Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Введение………………………………………………………………………………….
1 Инфляция: причины и следствия……………………………………
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов……………………………
1.2 Инфляционная спираль…………………………………………………………..
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой…..
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Беларуси ……..
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике …………………….
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………......
5) обратная пропорциональность
темпа инфляции и уровня
6) падение реального процента;
7) нестабильность экономической информации.
Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.
Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.
Еще одним последствием можно назвать перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.
Полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. [9, с. 97]
Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.
Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже. [9, с. 76]
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.
Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.
Цены - это главный
индикатор рыночной экономики. Ценовая
информация - главная для бизнеса.
Недостаточность и
Итак, инфляция влияет на многие экономические процессы, вызывая в итоге ряд негативных последствий, таких как скрытая конфискация денежных средств со стороны государства, падение реального процента, перераспределение доходов и богатства, нестабильность экономической информации и другие.
Инфляционные ожидания экономических субъектов
Одним из ключевых механизмов инфляции является механизм адаптивных инфляционных ожиданий. В условиях начавшейся инфляции население уверенно в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а после завтра – выше, чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причём это спрос, который обеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие – товары закупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что всё большая часть получаемых доходов идёт на увеличение спроса и всё меньшая – на сбережения. Уменьшение сбережений уменьшает возможности кредитования, новых вкладов в производство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличением производства и соответственно ростом предложения товара. В итоге возникают две чётко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой – медленное, практически незаметное увеличение предложения.
Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия между спросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будут расти, бороться с инфляцией трудно. Только погасив инфляционные ожидания, можно преодолеть инфляцию. Все другие меры не дадут результатов.
Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьёзных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышения цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платёжеспособного спроса. А раз уменьшается спрос, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.
Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создаёт трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Создаётся порочный круг, из которого трудно вырваться.
В условиях инфляции предприниматели заблаговременно повышают цены, надеясь таким образом компенсировать будущие убытки. Это так называемая «инфляция ценовой накидки».
При инфляции деньги перестают выполнять свои обычные функции. Предприятия отказываются принимать «дензнаки» в качестве платёжного средства, поскольку за время между их получением и использованием происходит дальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру. Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения. Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают, какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям, восстановлению производства. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
Таким образом, инфляционные ожидания – негативный социальный фактор рыночного поведения основных субъектов макроэкономики. Потребители и производители опасаются возможности ускорения роста темпов инфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционные ожидания всегда выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.
В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль. Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, Y1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до Y2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (Y2/P3 < Y2/P2). Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали "заработная плата - цены". Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.
Рис. 1 Инфляционная спираль
2 РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИИФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Антиинфляционная политика — выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с общестабилизацйонными мерами на макроэкономическом уровне. Антиинфляционная политика может быть как упреждающей раскручивание маховика инфляции, так и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционная политика — дефляционная политика. В странах с развитой рыночной экономикой основным объектом антиинфляционной политики является инфляция издержек (спираль: цены — доходы — цены). Поэтому антиинфляционная политика проводится главным образом путем замораживания или ограничения роста доходов и цен, притормаживания излишней деловой активности посредством удорожания кредита и лишь во вторую очередь предусматривает урегулирование госбюджета, сокращение государственных расходов.
Антиинфляционная политика
должна быть увязана с продуманной
структурной политикой и
2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы
Рассмотрим причины и особенности инфляции в переходной экономике, проанализируем антиинфляционную политику в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы.
Выяснено, что причины возникшей инфляции при переходе к рынку носили комплексный характер и проявлялись поэтапно по мере трансформации. Так либерализация цен выявила глубину скрытой инфляции (товарного дефицита), величины денежного навеса, степени патернализма государства, структурных, системных и других проблем в экономиках постсоциалистических стран. Сила инфляционного процесса также зависела от стартовых условий перехода к рынку, готовности экономик к рыночным преобразованиям. По мере проведения реформ, практически все страны столкнулись с еще большей разбалансированностью экономики, которая касалась не только структурных проблем, а всей экономической и институциональной системы. Это является глубинной причиной высокой инфляции в переходных экономиках. Во всех странах, переходящих к рынку, наблюдались сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты, бегство капитала за рубеж, затянувшийся трансформационный спад. Значительная часть производственных структур оказались нежизнеспособными в переходных условиях. Неразвитость рыночных механизмов приводила к еще большему снижению конкурентоспособности многих видов продукции, что усиливает инфляцию издержек.
Затянувшийся
Снижение инфляции в переходных экономиках требует постоянного изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов.
Установлено, что темпы инфляции напрямую зависят от типа перехода к рынку – темпов и комплексности реформ и скорости подключения адекватных рынку институтов. В отсутствие полноценных рыночных институтов рост цен отражает низкую эффективность распределения ресурсов и экономической системы в целом. Так страны, выбравшие шоковую терапию (Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва) и путь неинфляционного градуализма (Венгрия, Словакия) в первые годы реформ совершили большой скачок на пути либерализации экономики, обуздали инфляцию и сумели поддерживать ее на низком уровне. В странах инфляционного градуализма (Болгария, Румыния, Россия) – на первом этапе темпы инфляции упали ниже 40% в год, но не удержались на данном уровне. Эти страны пострадали от поздней и медленной стабилизации, не проведя достаточной корректировки фискальной сферы и сохранив значительные бюджетные дефициты.
При исследовании методов проведения антиинфляционной политики в постсоциалистических странах обнаруживается биполярный подход к денежно-кредитному регулированию. С одной стороны, странами Балтии и Болгарией использовалась жесткая модель регулирования на основе режима currency board (валютное управление). С другой стороны, Венгрия, Чехия и Польша применяли модель инфляционного таргетирования при плавающем курсе, устанавливая среднесрочные и годовые плановые показатели инфляции. Словакия и Румыния проводили антиинфляционную политику смешанного типа, в рамках которой центральные банки опираются на различные индикаторы, в том числе и на обменный курс, не декларируя обязательных конечных или промежуточных целевых ориентиров.
Анализ тактики и результатов
антиинфляционной политики стран ЦВЕ
показал, что их политика имела успех
при жестком сдерживании
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь