Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….
1 Инфляция: причины и следствия……………………………………
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов……………………………
1.2 Инфляционная спираль…………………………………………………………..
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой…..
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси ……..
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике …………………….
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

Очевидно, что в будущем  для обеспечения экономического подъема и выравнивания сальдо внешнеэкономической деятельности прежде всего необходимо повышение производительности рабочей силы за счет переориентации инвестиций на высокие технологии, инновационность производства, что в совокупности с рациональной организацией производства, здоровой и полноценной конкуренцией может обеспечить комплексный рост производительности труда.

Инфляционный шок в  значительной степени блокировал приток прямых иностранных инвестиций в  белорусский бизнес, поскольку инвесторам сложно просчитать сроки окупаемости  и соответственно целесообразность своих вложений. Любая финансовая модель, которую в существующих условиях строит инвестор, предполагает высокую погрешность и высокие риски для капитала. По данным статистики, за январь-сентябрь 2011 г. объем ПИИ составил 1,1 млрд. долл., или менее 17% от запланированного на год объема.[25]

Сдерживание инфляции в стране обеспечивалось рядом оперативных решений правительства, в том числе по регулированию цен на социально значимые товары и продукцию монополистов. В результате к декабрю удалось существенно снизить темпы роста цен. "Индекс потребительских цен за третью неделю декабря составил всего 0,2% по отношению к ноябрю.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику.

 

 

3.2 Первоочередные антиинфляционные  меры

Произошедшее в 2011 году – это результат нарастающей  нестабильности на внешних рынках  и следствие внутренней инерции  в экономических подходах. Как  следствие необходимо выстроить целесообразную экономическую политику в соответствии с объективной экономической реальностью. Решения, принимаемые сегодня, должны быть не только адекватны текущей внутренней ситуации, но и учитывать мировые реалии.

В связи с этим в  экономике необходимы преобразования – задача кардинального роста требует кардинальных перемен: обеспечить сбалансированное развитие, основой которого является соблюдение равновесия и макроэкономических показателей между важнейшими составляющими национальной экономики: доходами и расходами, спросом и предложением, средствами производства и рабочей силой, объемами производства и потребления, частным и государственным капиталом, экспортом и импортом и др. Сформировать условия для создания эффективной, устойчиво функционирующей экономики.[26]

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими  участниками правительства был  разработан ряд предложений по изменению  курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие  предложения:

  • выход на положительное сальдо внешней торговли;
  • сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
  • активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
  • приватизация малоэффективных предприятий;
  • отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
  • рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
  • отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
  • удерживание инфляции на уровне 19 %. [22]

С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Для того, чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить доверие  к национальной валюте, как внутри  страны, так и за ее пределами  путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать белорусский  рубль посредством:

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодательно запретить  использования кредитно-денежной  эмиссии для финансирования дефицита  бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного  и особенно долгосрочного кредитования  народного хозяйства;

4. Проводить политику  «дорогих денег» путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

5. Либерализировать денежно-кредитный  и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

6. Применять процедуры  санации и банкротств предприятий  для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

7. Разработать систему  мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов). [17, с 96]

В настоящее время  основным препятствием к достижению поставленных целей является инфляция. Инфляция приводит к перераспределению  доходов в пользу монополистов, финансовых структур, теневой экономики, в то время как люди, имеющие фиксированные доходы (учителя, врачи, пенсионеры) несут потери. Несут потери банки, инвесторы ограничивают свою деятельность. Поэтому снижение инфляции – безоговорочный приоритет экономической политики в 2012 г. [26]

 

Заключение

 

Подводя итог рассмотрения существующего положения дел по проблематике инфляционных процессов в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы: инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.

Причины возникновения  инфляции: монополия крупных фирм на определение цены и собственных  издержек производства, особенно в  сырьевых отраслях; монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы; сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег; рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные периоды.

 

 

 

 

В условиях переходной экономики  возможны две основополагающие стратегии  государственной экономической  политики: подавление инфляции и адаптации  субъектов хозяйствования к ее условиям. В Республике Беларусь пока не созданы  инфраструктурные предпосылки подавления инфляции, поэтому представляется необходимой  стратегия адаптации субъектов хозяйствования к ее условиям в сочетании с мерами по снижению интенсивности инфляционных процессов.

 

 

 

Различают следующие  типа инфляции - спроса и издержек. Инфляцию, вызванную изменениями совокупного спроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Негативно на объем производства, и занятость оказывает гиперинфляция, в условиях которой усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям более выгодно накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен, однако несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото, недвижимость.

Таким образом, инфляция означает прямые экономические издержки для всего общества. Инфляция может  вызвать сокращение как производства, так и занятости. В условиях инфляции, обусловленной ростом издержек, при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Инфляция в различной степени влияет на перераспределение. Это зависит от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры для того, чтобы предотвратить или уменьшить ее негативные последствия, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Национальная экономика: учебник для студентов вузов / Л.И. Абалкин [и др.]; под ред. П.В. Савченко – 2-е изд. – Москва: Экономистъ, 2007. – 863 с.

2 Андрианов, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы  регулирования / В.Д. Андрианов. – Москва: Экономика, 2010. – 181 с.

3 Прогнозирование и  планирование экономики: практикум  / [В.И. Борисевич]; под ред. Г.А. Кандауровой. – 4-е изд. – Минск: Экоперспектива, 2008. – 151 с.

4 Василега, В.Г. Сопоставительный  анализ национального уровня  цен Беларуси  и РФ // Ж. «Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование». — 2005. — №4. — С. 5.

5 Васильев, И. Инфляция  растет, не слушаясь правительства  // Финансовый контроль. — 2006. —  №1. — С. 12.

6 Цены и ценообразование:  учебник для экон. спец. вузов  / Е.К. Васильева, Н.И. Ведерникова, А.Л. Дмитриева и др.; под ред. В.Е. Есипова. – 4-е изд. – Питер, 2004. – 560 с.

7 Грузицкий, Ю.Л. История  развития денежно-кредитной системы  Беларуси: учебное пособие / Ю.Л.  Грузицкий; под ред. В.Н. Рябцевича.  – Минск: Экоперспектива, 2002. –  175 с.

8 Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в РБ. // Вестник БГЭУ. — 2008. — №1. — С. 7.

9 Кизилов, В. Инфляция  и ее последствия / В. Кизилов,  Г. Сапов. – Москва: Панорама, 2006. – 143 с.

10 Макконнелл, К.Р. Экономикс:  принципы, проблемы и политика: в  2 т.: [пер. с англ.] / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Москва: Республика, 1992. – 399 с.

11 Мэнкью, Н.Г. Принципы  макроэкономики: [пер. с англ.] / Н.Г.  Мэнкью. – 4-е изд. – Санкт-Петербург  [и др.]: Питер, 2010. – 543 с.

12 Никитин С., Степанова  М. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт // МЭ и МО. — 2008. — №2. — С. 4.

13 Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин,  Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др.; под ред. В.В. Пинигина. – Минск: НИЭИ, 2002 – 176 с.

14 Республика Беларусь в цифрах: статистический справочник / М-во статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2009. – 55 с.

15 Социально-экономическое  положение Республики Беларусь, январь-ноябрь 2009 г. / Национальный стат. комитет Республики Беларусь. –  Минск, 2009. – 349 с.

16 Цены в Беларуси, 1991-2005. / М-во статистики и анализа  Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 272 с.

17 Щеголева, Н.Г. Деньги  и денежное обращение: учебное  пособие для студентов вузов  / Н.Г. Щеголева, А.И. Васильев. –  2-е изд. – Москва: Маркет ДС, 2010. – 142 с.

18 Национальный статистический  комитет Республики Беларусь / [Электронный  ресурс]: belstat.gov.by. - Дата доступа: 10.03.2012.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь