Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….
1 Инфляция: причины и следствия……………………………………
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов……………………………
1.2 Инфляционная спираль…………………………………………………………..
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой…..
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси ……..
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике …………………….
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

- дестимулирование инвестиционного процесса,  следствием которого являются снижение реальных вложений в основной капитал, превышение выбытия основных производственных фондов над их введением, снижение коэффициента годности основных средств и удельного веса капиталовложений в ВВП.

На фоне достаточно высоких  темповых показателей роста за 2011 г. экономика страны, подвергаемая «атаке» традиционных проблем предыдущих лет – крайне высокий уровень дефицита текущего счета, роста долга, истощение золотовалютных резервов, столкнулась с новыми явлениями – галопирующей инфляцией и падением жизненного уровня населения, создававших реальную угрозу национальной безопасности. Большинство негативных тенденций текущего года – результат траектории предшествующего развития. [25]

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь в данный период являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования. Дефицит республиканского бюджета на период январь-сентябрь 2010 г. составляет 2,119 млрд. руб.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси  много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например, «Беларуськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», ОАО «Белтрансгаз» и т.д.).
  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например, в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить.

В Республике Беларусь в  начале экономических реформ инфляция существовала в скрытом виде и имела следующие сущностные характерис-тики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превы-шение спроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажен-ные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры эконо-мики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных  предприятий, возросло количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике [Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2;19, с.71].

Количество убыточных  организаций на 1 декабря 2011 г. составило 563 единиц или 6,5% от общего числа учитываемых организаций. По сравнению с январем-ноябрем 2010 г. увеличилось и количество убыточных организаций (на 36 единиц), и величина чистого убытка - более чем в 5,2 раза, достигнув 5 246 млрд. рублей. Основной прирост чистого убытка получен за счет организаций промышленности, строительства и связи.

Диаграмма Количество убыточных  организаций и сумма полученного  ими чистого убытка

Недостаточными темпами  в текущем году осуществляется привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе. С учетом поступивших в декабре 2011 г. средств от продажи государственного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» в сумме 2,5 млрд. долларов США, объем привлеченных в экономику страны прямых иностранных инвестиций на чистой основе в 2011 г. составил 3,97 млрд. долларов США (при задании 6,4-6,5 млрд. долларов). Интерес прямых иностранных инвесторов находит свою практическую реализацию преимущественно в непроизводственной сфере.

Основные причины низких объемов привлечения прямых иностранных инвестиций заключаются в сложившейся в начале и середине года ситуации на валютном рынке, а также низких темпах реализации инвестиционных проектов в соответствии с заключенными инвестиционными договорами.

Диаграмма  Поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе, млн. Долларов США

Внешний долг – сложившаяся  на протяжении последних лет диспропорция в реализации основополагающего  закона экономической жизни –  опережающего роста производительности труда над его оплатой – привела к необходимости дополнительного финансирования (экономики в целом и потребительского спроса домохозяйств в частности) с помощью заемного бремени, в том числе из внешних источников. Несмотря на то, что в мировом сообществе Беларусь остается одной из стран с наиболее низкими относительными показателями внешнего долга за период 2007-2010 гг. его величина возросла более чем в 2,3 раза и по состоянию на 1 октября 2011 года достигла 32515,7 млрд. долл. США, при этом страна по-прежнему нуждается во внешних заимствованиях, чтобы преодолеть сложную финансовую ситуацию.

Кредитная экспансия  –внутренняя и внешняя – должна быть ограничена и направлена на реализацию эффективных проектов с высокой  степенью возврата заимствований. В  ином случае будут возрастать долги страны и ее зависимость от кредиторов.

Диаграмма Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов, млн. долларов США (по состоянию на 1 января). [19]

 

До 2011 потребление импортных товаров в 5 раз превышало сумму компенсации израсходованных валютных резервов за счет экспорта. Данная ситуация отразилась в дефиците текущего счета платежного баланса и снижения международных резервных активов.

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. ИПЦ на товары и услуги в декабре 2010 года, по сравнению с ноябрем прошлого года, составил 101%, с декабрем 2009 года - 109,9%, в среднемесячном исчислении за период с начала года - 100,8% при прогнозе на 2010 год - 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009-го дал 6,4% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары - 2,3%, на платные услуги - 1,2%. 

Экономическая практика  показывает,  что избыточное денежная масса, вбрасываемая в экономическую  систему для решения текущих  проблем, создает мину замедленного действия. Осуществляемая денежная эмиссия  М2 напоминает эмиссию СО2 – чем больше углекислого газа вбрасывается в атмосферу, тем более серьезны катаклизмы. Чем больше еще незаработанных денег появляется в экономике, тем больше в ней наблюдается волатильности – неопределенности; соответственно возрастает степень неустойчивости.

Таким образом, в 2011 году ситуация коренным образом изменилась. Мягкая денежно-кредитная политика, выразившаяся в эмиссионном финансировании экономики, разбалансировала валютный, а следом и потребительский рынки. Инфляция в минувшем году превысила прогноз властей почти в 13 раз. Вместо запланированных правительством 7,5-8,5%, Беларусь в 2011 году получила рост потребительских цен на уровне 108,7%. Базовая инфляция (исключающая изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера) за 10 месяцев составила 101,5%.  «Базовый индекс потребительских цен в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. составил 108,3%, с декабрем 2010 г. – 201,5%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 110,7% и 214%, на непродовольственные товары – 105,9% и 200,5%, на платные услуги – 106,3% и 156%». В декабре 2011 индекс потребительских цен составил 204%. Динамика сводного и базового ИПЦ в Республике Беларусь в 2011 году.[24]

Для расчета ИПЦ собирают цены по 421 товару и услуге, из них 148– продовольственные товары, 210 – непродовольственные товары, 63 – услуги. Индекс потребительских цен включает все основные группы товаров и услуг, ежемесячно охватывая более 46000 котировок цен. Данные для ИПЦ собирают в период между 10-м и 30-м числами каждого месяца. Выборка для ИПЦ содержит 5498 базовых организаций: 1114 - для продуктов питания, 2379 - для непродовольственных товаров и 2005 - базовых организаций, оказывающих услуги. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 07.01.2011 [18].

 [21].

 

 
Диаграмма Динамика сводного и базового ИПЦ в Республике Беларусь в 2011 году.[24]

Трансформация инфляции в гиперинфляцию выражалась, в частности, в резком росте цен на продукты питания. Меньше всего подорожали продовольственные товары, цены на которые регулируются государством (молочная продукция, хлеб). Стоимость же большинства продуктов питания выросла за прошлый год в 2,5-3 раза.

В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси 2 января 2009 г. произвело одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США. Это было сделано с целью снижения влияния кризисных явлений на инфляционные процессы в стране.  23 мая 2011 года постановлением правления Национального банка Республики Беларусь № 188 курс белорусского рубля был повторно девальвирован до Br4930 за доллар США, то есть примерно на 56 %, начиная со следующего дня. Также курс евро был установлен на уровне Br6914,82, российского рубля — Br173,95. Также с 24 мая был восстановлен двухпроцентный коридор колебаний курсов в обменных пунктах и на внебиржевом рынке валюты. 20 октября 2011 года вместо основной и дополнительной сессии торгов БВФБ была проведена единая сессия валютных торгов, по итогам которой Нацбанком был установлен новый официальный курс рубля. Он составил 8680 рублей на 21 октября против 5712 рублей днём ранее. Таким образом, произошла девальвация белорусского рубля на 52 %.

 

Рисунок 1  —  Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению

к доллару США, евро и  российскому рублю в 2000-2012 гг.

Примечание — Источник: [19]

В Беларуси неоднократно повышалась ставка рефинансирования, в общей сложности более, чем в 4 раза — с 10,5 % 15.09.2010 г. до 45 % 12 декабря 2011.

 

Рисунок 2 — Ставка рефинансирования НБРБ и ИПЦ

в период с 15.09.2010 по 01.03.2012 гг.

Примечание — Источник: [19]

Потенциал конкурентоспособности  нашей страны не реализуется в  той степени, на которую ориентированы  документы государственного масштаба. Сводный мировой показатель конкурентоспособности  – ВВП на душу населения –  критически отстает от уровня экономически развитых государств Европейского союза. Это означает, что для достижения уровня ведущих государств ЕС производительность экономики должна вырасти при изготовлении конечной продукции более чем в восемь раз.

Как на формирование структуры, так и на динамику ВВП определяющее влияние в текущем году оказывает внутренний рынок страны. В сопоставлении с итогами первого  квартала и полугодия в отношении к уровню предыдущего года динамика ВВП за 9 месяцев  замедлилась. . В основе замедления лежат факторы сокращения элементов внутреннего спроса – объемов розничного товарооборота, доходов населения и инвестиций в основной капитал. Несмотря на выход темпа роста ВВП за нижнюю границу годового прогноза (109-110%), его значение в складывающихся условиях остается на приемлемом уровне.Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли снижается, что связано с сокращением жилищного строительства (на 17,2% к уровню 12 месяцев прошлого года).

По сравнению с 2010 г. снизилось поступление чистых налогов на продукты.

 

Диаграмма  Валовый  внешний продукт в % к соответствующему периоду предыдущего года. [24]

По данным Статкомитета СНГ, Беларусь была одним из лидеров  среди стран постсоветского пространства по росту ВВП, инвестиционной активности, промышленного производства, внутренней и внешней торговли в первом полугодии 2011г. Одновременно приходится констатировать критический прирост цен производителей промышленной продукции и потребительского рынка, в разы превышающий показатель отдельных  стран и СНГ целом – как следствие заемно-эмиссионно-кредитного бума, вызвавшего шоковую инфляцию. [25]

В Беларуси в 2009 г. форму  собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь