Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа
Основные выводы и рекомендации по развитию российского антимонопольного законодательства и стратегии его использования в качестве инструмента государственной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Решение проблемы развития конкуренции в РФ
1.2. Особенности антимонопольной политики в РФ
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.
2.1 Развитие конкуренции на примере «хлебных дел»
2.2 Антимонопольная политика на примере ОАО «Башнефть»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
3. За резким повышением санкций последовали изменения, которые объективно привели к снижению ожидаемых санкций за нарушение антимонопольного законодательства и к расширению возможностей торга между нарушителем и антимонопольным органом по поводу размера санкций.
4. Процесс постепенного повышения стандартов экономической аргументации — как в расследованиях антимонопольного органа, так и в судебных делах — зачастую отбрасывается назад произвольными решениями судов высшей инстанции.
5. Неспособность доказывать наличие явного сговора между продавцами приводит к широкому использованию обвинений в «молчаливой координации» — прежде всего в согласованных действиях и злоупотреблении коллективным доминированием.
6. Критерии разделения вертикальных соглашений на законные и незаконные в России приняты по крайней мере в двух вариантах, основанных на разных принципах.
7. Ярким проявлением регуляционизма выступает норма о незаконности монопольно высокой цены, которая определяется как сумма бухгалтерских затрат и нормативной прибыли. Преобладание бухгалтерского подхода, свойственного регулируемым отраслям, к экспертизе цены закрепляется сверхвысокими требованиями к квалификации рынка как сопоставимого. В свою очередь, угроза применения нормы о незаконности монопольно высокой цены повышается благодаря устранению нижней границы рыночной доли при квалификации доминирующего положения.
Непрерывный процесс изменений содержания антимонопольного законодательства не дает возможностей для более или менее обоснованных оценок результативности его применения.
Предложения по совершенствованию системы антимонопольного регулирования.
1. Прекратить неконтролируемое изменение закона «О защите конкуренции». В нем достаточно норм для того, чтобы осуществлять разумную антимонопольную политику. Есть в нем и явно лишние для решения поставленной задачи нормы, но даже в этом случае правильнее менять не закон, а модель его применения.
2. Решительно прекратить создавать отраслевые антимонопольные нормы, подобные содержащимся в законе «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Стремление регулировать хозяйственные отношения на рынках вне минимально необходимого, с точки зрения экономистов, вообще не заслуживает поддержки. Но еще хуже оправдывать нормы, перераспределяющие выигрыши в пользу одной из групп участников рынка, целями защиты конкуренции.
В связи с вышесказанным признать, наконец, что целью применения антимонопольного законодательства не должна быть защита отдельных групп участников рынков, как бы этого не хотелось. Антимонопольные запреты должны быть нацелены против исключающих практик, а не против нанесения контрагентам ущерба (вне связи с ограничениями конкуренции). Это автоматически означает смену приоритетов в применении норм о злоупотреблении доминированием (снижение числа дел, возбуждаемых по факту монопольно высокой цены) и о вертикальных соглашениях (никаких дел по факту нанесения ущерба в рамках добровольно заключенных договоров за пределами отраслей естественных монополий). Другим автоматическим следствием выдвинутого принципа является отказ от разделения нарушений антимонопольного законодательства на «ограничивающие конкуренцию» и «наносящие ущерб», со снижением санкций за второй тип нарушений. «Нанесение ущерба», как оно понимается в настоящее время, вообще не следовало бы рассматривать как нарушение антимонопольного законодательства. Такой шаг, безусловно, привел бы к снижению популистских возможностей ФАС, но резко повысил бы обоснованность его действий.
Не предоставляя антимонопольным органам права на осуществление оперативно-розыскных действий (мы в целом согласны, что такое решение было бы сопряжено со слишком высокими рисками, а риски от сотрудничества ФАС с МВД выглядят еще выше), мы не должны требовать от ФАС суперэффективной борьбы с тайными соглашениями. Необходимо быть реалистами: следует хвалить антимонопольные органы за усилия по предотвращению ограничений конкуренции со стороны органов власти (что они могут сделать) и поддерживать эти усилия, но не критиковать за низкие показатели раскрываемости картельных соглашений (чего они сделать не могут). А самое главное — не побуждать ФАС преследовать участников рынка за недоказанные картельные соглашения (согласованные действия и злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высокой цены).
4. Необходимо остановить колебания маятника размера санкций. Вилка оборотных штрафов позволяет наказывать компании за ограничения конкуренции. Фиксированные же штрафы за ущерб вообще не должны применяться, поскольку масштабы преследования за нанесение ущерба (повторим еще раз, при недоказанности ограничений конкуренции) должны быть максимально сокращены.
Перечень конкретных действий, которые следовало бы предпринять для совершенствования российского антимонопольного законодательства именно как инструмента конкурентной политики, можно продолжать. Но повторим еще раз: все рекомендации бесполезны, пока не решен вопрос о соотношении защиты конкуренции и регулирования в деятельности российских антимонопольных органов .
Литература
[1] Нестерович Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. — М.: Инфра-М, 2000. — 360 с.
[2] Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И.Смирнов, Н.В.Нестерович, Е.Ю.Гончаров и др. — Казань: НПО "БизнесИнфоСервис", 2000. — 320 с.
[3] Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд / Под ред. В.И.Смирнова, Н.В.Нестеровича. — 2-е изд. — М.: ГУ–ВШЭ, 2001. — 332 с.
[4] Кузнецов К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 339 с.
[5] Ермаков А.В., Хухлаев Е.В. Электронная цифровая подпись в системе госзакупок. // Открытые системы, № 7-8, 2002. — С. 62–68. — http://www.osp.ru/os/2002/07-
[6] Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки в России. // Информационные технологии и вычислительные системы. — 2003. — № 1-2. — С. 128-144.
[7] О.Н. Толмачева. Новый закон о конкуренции. Аналитическая статья. // http://www.buh.ru/document-975
[8] Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2001.
[9] Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №9 2001.
[10] Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. // А.Радыгин, Р.Энтов,Н.Шмелева - М: Институт экономики переходного периода, 2002.
[11] Татьяна Рыбакова. Министр по антимонопольной политике Илья Южанов: когда мешает конкуренция - это очень хорошо. // Газета "Финансовые Известия". - №745, - 04.03.2003
[12] Конкурентное право Российской Федерации. Учебное пособие / Васильева Н.В., Доронина Н.Г., Залесская М.В., Кирюшкина Г.А., и др.; Под ред.: Клейн Н.И., Фонарева Н.Е. - М.: Логос, 1999. - 432 c.
[13] Правовое положение коммерческой организации. Учебное и научно-практическое пособие / Айзин С.М., Анисимова Н.Н., Бельская Е.В., Братко А.Г., и др.; Под ред.: Тихомиров Ю.А. - М.: Юстицинформ, 2001. - 368 c.
[14] Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учебное пособие / Авдашев С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К., Борисова Л.А., и др.; Под ред.: Цыганов А.Г. - М.: Логос, 1999. - 368 c.
Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики региона