Антимонопольная политика госудраств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытии основных теоретических положений антимонопольной политики государства.

Цель исследования достигается с помощью решения следующих задач:

Особенности монополии в рыночной экономике
Необходимость государственного регулирования монополий
Методы и инструменты антимонопольной политики разных государств
Методы регулирования монополий в Европейском Союзе
Особенности Российской антимонопольной политики

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования антимонопольной политики государства 4
1.1 Монополия в рыночной экономике и необходимость её государственного регулирования 4
1.2 Методы и инструменты антимонопольной политики государств 7
Глава 2. Практика антимонопольной политики государств 10
2.1Антимонопольная политика европейского союза 11
2.2 Особенности антимонопольной политики в России 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение А (АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ)
26

Файлы: 1 файл

Курсовик (Восстановлен).doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Предварительно  контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

     Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

     Реестр  как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра.

     Количество  включённых в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

     Но  внесение предприятия в реестр ещё  не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует  применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции». {c. 20,12}

     Итак, монополия представляет собой  форму  рынка, в условиях которой весь объём  предложения приходится лишь на одного субъекта. Существует 3 вида монополий: закрытая, открытая и естественная. Несмотря на то, что в некоторых случаях естественные монополий приносят пользу для экономики, но всё равно отсутствие конкуренции душит развитие рынка на длинном промежутке времени. Для того, чтобы решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности, которые повлекут или могут повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества, государство использует антимонопольную политику и антимонопольное законодательство. Существуют прямые и косвенные методы антимонопольной политики государства. К прямым методам относятся: включение в реестр фирму монополиста, запрет на недобросовестную конкуренцию, контроль над усилением экономической концентрации и ограничительные меры. К косвенным методам относятся: налогообложение, таможне пошлины на экспорт и импорт товара и сырья, для производства товара, высокие цены на рекламу и т.д..

     Исходя  из всего высшее сказанного, можно  сделать вывод, что, безусловно, антимонопольная политика, очень важна для развития экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

 
Глава 2. Практика антимонопольной  политики государств

2.1Антимонопольная  политика европейского союза

     Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции. Ее главной целью является обеспечение в рамках ЕС свободной конкуренции между фирмами за счет создания эффективного механизма наднационального контроля за деловой ограничительной практикой, гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.

          Правила конкуренции в рамках  ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.

     Вступление  в силу Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (1957 г.) и включение в него ряда антимонопольных норм представляло собой существенный этап развития общеевропейского законодательства в этой области. Свободная конкуренция рассматривается Римским договором как основа экономического развития, создания общеевропейского рынка и роста благосостояния граждан ЕС, которые, в свою очередь, являются основными целями ЕC.

     Отношение к антимонопольному регулированию  в государствах-членах ЕС далеко не однозначно, о чем свидетельствует  целый ряд научно-практических дискуссий  относительно его результативности. Существование и разноплановый характер таких дискуссий отмечается как в российской, так и зарубежной юридической и экономической литературе.

          Антимонопольное право ЕС испытало  на себе существенное воздействие  социально-политических и исторических факторов.

          Цели национальной антимонопольной  политики государств-членов ЕС  существенно различаются, но Общий  рынок создает основу для формирования  своеобразного их консенсуса, отвечающего  интересам как ЕС в целом,  так и его участников.

   Антимонопольное законодательство ЕС к числу основных целей антимонопольного права на сегодняшний день относит:

  • достижение экономической эффективности и экономического роста;
  • рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов;
  • защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений, в частности в форме предприятий-монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий;
  • содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц;
  • защита экономических свобод;
  • противодействие инфляционным процессам;
  • обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.{21,с. 1}

          Цель достижения экономической эффективности и экономического роста является составной частью базовой концепции европейского интеграционного процесса, определяющей развитие европейской экономики, в частности промышленности и торговли. 

          Экономическая эффективность оценивается в количественном выражении в показателях экономического роста, то есть роста производства и потребления в государствах-членах.

          При реализации данного принципа  ЕС сталкивается с необходимостью обеспечения баланса между уровнем производства и потребления и интересами производителей и потребителей.

          Важнейшим фактором, способным нарушить  этот баланс является ценовая  политика участников рынка. В  этой связи данная сфера становится  одним из важнейших предметов  государственного правового регулирования.

          Действительно, рост цен способен  увеличить производство, но при  этом он фактически уменьшает  потребление. Низкие цены, напротив, увеличивают уровень потребления, но, если они не позволяют производителю получить адекватную прибыль, снижают уровень производства.

          Как следствие, контроль за  ценообразованием способен как  обеспечить баланс разнополюсных  интересов (если речь идет о  государственной и межгосударственной  политике, целью которой является  стимулирование экономического роста), так и разрушить рыночные механизмы (если контроль за ценообразованием осуществляет компания-монополист, действующая в своих личных интересах). Во втором случае, будучи способной относительно долгое время поддерживать низкие цены на том или ином рынке, компания, имеющая подавляющую долю на рынке (или группа таких компаний), добьется ухода с рынка конкурентов с меньшими объемами производства и долей на рынке. Как следствие, такая компания или группа компаний станут монополистами на рынке и окажутся способными диктовать цены на свою продукцию, не заботясь ни о росте производства, ни о росте потребления.

          Наднациональные органы ЕС, вмешиваясь в механизм ценообразования, во-первых, осуществляют антидемпинговое регулирование, во-вторых, контролируют уровень цен для недопущения их необоснованного роста.

          Во втором случае цель роста  экономической эффективности имеет  статический и динамический аспекты,  баланс между которыми должен  четко поддерживаться в антимонопольном  законодательстве.

          Так, в частности, идеальной  моделью ценообразования является  та ситуация, когда цена товара  максимально приближена к общим  издержкам его производителя  на единицу такого товара. Разница между ценой продукции и издержками на ее единицу составляет прибыль хозяйствующего субъекта. 

          Низкая разница между этими  показателями, поддерживаемая искусственным  путем посредством правового  регулирования стимулирует потребление  при обеспечении стабильного  уровня производства – в этом  выражается статический аспект экономической эффективности.

     Государственная защита прав потребителя становится актуальной в вышеупомянутой ситуации, когда компания или группа компаний добиваются господствующего или  монополистического положения на рынке  и устанавливают необоснованно высокие цены в ущерб интересам потребителей.

          Однако проблему не следует  понимать упрощенно и сводить  только к интересам розничных  потребителей, проблема гораздо  шире. Ценовая дискриминация способна составить серьезную угрозу экономическому развитию в целом. Так, контроль за ценами позволяет вести различную, а часто – дискриминационную ценовую политику по отношению к хозяйствующим субъектам, использующим соответствующую продукцию как сырье.

          Проблема имеет и обратную сторону – не всегда монополистические действия, например, в форме объединения предприятий, имеют своей целью и ведут к негативным последствиям для участников рынка.

          Так, укрупнение участника рынка,  например, путем слияния, способно  позволить снизить цены на продукцию за счет снижения общих издержек, рационализации производства, особенно, когда речь идет об объединении компаний, представляющих собой различные звенья единого производственного цикла.

          Очевидно, что государственные запреты в этой сфере будут сдерживать экономический рост и не будут способствовать росту благосостояния потребителей.

          Отметим, что практика деятельности  антимонопольных и судебных органов  ЕС не позволяет утверждать, что  цель защиты прав потребителей  в широком смысле определяет особенности правоприменения в сфере защиты конкуренции. Вместе с тем, она находит достаточно полное нормативное отражение как в Римском договоре, так и в Регламенте ЕС о слияниях, признающих правомерными соглашения или согласованные действия предприятий, если они способствуют улучшению качества продукции, техническому или экономическому прогрессу иди иным образом предоставляет выгоду потребителям соответствующих товаров, работ или услуг.

     Проблема  благосостояния потребителей является довольно гибкой и правильная оценка властью последствий таких действий на рынке, как, например, уже упоминавшееся повышение цен, способно обеспечить экономический рост без ущерба для потребителей.

     Реализация  такой цели антимонопольной политики, как рост благосостояния потребителей и защита их прав без учета иных целей антимонопольного регулирования не позволит достигнуть экономического роста, поддерживать конкурентную среду и нормализовать взаимоотношения производителей и потребителей на соответствующем рынке. Тому есть несколько причин:

Информация о работе Антимонопольная политика госудраств