Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….
1 Инфляция: причины и следствия……………………………………
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов……………………………
1.2 Инфляционная спираль…………………………………………………………..
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой…..
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси ……..
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике …………………….
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

5) обратная пропорциональность  темпа инфляции и уровня безработицы; 

6) падение реального  процента;

7) нестабильность экономической  информации.

Одним из последствий  несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.

Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают  планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

Еще одним последствием можно назвать  перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

Полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. [9, с. 97]

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим.  В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как  государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже. [9, с. 76]

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

Очередное последствие  инфляции - нестабильность экономической информации.

Цены - это главный  индикатор рыночной экономики. Ценовая  информация - главная для бизнеса.  Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению  бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. [9, с. 110]

Итак, инфляция влияет на многие экономические процессы, вызывая в итоге ряд негативных последствий, таких как скрытая конфискация денежных средств со стороны государства, падение реального процента, перераспределение доходов и богатства, нестабильность экономической информации и другие.

 

Инфляционные ожидания экономических субъектов

 

Одним из ключевых механизмов инфляции является механизм адаптивных инфляционных ожиданий. В условиях начавшейся инфляции население уверенно в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а после завтра – выше, чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причём это спрос, который обеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие – товары закупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что всё большая часть получаемых доходов идёт на увеличение спроса и всё меньшая – на сбережения. Уменьшение сбережений уменьшает возможности кредитования, новых вкладов в производство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличением производства и соответственно ростом предложения товара. В итоге возникают две чётко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой – медленное, практически незаметное увеличение предложения.

Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия между спросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будут расти, бороться с инфляцией трудно. Только погасив инфляционные ожидания, можно преодолеть инфляцию. Все другие меры не дадут результатов.

Внезапный скачок цен  в нормально функционирующей  рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьёзных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышения цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платёжеспособного спроса. А раз уменьшается спрос, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок цен может  вызвать резкое увеличение затрат населения  на покупку товаров и услуг, что само по себе создаёт трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Создаётся порочный круг, из которого трудно вырваться.

В условиях инфляции предприниматели заблаговременно повышают цены, надеясь таким образом компенсировать будущие убытки. Это так называемая «инфляция ценовой накидки».

При инфляции деньги перестают  выполнять свои обычные функции. Предприятия отказываются принимать «дензнаки» в качестве платёжного средства, поскольку за время между их получением и использованием происходит дальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру. Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения. Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают, какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям, восстановлению производства. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

Таким образом, инфляционные ожидания – негативный социальный фактор рыночного поведения основных субъектов макроэкономики. Потребители и производители опасаются возможности ускорения роста темпов инфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционные ожидания всегда выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.

Инфляционная  спираль

В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль. Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, Y1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до Y2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (Y2/P3 < Y2/P2). Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали "заработная плата - цены". Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.

Рис. 1 Инфляционная спираль

 

2 РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИИФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКОЙ

Антиинфляционная политика — выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с общестабилизацйонными мерами на макроэкономическом уровне. Антиинфляционная политика может быть как упреждающей раскручивание маховика инфляции, так и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционная политика — дефляционная политика. В странах с развитой рыночной экономикой основным объектом антиинфляционной политики является инфляция издержек (спираль: цены — доходы — цены). Поэтому антиинфляционная политика проводится главным образом путем замораживания или ограничения роста доходов и цен, притормаживания излишней деловой активности посредством удорожания кредита и лишь во вторую очередь предусматривает урегулирование госбюджета, сокращение государственных расходов.

Антиинфляционная политика должна быть увязана с продуманной  структурной политикой и инвестиционной политикой, иначе структурные дисбалансы будут воспроизводить инфляционный спрос и порождать новые витки инфляции. На практике при борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ. Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы.

 

2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы

Рассмотрим причины и особенности инфляции в переходной экономике, проанализируем антиинфляционную политику в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы.

Выяснено, что причины  возникшей инфляции при переходе к рынку носили комплексный характер и проявлялись поэтапно по мере трансформации. Так либерализация цен выявила глубину скрытой инфляции (товарного дефицита), величины денежного навеса, степени патернализма государства, структурных, системных и других проблем в экономиках постсоциалистических стран. Сила инфляционного процесса также зависела от стартовых условий перехода к рынку, готовности экономик к рыночным преобразованиям. По мере проведения реформ, практически все страны столкнулись с еще большей разбалансированностью экономики, которая касалась не только структурных проблем, а всей экономической и институциональной системы. Это является глубинной причиной высокой инфляции в переходных экономиках. Во всех странах, переходящих к рынку, наблюдались сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты, бегство капитала за рубеж, затянувшийся трансформационный спад. Значительная часть производственных структур оказались нежизнеспособными в переходных условиях. Неразвитость рыночных механизмов приводила к еще большему снижению конкурентоспособности многих видов продукции, что усиливает инфляцию издержек.

Затянувшийся трансформационный  спад в виде стагфляции внес дополнительные факторы самоподдерживающейся инфляции. Сформировались устойчивые инфляционные ожидания и инфляционная психология. Подорвано доверие к национальной валюте, доллар из номинального якоря превратился в дополнительный инфляционный фактор. Резко упал коэффициент монетизации (его уровень в России до сих пор недостаточен). Высокая инфляция в сочетании со значительным сокращением расходов бюджета вызывала глубокое расслоение общества, что негативно сказалось на сбережениях и уровне платежеспособного спроса.

Снижение инфляции в  переходных экономиках требует постоянного  изменения ценовых пропорций, структурных  сдвигов в пользу отраслей инвестиционного  и потребительского комплексов.

Установлено, что темпы  инфляции напрямую зависят от типа перехода к рынку – темпов и  комплексности реформ и скорости подключения адекватных рынку институтов. В отсутствие полноценных рыночных институтов рост цен отражает низкую эффективность распределения ресурсов и экономической системы в целом. Так страны, выбравшие шоковую терапию (Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва) и путь неинфляционного градуализма (Венгрия, Словакия) в первые годы реформ совершили большой скачок на пути либерализации экономики, обуздали инфляцию и сумели поддерживать ее на низком уровне. В странах инфляционного градуализма (Болгария, Румыния, Россия) – на первом этапе темпы инфляции упали ниже 40% в год, но не удержались на данном уровне. Эти страны пострадали от поздней и медленной стабилизации, не проведя достаточной корректировки фискальной сферы и сохранив значительные бюджетные дефициты.

При исследовании методов  проведения антиинфляционной политики в постсоциалистических странах  обнаруживается биполярный подход к  денежно-кредитному регулированию. С одной стороны, странами Балтии и Болгарией использовалась жесткая модель регулирования на основе режима currency board (валютное управление). С другой стороны, Венгрия, Чехия и Польша применяли модель инфляционного таргетирования при плавающем курсе, устанавливая среднесрочные и годовые плановые показатели инфляции. Словакия и Румыния проводили антиинфляционную политику смешанного типа, в рамках которой центральные банки опираются на различные индикаторы, в том числе и на обменный курс, не декларируя обязательных конечных или промежуточных целевых ориентиров.

Анализ тактики и результатов  антиинфляционной политики стран ЦВЕ  показал, что их политика имела успех  при жестком сдерживании денежной массы посредством строгой фиксации обменного курса. Наиболее типичным примером динамики инфляции после введения валютного управления является Болгария, где очень быстро произошла стабилизация.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь