Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа
Основные выводы и рекомендации по развитию российского антимонопольного законодательства и стратегии его использования в качестве инструмента государственной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Решение проблемы развития конкуренции в РФ
1.2. Особенности антимонопольной политики в РФ
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.
2.1 Развитие конкуренции на примере «хлебных дел»
2.2 Антимонопольная политика на примере ОАО «Башнефть»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Суммируя вышеизложенное, повторим, что антимонопольное законодательство в России как инструмент развития конкуренции применяется в сложной ситуации. Особенности структуры российских рынков объективно затрудняют развитие на них конкуренции. Большинство факторов, препятствующих конкуренции, не может быть устранено с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. Для решения этой задачи требуются меры активной конкурентной политики, — включая повышение защиты прав собственности, расширение экономической свободы, снятие инфраструктурных ограничений, — на протяжении многих лет. Антимонопольная политика — лишь один из инструментов развития конкуренции, играющий чрезвычайно важную роль, но инструмент не единственный.
Необходимо также подчеркнуть, что условием результативности антимонопольного регулирования является правильное применение этого инструмента. Использование его для целей, непосредственно не связанных с развитием и поддержанием конкуренции, равно как и бесконтрольное расширение сферы ответственности антимонопольного органа, приводит к снижению эффективности антимонопольной политики в тех областях, где она может быть успешной даже в непростых российских условиях.
1.2 Антимонопольные нормы и их реализация как главный фактор государственного регулирования
Одним из важнейших критериев оценки антимонопольных норм является их способность/неспособность создавать ошибки в применении. Все неверные решения традиционно делятся на ошибки I рода (не ограничивающие конкуренцию действия признаются незаконными) и ошибки II рода (ограничивающие конкуренцию действия признаются законными). Оба типа ошибок оказывают отрицательное воздействие на эффективность антимонопольной политики. Поскольку российское антимонопольное законодательство изначально в качестве образца использовало европейские нормы, то по крайней мере само описание нелегальных действий соответствовало задачам минимизации числа ошибок II рода. Если незаконную практику не удавалось обнаружить и наказать, то не потому, что она признавалась законной, а в силу ограниченности возможностей по обнаружению нарушения и/ или доказательства факта нарушения в суде. В свою очередь, источником ошибок I рода может стать само по себе содержание антимонопольного законодательства — например, когда нелегальные действия описываются таким образом, что их трудно или невозможно отличить от совершенно нормальной общепринятой бизнес-практики.
Далее мы хотим показать, что содержание российского антимонопольного законодательства и тенденции его развития таковы, что риски совершения ошибок I рода лишь усиливаются. Неправомерные ограничения бизнес-практики, вытекающие из таких ошибок, не только не способствуют, а скорее препятствуют нормальному развитию конкуренции.
Система санкций играет ключевую роль в антимонопольной политике в силу особенностей защитного направления экономической политики.
Неадекватная система санкций до недавнего времени выступала важнейшим фактором, ограничивающим антимонопольное регулировние и снижающим его результативность. Вплоть до 2007 г. верхний уровень санкций, помимо изъятия незаконно полученной (в результате ограничения конкуренции) прибыли, предусматривал штраф в размере 5 тыс. МРОТ, т.е. полмиллиона рублей. Законом от 9 апреля 2007 г. № 54-ФЗ были приняты изменения в КоАП, меняющие принципы применения штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и увеличивающие их размер. Для хозяйствующих субъектов происходит переход от штрафов, кратных МРОТ, к штрафам, исчисляемым как процент от оборота участников рынка. Согласно новым нормам КоАП за участие в соглашении предполагается оборотный штраф, величина которого может составлять до 15% оборота по товару (товарной группе), производство и реализация которого осуществлялись в рамках сговора (однако не более 4% от суммарного оборота компании), — для компаний, уличенных в заключении соглашений (совершении согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.
Помимо повышенных штрафов в рамках административной ответственности хозяйствующих субъектов, виновные в нарушении антимонопольного законодательства в России несут — по крайней мере, по букве закона — и уголовную ответственность. Таким образом, за последние четыре года система санкций за нарушение антимонопольного законодательства подверглась глубокой модернизации. Переход от фиксированных штрафов к оборотным позволил установить соответствие между суммой санкций и тем выигрышем, который получает нарушитель. Введение ПОН создает стимулы к отказу от нарушения для тех, кто уже вовлечен в него. Российский антимонопольный орган на первый взгляд располагает достаточно весомыми инструментами для наказания — а следовательно, и для предотвращения — ограничений конкуренции. С какими результатами эти инструменты будут применяться, зависит от описания нелегальной практики и используемых в деятельности ФАС и в решениях судебных органов стандартов доказательств.
Наконец, в рамках «третьего антимонопольного пакета» должно быть принято разделение санкций и за нарушение закона «О защите конкуренции». Предполагается разбить их на две группы — санкции, применяемые за ограничения конкуренции и за действия, не ограничивающие конкуренцию, но причиняющие ущерб контрагентам. Для первой группы предусматривается сохранение оборотных, а для второй — введение фиксированных штрафов в сумме до 1 млн рублей. В связи с этим возникает несколько вопросов. Во-первых, зачем ФАС собирается преследовать так называемые незначительные нарушения антимонопольного законодательства? Может быть, было бы правильнее сосредоточиться на пресечении действий, действительно опасных для конкуренции? Ведь весь опыт развития антимонопольной политики до 2004 г. убедительно демонстрирует крайне низкую результативность ограниченных штрафов. Во-вторых, зачем умножать риски неоправданного применения антимонопольного законодательства, налагая санкции за причинение контрагентам ущерба?
С учетом всех этих обстоятельств правильнее было бы не снижать планку наказания за «причинение ущерба», а вслед за антимонопольной политикой многих других стран четко заявить, что задачей применения антимонопольного законодательства, включая запреты и санкции, является защита конкуренции, а не контрагентов.
Предотвращение горизонтальных соглашений — соглашений между продавцами заменяющих продуктов, выступающих непосредственными конкурентами, — является важнейшим компонентом антимонопольной политики.
Перечень таких соглашений включает не только собственно соглашения о ценах и разделе рынка, но и соглашения о так называемом навязывании контрагенту невыгодных условий договора, необоснованном установлении разных цен на один товар, установлении условий членства в профессиональных объединениях и т.д. При этом часть соглашений, упомянутых в ст. 11 российского закона «О защите конкуренции», также может трактоваться как соглашения, рассматриваемые на основании «правила взвешенного подхода»: там, где речь идет об экономически или технологически не обоснованных ограничениях, у участников соглашения в принципе есть возможность доказать их обоснованность.
Стандарты доказательства согласованных действий, запрещенных, так же как и сговор, и предполагающих на сегодняшний день тот же уровень санкций, вообще не предусматривают доказательства сколько-нибудь сознательной координации между продавцами.
По нашему мнению, главная причина использования в российском антимонопольном законодательстве доктрины согласованных действий — весьма ограниченные возможности непосредственного доказательства факта явного сговора. Вместо наказания и предотвращения соглашений о ценах российский антимонопольный орган вынужден использовать инструмент наказания «чего-то похожего на соглашения».
Традиционно вертикальные соглашения (между поставщиком и покупателем) в мировой антимонопольной политике рассматриваются как менее опасные для конкуренции, по сравнению с соглашениями горизонтальными. В отличие от горизонтальных соглашений вертикальные гораздо чаще сопровождаются повышением экономической эффективности. Наконец, воздействия на конкуренцию разных типов нестандартных вертикальных соглашений весьма существенно различаются. Одни договоры (например, рекомендуемые цены или исключительные территории) объективно ограничивают конкуренцию между дистрибьюторами конкретного поставщика, т.е. «внутри данной марки», но одновременно стимулируют неценовую конкуренцию «между марками». Другие договоры (запрет приобретать товар у альтернативного поставщика) ограничивают возможности входа конкурента на рынок, т.е. пытаются запретить конкуренцию «между марками». Второй тип договоров в мировой практике антитраста, естественно, является объектом гораздо более строгих запретов.
Специальные нормы, посвященные вертикальным соглашениям, в российское антимонопольное законодательство были впервые включены сравнительно недавно — законом «О защите конкуренции» (2006). Конкретизация запретов на вертикальные соглашения произошла еще позже — в рамках «второго антимонопольного пакета» (2009). После довольно длительного периода отсутствия интереса к регламентации вертикальных соглашений за последние три года было принято несколько документов, которые должны были оформить соответствующие нормы. Но одна из проблем состоит в том, что принятые законодательные нормы основаны на совершенно разных подходах к законности вертикальных соглашений.
Нормы о незаконности злоупотребления доминирующим положением используются в антимонопольном законодательстве некоторых (хотя далеко не всех) стран для того, чтобы предотвратить возможность крупных компаний в одностороннем порядке ограничивать конкуренцию на рынке. В России, как и в ЕС, помимо запретов на ограничение конкуренции («исключающие практики»), в закон дополнительно включены запреты на причинение ущерба контрагенту («эксплуатирующие практики»). Во многих странах, например, в тех же США, подобные запреты не применяются исходя из той логики, что целью антимонопольного законодательства должна быть защита конкуренции, а не отдельных участников рынка. Вот почему в ЕС и Российской Федерации нормы закона о запрете на злоупотребление доминирующим положением изначально уязвимы по отношению к риску нецелевого использования, смещения запретов в сторону «эксплуатирующих практик», предотвращение которых, как ни парадоксально, далеко не всегда стимулирует конкуренцию.
Другая — уже типично российская — проблема связана с исторически сложившимся объектом применения запретов на злоупотребление доминирующим положением. Согласно докладу ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 г.) в 2008 г. 40% нарушений приходилось на субъекты естественных монополий. Подобная модель конкурентной политики в регулируемых отраслях (большая часть конфликтов между участниками рынка разрешается антимонопольным органом на основе применения антимонопольного законодательства) не считается вполне адекватной «лучшей мировой практике», но довольно часто встречается и за пределами России. Наверное, целесообразно было бы предусмотреть механизмы оперативного разрешения конфликтов в отраслях естественных монополий (где по определению есть участник, способный в одностороннем порядке влиять на параметры рынка) в России специфическим отраслевым законодательством. Однако когда отраслевые нормы довольно слабо отражают задачи развития конкуренции, применение антимонопольного законодательства остается единственной доступной альтернативой. В то же время в этих условиях происходит неизбежное смещение представлений о том, что означает злоупотребление доминированием, поскольку в регулируемых отраслях оно практически всегда одновременно является и способом ограничения конкуренции («исключающей практикой»), и способом причинения ущерба контрагенту («эксплуатирующей практикой»).
Неудивительно поэтому, что и до 2006 г., и после принятия закона «О защите конкуренции» едва ли не самая распространенная группа дел о злоупотреблении доминирующим положением — дела о монопольно высокой цене.
Первой из новых тенденций развития норм о злоупотреблении доминирующим положением в течение последних четырех лет стало их использование в качестве еще одного (помимо незаконности согласованных действий) инструмента противодействия молчаливому сговору. Именно для этой цели, на наш взгляд, в закон «О защите конкуренции» была включена норма о коллективном доминировании, а определение монопольно высокой цены было изменено таким образом, чтобы снизить стандарты доказательства этой практики. Вторая важная тенденция — потенциальное расширение сферы применения антимонопольных запретов на действия относительно крупных продавцов, доля которых на рынке, однако, не достигает 35%.
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
2.1 Особенности регионального антимонопольного регулирования.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2011 году возбуждено и рассмотрено 2230 дел (в 2010 году - 2243 дела) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.
В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.01.2012, включено 142 хозяйствующих субъекта, проведен анализ состояния конкурентной среды на 15 товарных рынках.
В 2011 году возбуждено и рассмотрено 332 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2010 году – 498).
Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 72 дела (в 2010 году - 41 дело).
Рассчитанные коэффициенты концентрации позволили сделать вывод, что рынок ОСАГО является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией. Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке ОСАГО, возможно, является наличие барьеров для выхода страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков т.д. можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО.
Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики региона