Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….
1 Инфляция: причины и следствия……………………………………
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов……………………………
1.2 Инфляционная спираль…………………………………………………………..
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой…..
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси ……..
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике …………………….
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

В 2007 г. рост темпов инфляции в странах ЦВЕ возобновился. Это  доказывает, что в странах с  переходной экономикой устранение монетарного фактора недостаточно для борьбы с инфляцией. Остались проблемы немонетарного характера, решение которых требует длительного времени и политической воли. Источник 18

 

2.2 Государственная система  антиинфляционных мер.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Итак, как уже отмечено выше цель антиинфляционной политики  состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. [2; с. 501]

     Реакция  государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

  1. формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;
  2. выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику не противоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

  1. индексация потерь доходов;
  2. компенсация потерь от инфляции.

Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, устранение предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Следовательно, дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются ее последствия.

Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как известно, инфляция связана с деформацией на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование совокупного  спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент  антиинфляционных мер. Снижение ставок налога на выгоде и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости населения, следовательно, массы выгод, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных прибылей и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные кредиты в национальном банке или денежная дополнительный выпуск. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими прибылями, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

Например, государственные  дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства  и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение прибылей за счет снижения дохода предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции.

Главный принцип сокращения бюджетных издержек состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена  так, чтобы свести к минимуму воздействие  на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные займы, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет займы за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если нацбанк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Таковы основные черты  антиинфляционных мер, результаты которых экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

 

 

  1. Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси

В настоящее время экономика Республики Беларусь находится в состоянии адаптации к инфляционным процессам в сочетании с мерами по ее минимизации.

С 2001 по 2010 гг. в совокупности страна достигла более чем двукратного  увеличения реального ВВП, роста  ВВП на душу населения, по паритету покупательской способности в 2,7 раза и снижения уровня обеспеченности населения более чем в 8 раз. Доля населения  с доходом ниже бюджета прожиточного минимума сократилась  с 42%  до 5 %  от общей численности населения. Даже в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009гг. Беларусь смогла остаться в числе немногих стран, где ВВП продолжал расти. В 2011 г. на фоне достаточно высоких темповых показателей роста экономики страны подвергалась атаке традиционных проблем предыдущих лет: крайне высокого уровня дефицита текущего счета, роста долговых обязательств, истощение золотовалютных резервов. Появилась в Беларуси высокая инфляция и произошло резкое падение жизненного уровня населения. []

Причинами этого являются неготовность системы социального вспомощиствования  и инфраструктуры  к массовому высвобождению рабочей силы с производств, нуждающихся в высвобождению масштабов. Это требует льготирование выпуска социально значимых товаров и услуг, так как государство не готово заменять его системой адресной социальной помощи, а также инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета, по сколько не инфляционные источники не позволяют обеспечить приемлемый уровень расходов. Все это требует в настоящих условиях сохранения инфляционного финансирования некоторых расходов, что в свою очередь, делает необходимым сочетание  мер по минимизации инфляционных процессов и адаптации субъектов хозяйствования к условиям инфляции.

Разработка мер по оптимизации государственного управления экономикой в данных условиях возможна,  в контексте восстановления реакции государственной экономической политики и мер, необходимых для преодоления негативных последствий инфляционных процессов.

 

 

 

3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике

Национальная экономика  страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного распадом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляционных процессов можно проследить в рамках пяти периодов.

Первый период (1991-1994 гг.). Это был самый трудный период, связаный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных  связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построение институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали более чем в 20 раз (табл. 1). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетаризации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20-25 долларов США. [16, с. 182]

Второй период (ноябрь 1994-1996 гг.). В результате осуществления  комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. – до 39,3 % (в 1994 г. – 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых  срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997—1999 гг. [13, с. 108]

Третий период (1997-1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998-1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня - 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

Четвертый период (2000-2006 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %, в 2002 г. - 134,8 %, в 2003 г. - 125,4 %, в 2004 г. - 114,4 %, в 2005 г. – 108,0%, в 2006 г. – 106,6%. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне, К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. [7, с. 138]

Пятый период (с 2007). С  2007 г. наблюдается рост инфляции. Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 113,3%  и превысил показатели 2007 года, а среднегодовой уровень инфляции достиг 14,8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. К октябрю 2010 года ИПЦ составил 109,7%.

Для общественной экономики характерны следующие негативные процессы, связанные с инфляцией:

- дисперсия цен,  которая вызывает несоответствие структуры потребительских предпочтений, с одной стороны,  и структуры предложения товаров  (работ, услуг),  с другой. Симптомами этого является рост товарных запасов, дебиторской задолженности и объемов операций, связанных с неденежным прекращением обязательств.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь