Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в раскрытии основных теоретических положений антимонопольной политики государства.
Цель исследования достигается с помощью решения следующих задач:
Особенности монополии в рыночной экономике
Необходимость государственного регулирования монополий
Методы и инструменты антимонопольной политики разных государств
Методы регулирования монополий в Европейском Союзе
Особенности Российской антимонопольной политики
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства 4
1.1 Монополия в рыночной экономике и необходимость её государственного регулирования 4
1.2 Методы и инструменты антимонопольной политики государств 7
Глава 2. Практика антимонопольной политики государств 10
2.1Антимонопольная политика европейского союза 11
2.2 Особенности антимонопольной политики в России 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение А (АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ)
26
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет
путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «Экономика »
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Курсовая работа
по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнил:
Студент гр. 59Б
В. М. Варданян
Руководитель:
Доцент
Т. Б. Суржикова
Омск 2010
Содержание
Введение
Представленная работа посвящена теме «Антимонопольная политика государств». Проблема данного исследования всегда являлась актуальной и существует по сей день. Об этом свидетельствует как обязательное включение данного вопроса в труды по истории экономических учений, так и большой интерес к нему в современных исследованиях.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к выбранной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Тема особенно актуальна для экономики Российской Федерации, а именно большим количеством фирм монополистов на рынке.
В данной курсовой работе будет рассматриваться особенности антимонопольной политики стран ЕС и России.
Цель курсовой работы заключается в раскрытии основных теоретических положений антимонопольной политики государства.
Цель исследования достигается с помощью решения следующих задач:
Базой
исследования для данной темы послужили
работы Э. Дж. Долан, Д. Линдсей, А. Бутыркин,
И. Князева, А. Грязновой и других российских
и иностранных учёных, а так же российское
и зарубежное антимонопольное законодательство.
Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства
В мировой экономической теории есть понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
-
С точки зрения рыночной
-
С точки зрения рыночного
- С точки зрения рыночных итогов. {7,с. 231}
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение:
Монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. {7,с. 229}
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая
же определение монополии с точки
зрения рыночного поведения, теория
монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
Признаки монополии:
1. Монополистический
рынок представлен одним
2. Производимая
продукция является уникальной (то
есть отсутствуют товары-
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная
монополия возникает в отрасли,
в которой долгосрочные средние
издержки достигают минимума только
тогда, когда одна фирма обслуживает
весь рынок целиком. В такой отрасли
минимальный эффективный
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
В известном смысле монополии приносят пользу в случае так называемой естественной монополии (единая транспортная сеть, единая телефонная сеть и т.д.). Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе. Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма
Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободы конкуренции. Главным методом воздействия государства служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках. Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле – не допустить, предупредить, а сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т.п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причинённых им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных. Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства – общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для того чтобы лучше понять процесс регулирования монополистических рынков, надо изучит методы, с помощью которых государство осуществляет антимонопольную политику.
Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно
часто встречаются такие
Закон
запрещает устанавливать
Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм.
Контроль над усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает: