Антимонопольная политика госудраств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытии основных теоретических положений антимонопольной политики государства.

Цель исследования достигается с помощью решения следующих задач:

Особенности монополии в рыночной экономике
Необходимость государственного регулирования монополий
Методы и инструменты антимонопольной политики разных государств
Методы регулирования монополий в Европейском Союзе
Особенности Российской антимонопольной политики

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства 4
1.1 Монополия в рыночной экономике и необходимость её государственного регулирования 4
1.2 Методы и инструменты антимонопольной политики государств 7
Глава 2. Практика антимонопольной политики государств 10
2.1Антимонопольная политика европейского союза 11
2.2 Особенности антимонопольной политики в России 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение А (АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ)
26

Файлы: 1 файл

Курсовик (Восстановлен).doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Для исследования теории антимонопольной политики государств использовалась практика стран ЕС и Российской Федерации. Исследования показали, что государства используют как прямые методы регулирования монополий, так и косвенные. Так же стало понятно, что не всегда используемые методы эффективны, так как в некоторых случаях существуют определённые особенности строения как самого рынка, так и образования фирм монополистов, в частности это относится российскому рынку.

     Особенностью  российской антимонопольной политики является то, что российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Это означает, что, если в Европе монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм, то в России они сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Так же стало понятно, что российские методы антимонопольного регулирования не совсем эффективны, так как российский товар в основном не способен конкурировать с производимым товаром зарубежных стран, а так же, то что иностранные предприниматели не считают выгодным инвестировать свои деньги для создания новых предприятий или для финансировать существующие. Еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть.

Библиографический список

 
  1. Азрилиян  А.Н. Большой экономический словарь / А.Н. Азрилиян. Издательство: Институт новой экономики, 2008.
  2. Комаров  В. В. Инвестиции и лизинг в СНГ / В. В. Комаров .- М. : Финансы и статистика , 2001 .- 423с.
  3. Бутыркин  А. Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России / Бутыркин А. Я. .- М. : Новый век , 2004 .- 87 с.
  4. Князева  И. В. Антимонопольная политика в России : учеб. пособие / И. В. Князева .- 4-е изд., испр. .- Москва : Омега-Л , 2009 .- 493 с.
  5. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория: особенности предмета и метода / А. Е. Шаститко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. .- М. : ТЕИС , 2003 .- 51 с.
  6. Романов  Н. В. Государственное регулирование экономики : Учеб. пособие / Н. В. Романов, Л. И. Харина ; Отв. за вып. В. Л. Рачек ; Омск : ОГИС , 2003 .- 119 с.
  7. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КноРус. 2006.- 608 с.
  8. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. И. И. Столяров. - М. : Дело, 2002. - 279 с.
  9. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие для вузов, обучающихся по специальности "Сервис" / под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой .- М. : Альфа-М : ИНФРА-М , 2008 .- 653 с.
  10. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ.В. Лукашевича и др.; Под ред.Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: Санкт-Петербург оркестр. 1999. с.375
  11. Хохлов  Д. В. Конкурентное право : здесь и сейчас / Д. В. Хохлов .- Москва : Альпина Бизнес Букс , 2009 .- 266 с.
  12. Трофимов  В. Н. Применение антимонопольного законодательства: сборник судебной практики с комментариями / В. Н. Трофимов .- Москва : Wolters Kluwer : Волтерс Клувер , 2006 .- 505 с.
  13. Нуреев  Р. М. Курс микроэкономики : учеб. для вузов : для студентов, обучающихся по экон. специальностям / Р. М. Нуреев .- 2-е изд., изм. .- Москва : Норма , 2006 .- 560 с.
  14. Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.
  15. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России : проблемы и перспективы /  Н. Розанова: Вопросы экономики 2005. № 5.- С.117-131.
  16. Чхорн  П. Антимонопольное законодательство и регулирование иностранных инвестиций в странах-участницах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества / Чхорн Пролынг . Право и экономика 2006. № 8. № 9. - С.97-100 .- С.83-88.
  17. Касьянов  Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом : позитивный опыт / Ю. Касьянов . МЭ и МО 2004 № 8.- С.15-25.
  18. Микаелян  М. Конкурентная политика в Армении / М. Микаелян . Проблемы теории и практики управления 2004 № 3.- С.31-36.
  19. Шаститко  А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии / А. Шаститко . Вопросы экономики № 3. 2004. – С.140-148.
  20. Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации /В. И. Якунин. Власть. 2006. № 5.- С.36
  21. http://eulaw.edu.ru/documents/publications/chapters/osnovy1_antimonopol_polit.htm - Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообщества о свободе конкуренции.

Приложение А

Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

 

              Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

     Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

      При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для  эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут  на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы. В реальной истории РАО «ЕЭС России» был, в частности, случай, когда на издержки фирмы была отнесена оплата полета в США специальным самолетом тещи и собаки генерального директора фирмы.

     Основной  путь борьбы с негативными сторонами  естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

     Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

     На  рис. 4 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).

     Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения  фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. В самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

     Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным плюсом данной методики регулирования!) будет стремиться довести объем производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рис. 2 хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).

     Но  есть у описываемого метода регулирования  и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей (рис 4а), и несение убытков (рис. 4б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль, так или иначе, нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы – все это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, х-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня. 

Информация о работе Антимонопольная политика госудраств