида операций с ценными бумагами:
1) гарантирование эмиссии ценных бумаг
(операция андеррайтинг), когда банк гарантирует
компаниям, выпускающим эти бумаги, их
размещение, причем обязуется приобрести
за свой счет те бумаги, которые сами компании
не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное
размещение ценных бумаг компаний. В последнем
случае инвестиционные банки покупают
акции и облигации компаний, а затем размещают
их на рынке. При этом инвестиционные банки
широко используют средства, получаемые
ими в ссуду от коммерческих банков, для
инвестиций в ценные бумаги. Таким образом,
хотя сами коммерческие банки не имеют
права покупать, например акции промышленных
корпораций, однако косвенно – через ссуды
коммерческих банков инвестиционным банкам
– ресурсы коммерческих банков фактически
инвестируются в эти акции.