Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы и виды инфляции;
2. раскрыть причины возникновения инфляции;
1. Понятие инфляции, ее сущность, виды и причины
1.1. Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения. 5
1.2. Виды инфляции и ее последствия 11
2. Инфляция в России и ее особенности
2.1. Отличительные черты российской инфляции в 90-е годы 16
2.2. Причины инфляции и роста цен в России в настоящее время 23
2.3. Влияние Мирового финансового кризиса 2008 года для России 30
3. Антиинфляционная политика и возможности преодоления инфляции в России
3.1. Антиинфляционная политика. Основные направления 33
3.2. Направления антиинфляционной политики в России. 34
Заключение. 39
Библиографический список 42
Российская инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.
В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила стагфляция. Для России самый предпочтительный вариант регулирования инфляции – это стагфляционная политика, где применяется политика доходов – согласование и увязка темпов роста заработной платы и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Таким образом, антиинфляционная политика должна использовать два регулятора: рыночный и государственный.
Возникновение и рост инфляции
сопровождались процессами в области
товарного и денежного
Обесценение денег в России
происходило из-за монопольного повышения
цен при отсутствии конкуренции
и наличии государственного регулирования
инфляционного процесса. Цены поднимали
посредники-перекупщики в
Расширение кредитной экспансии только укрепляло сложившийся уровень инфляции и требовало всё новой и новой эмиссии денег. Дефицит государственного бюджета увеличивался за 1992-1994 гг. и превысил в 1994 г. 60 трлн руб. Создавшийся дефицит покрывался за счёт централизованных кредитов ЦБ и имел инфляционную природу. Задолженность по кредитам федеральному бюджету только в 1994 г. возросла с 13 до 66 трлн руб. С целью ослабления инфляции Министерство финансов РФ с мая 1994 г. приступило к выпуску государственных облигаций (ГКО). Значительную роль в раскручивании инфляции сыграл процесс долларизации: покупаемые населением доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в России. Возникает дополнительный платёжеспособный спрос со стороны населения, предприятий и банков. Валютный товар, купленный за рубли, находится в запасах как внутри страны, так и за её пределами, а его эквивалент (рубли) остаётся во внутреннем денежном обращении, что само по себе служит стимулом инфляции.
Таким образом, главной причиной инфляции в России следует считать отпуск цен, осуществлённый в условиях несформировавшегося рынка и отсутствия конкуренции. Падение производительности труда, снижение объёмов производства наблюдались в России уже в 1993 г.
Из всех видов инфляции наиболее губительной является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль денег в этих условиях сильно падает, появляются параллельные, в том числе иностранные, валюты. В России в первой половине 1997 г. темпы инфляции составили 17-20% в месяц или около 700% в год, что указывает на все признаки гиперинфляции.
Российский кризис носит
системный и структурно-
Главная причина Российской
инфляции – диспропорции в процессе
общественного воспроизводства. Следствие
инфляции – нарушение закона денежного
обращения. Основной формой проявления
инфляции стал рост цен и обесценение
денег. Она зависит от отраслевых
диспропорций, недоразвитости социальных
параметров, недостаточности
После августовского финансового
кризиса (1998 г.) значительным импульсом
для тенденции роста цен стала
девальвация рубля, вызвавшая резкое
удорожание импортной продукции, ранее
не редко относительно дешевой по
сравнению с отечественной. Падает
уровень занятости населения, что
обуславливает непредвиденные расходы
государства на пособия по безработице.
Увеличивается бюджетный
Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины:
В конце XX столетия российская
экономика претерпела одну из самых
глобальных в мире перестроек, пришла
в состояние значительного
В настоящее время инфляция – одна из самых острых тем не только в России, но и за рубежом. Но в то время как мировое сообщество переживает спад инфляции, в России этот показатель до 2009 года составлял двузначное число. Более того, прогнозы по инфляции на конец года сильно различаются, что затрудняет экономическое планирование.
В развитых странах, остро страдающих от финансового кризиса, единственной отрадой для потребителей в текущей ситуации стало снижение темпов роста цен, а местами и дефляция (снижение цен).
Дефляция, конечно, явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Нашей стране дефляция не грозит. В России даже кризис спроса не привел к существенному снижению темпов роста цен. В 2008 г. инфляция составила 13,3%. А какой инфляцией будет в 2009 году? На этот вопрос не могло быть точного ответа.
Так, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев высказывался за то, что инфляция в России по итогам года может быть ниже 12%. Несколькими днями ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович озвучил прогноз, что инфляция в России в 2009 г. составит 13–14%. Примерно такого же мнения придерживается Центробанк. 25 марта ЦБ сообщил, что не будет пересматривать прогноз по инфляции на 2009 г., оставив его на уровне 13%. Однако некоторые зарубежные институты говорили о значительно меньших цифрах. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в конце марта опубликовала отчет, в котором прогнозировала, что инфляция в 2009 году в России составит всего 8%, а в 2010 г. вообще упадет до 6%.
В 2009 г. инфляция в России может составить порядка 15–17%, а ожидаемый уровень экономического спада будет равен 2%. Такое заявление сделал аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Феликс Эйгель. По словам эксперта экономика страны начнет восстанавливаться только спустя год: в 2010 г. ВВП должен немного вырасти, после чего экономика войдет в период постепенного восстановления.
Как мы видим, назывались абсолютно разные цифры: от 8 до 17%. В итоге инфляция в 2009 году составила 8,8%.
Ниже представлен график роста инфляции в течение 2008 и 2009 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой аж с 1991 года (см. рисунок 3).
Рисунок 3
Индекс потребительских цен.
Таблица
Корзина Индекса потребительских цен в России
Наименование товарных групп |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Все товары и услуги |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольственные товары |
42,71 |
40,21 |
39,11 |
37,7 |
37,97 |
Мясопродукты |
10,71 |
10,28 |
9,81 |
9,59 |
9,64 |
Рыбопродукты |
1,88 |
1,87 |
1,76 |
1,82 |
1,9 |
Масло и жиры |
1,6 |
1,37 |
1,4 |
1,26 |
1,21 |
Молоко и молочная продукция |
2,84 |
2,68 |
2,82 |
2,54 |
2,64 |
Сыр |
0,99 |
0,96 |
1,18 |
0,93 |
0,97 |
Яйца |
0,72 |
0,63 |
0,61 |
0,56 |
0,51 |
Сахар |
1,14 |
0,92 |
0,73 |
0,59 |
0,68 |
Кондитерские изделия |
2,33 |
2,28 |
2,23 |
2,21 |
2,33 |
Чай, кофе |
1,03 |
0,95 |
0,9 |
0,91 |
0,98 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
2,5 |
2,23 |
2,04 |
1,96 |
1,99 |
Макаронные и крупяные изделия |
1,12 |
0,99 |
0,94 |
0,91 |
0,9 |
Плодоовощная продукция, включая картофель |
3,96 |
3,83 |
3,83 |
3,57 |
3,61 |
Алкогольные напитки |
7,12 |
6,63 |
6,33 |
5,85 |
5,78 |
Общественное питание |
2,28 |
2,23 |
2,23 |
2,73 |
2,45 |
Прочие |
2,49 |
2,36 |
2,3 |
2,27 |
2,38 |
Непродовольственные товары |
33,74 |
35,13 |
35,99 |
37,37 |
36,25 |
Одежда и белье |
5,19 |
5,27 |
5,13 |
5,55 |
5,48 |
Меха и меховые изделия |
0,56 |
0,74 |
0,7 |
0,72 |
0,65 |
Трикотажные изделия |
1,29 |
1,3 |
1,32 |
1,31 |
1,34 |
Обувь кожаная, текстильная и комбинированная |
2,52 |
2,55 |
2,52 |
2,53 |
2,54 |
Моющие и чистящие средства |
0,74 |
0,67 |
0,68 |
0,74 |
0,82 |
Парфюмерно-косметические товары |
1,36 |
1,35 |
1,34 |
1,27 |
1,44 |
Галантерея |
0,79 |
0,8 |
0,85 |
0,85 |
0,92 |
Продолжение таблицы
Наименование товарных групп |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Табачные изделия |
0,83 |
0,72 |
0,68 |
0,65 |
0,69 |
Мебель |
2,17 |
2,21 |
2,21 |
2,43 |
2,34 |
Электротовары и другие бытовые приборы |
2,18 |
2,07 |
1,99 |
1,94 |
1,76 |
Печатные издания |
0,5 |
0,49 |
0,47 |
0,45 |
0,48 |
Телерадиотовары |
1,15 |
1,2 |
1,01 |
1 |
0,95 |
Персональные компьютеры |
1,13 |
1,05 |
0,92 |
1,01 |
0,88 |
Средства связи |
0,87 |
0,8 |
0,73 |
0,63 |
0,53 |
Строительные материалы |
1,83 |
2,07 |
2,19 |
1,8 |
1,62 |
Легковые автомобили |
4,24 |
4,99 |
6,34 |
7,3 |
5,66 |
Бензин автомобильный |
1,91 |
2 |
2,1 |
2,12 |
2,38 |
Медицинские товары |
1,43 |
1,62 |
1,52 |
1,56 |
2,07 |
Прочие |
3,05 |
3,23 |
3,29 |
3,51 |
3,7 |
Услуги |
23,55 |
24,66 |
24,9 |
24,93 |
25,78 |
Бытовые услуги |
2,71 |
2,69 |
2,82 |
2,8 |
2,76 |
Услуги пассажирского транспорта |
3,31 |
3,26 |
3,26 |
3,38 |
3,09 |
Услуги связи |
2,66 |
3,19 |
2,96 |
2,96 |
3,14 |
Жилищно-коммунальные услуги |
8,9 |
8,83 |
8,57 |
7,89 |
8,81 |
Жилищные услуги |
2,78 |
2,75 |
2,74 |
2,57 |
2,61 |
Услуги гостиниц и прочих мест проживания |
0,11 |
0,1 |
0,12 |
0,14 |
0,15 |
Коммунальные услуги |
6,01 |
5,98 |
5,71 |
5,18 |
6,05 |
Услуги дошкольного воспитания |
0,28 |
0,35 |
0,35 |
0,36 |
0,43 |
Услуги образования |
2,02 |
2,5 |
2,49 |
2,27 |
2,27 |
Услуги организаций культуры |
0,26 |
0,3 |
0,33 |
0,35 |
0,41 |
Санаторно-оздоровительные услуги |
0,54 |
0,45 |
0,56 |
0,66 |
0,51 |
Медицинские услуги |
1,02 |
1,17 |
1,29 |
1,2 |
1,34 |
Прочие |
1,85 |
1,92 |
2,27 |
3,06 |
3,02 |