Антимонопольная политика госудраств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытии основных теоретических положений антимонопольной политики государства.

Цель исследования достигается с помощью решения следующих задач:

Особенности монополии в рыночной экономике
Необходимость государственного регулирования монополий
Методы и инструменты антимонопольной политики разных государств
Методы регулирования монополий в Европейском Союзе
Особенности Российской антимонопольной политики

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства 4
1.1 Монополия в рыночной экономике и необходимость её государственного регулирования 4
1.2 Методы и инструменты антимонопольной политики государств 7
Глава 2. Практика антимонопольной политики государств 10
2.1Антимонопольная политика европейского союза 11
2.2 Особенности антимонопольной политики в России 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение А (АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ)
26

Файлы: 1 файл

Курсовик (Восстановлен).doc

— 171.50 Кб (Скачать)

    Министерство  транспорта Российской Федерации

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    Омский  государственный университет путей  сообщения  (ОмГУПС) 

    Кафедра «Экономика » 
     
     
     
     
     
     
     
     

    АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    ГОСУДАРСТВА 
     

    Курсовая  работа

    по  дисциплине «Микроэкономика» 
     
     
     
     

                                          Выполнил:

                      Студент гр. 59Б

                      В. М. Варданян

                   Руководитель:

                           Доцент

                        Т. Б. Суржикова 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск 2010 
Содержание
 
 
 
 

 

Введение

    Представленная  работа посвящена теме «Антимонопольная политика государств». Проблема данного исследования всегда являлась актуальной и существует по сей день. Об этом свидетельствует как обязательное включение данного вопроса в труды по истории экономических учений, так и большой интерес к нему в современных исследованиях.

    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к выбранной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Тема особенно актуальна для экономики Российской Федерации, а именно большим количеством фирм монополистов на рынке.

    В данной курсовой работе будет рассматриваться особенности антимонопольной политики стран ЕС и России.

    Цель  курсовой работы заключается в раскрытии  основных теоретических положений антимонопольной политики государства.

    Цель  исследования достигается с помощью  решения следующих задач:

    • Особенности монополии в рыночной экономике
    • Необходимость государственного регулирования монополий 
    • Методы и инструменты антимонопольной политики  разных государств
    • Методы регулирования монополий в Европейском Союзе
    • Особенности Российской антимонопольной политики

      Базой исследования для данной темы послужили  работы Э. Дж. Долан, Д. Линдсей, А. Бутыркин, И. Князева, А. Грязновой и других российских и иностранных учёных, а так же российское и зарубежное антимонопольное законодательство.  

 

Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства

1.1 Монополия в рыночной экономике и необходимость государственного регулирования

     В мировой экономической теории есть понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

     - С точки зрения рыночной структуры

     - С точки зрения рыночного поведения

     - С точки зрения рыночных итогов. {7,с. 231}

     Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение:

     Монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения  приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. {7,с. 229}

     Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

     Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

     Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги  связаны со следующими факторами:

    • -монопольно высокими ценами
    • - ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Признаки  монополии:

1. Монополистический  рынок представлен одним продавцом  и множеством покупателей. 

2. Производимая  продукция является уникальной (то  есть отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

  • - крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств
  • - система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством
  • - монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)
  • - при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага
  • - нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом. {7,с. 234}

4. Сложность  в получении полной информации  обо всём рынке. 

     Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских  прав и т.д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

     Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком. В такой отрасли  минимальный эффективный масштаб  производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

     Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     В известном смысле монополии приносят пользу в случае так называемой естественной монополии (единая транспортная сеть, единая телефонная сеть и т.д.). Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе. Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма

     Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободы конкуренции. Главным методом  воздействия государства служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках. Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле – не допустить, предупредить, а сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т.п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причинённых им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных. Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства – общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Для того чтобы лучше понять процесс регулирования монополистических рынков, надо изучит методы, с помощью которых государство осуществляет антимонопольную политику.

1.2 Методы и инструменты антимонопольной политики государств

 

     Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

     Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

     Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

     Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм.

     Контроль  над усилением экономической  концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

  • В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль). {14,с. 20}

Информация о работе Антимонопольная политика госудраств