Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов система стимулирования труда на предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть сущность стимулирования труда, основные виды, функции;
2) изучить особенности стимулирования труда в торговле
Введение .............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда на предприятиях...........5
1.1.Содержание и основные направления стимулирования труда организаций.............5
1.2. Особенности стимулирования труда в розничной торговле.........................................12
Глава 2. Анализ системы стимулирования труда на примере ЗАО ТД «Перекресток»......................................................................................................................................16
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО ТД «Перекресток».................................... 16
2.2. Анализ системы стимулирования труда в ЗАО ТД «Перекресток»...........................19
2.3. Оценка эффективности применяемой системы стимулирования…………………...26
Глава 3. Выводы и предложения .................................................................................35
3.1. Общие выводы об организации системы стимулирования труда, предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации..........................................35
3.2 Общие рекомендации по формированию эффективной системы стимулирования труда …………………………………………………………………………………………………….45
Заключение........................................................................................................................50
Список литературы................................................................................
Из таблицы 2.1 видно, что выручка и себестоимость в 2012 году выросли – на 57042 тыс. руб. и 32621 тыс. руб., а в 2013 году на 34574 тыс. руб. и 23468 тыс. руб. Темпы роста выручки чуть превышают темпы роста себестоимости (111,57 % против 111,42 % в 2012 году), что говорит о рациональной ценовой политике организации.
Вследствие этого валовая прибыль увеличилась на 24421 тыс. руб. в 2012 году и на 11286 тыс. руб. в 2013 году.
В связи с увеличением объемов деятельности соответственно увеличились как коммерческие расходы, так и управленческие.
Прочие расходы и прочие доходы в 2013 увеличились, причем сальдо от прочей деятельности отрицательное.
Эти изменения обусловили рост прибыли до налогообложения и чистой прибыли в 2011 году на 5471 тыс. руб. и 4206 тыс. руб. соответственно и в 2012 году – на 635 тыс. руб. и 950 тыс. руб.
Анализ финансового состояния предприятия проводился по ряду направлений: анализ имущественного положения и источников его формирования; оценка финансовой устойчивости и ликвидности, оценка рентабельности.
Подводя итоги, можно отметить такие положительные изменения, как рост выручки и чистой прибыли в 2012 и 2013 гг., рост валюты баланса и оборотных активов в 2013 году. Финансирование предприятия осуществляется как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Соотношение внеоборотных и оборотных активов для данного предприятия является приемлемым.
В ЗАО ТД «Перекресток» действует повременная-премиальная система оплаты труда. В зависимости от занимаемой должности, условий труда, личных достижений сотрудника, количественных/качественных показателей заработная плата (помимо основной части) может включать выплаты, которые представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Выплаты к заработной плате в супермаркетах «Перекресток»
Вид выплаты |
Характеристика |
Надбавки и доплаты компенсационного характера |
- за стаж работы; - за особые условия труда; - за профессиональное и высшее образование; - за профессиональное - за работу в праздничные дни; - за удаленность супермаркета
от основных транспортных При совмещении профессий |
Доплаты стимулирующего характера |
- за «активные продажи»; - за выполнение установленного плана по товарообороту; - за добросовестное выполнение
должностных обязанностей и - за повышенную интенсивность труда. |
Рассмотрим более подробно надбавки и доплаты сотрудникам супермаркета.
1. Надбавка за стаж работы.
Размер надбавки за стаж работы в Компании определяется количеством полных лет (до 10 лет), отработанных в Компании или на занимаемой должности. Надбавка за стаж работы сотрудников супермаркетов составляет 5 % от Основной части заработной платы, исчисляется с момента трудоустройства в Компанию и рассчитывается следующим образом:
ОЧ ЗП * 5 % за каждый отработанный год в Компании.
Надбавка за стаж более 10 лет фиксируется на уровне десятого года работы в Компании (50 % от ОЧ ЗП) и остается без изменения на протяжении всей последующей трудовой деятельности сотрудника.
2. Надбавки за особые условия труда
Для сотрудников супермаркетов в Компании предусмотрены следующие надбавки:
Надбавка за работу в ночную смену выплачивается в размере 20 % от часовой тарифной ставки (ЧТС) сотрудника за каждый час работы.
Надбавка за вредные условия труда выплачивается в размере 20 % от часовой тарифной ставки (ЧТС) сотрудника за каждый час работы. Надбавка производится Пекарям, а также Продавцам и Работникам склада, закрепленным за отделами и участками с низкотемпературным оборудованием.
3. Надбавка за профессиональное и высшее образование
Компания приветствует и поощряет личностное развитие сотрудников. Надбавка за образование производится сотрудникам, имеющим высшее, незаконченное высшее и/или профессиональное (в соответствии с занимаемой должностью) образование:
Надбавка за специальное (профильное) образование составляет 5 % от Основной части заработной платы.
Надбавка за незаконченное (получаемое) высшее образование – 5 % от ОЧ ЗП и выплачивается на основании предоставленных документов об окончании 3-го курса.
Надбавка за высшее образование – 10 % от ОЧ ЗП.
Надбавка за высшее и специальное (профильное) образование составляет 15 % от Основной части заработной платы.
4. Надбавки за профессиональное мастерство.
Для сотрудников супермаркетов предусмотрены следующие надбавки за профессиональное мастерство:
Надбавка за квалификацию «Мастер» составляет 10 % от Основной части заработной платы. Надбавка выплачивается Продавцам-наставникам и Кавистам, прошедшим соответствующую программу внутреннего обучения, сдавшим установленные зачеты и получившим квалификацию «Мастер».
Надбавка за «наставничество». Данный вид надбавки распространяется на Директоров, Товароведов, Мерчандайзеров, Бухгалтеров, Администраторов, Старших кассиров, Заведующих хозяйством, Заведующих складом, Кавистов, Приемщиков, Поваров японской кухни прошедших соответствующую программу внутреннего обучения, и имеет фиксированный размер.
Решение о выплате данного вида надбавки принимается Директором по торговле совместно с Территориальными директорами.
5. Доплата за работу в праздничные дни.
Доплата за работу в праздничные дни выплачивается сотрудникам супермаркета в размере часовой тарифной ставки за каждый час, отработанный сотрудником в праздничный день. Если смена сотрудника начинается в праздничный день, то такая смена признается праздничной и производится доплата в размере одной часовой тарифной ставки за каждый час работы.
6. Доплата за отдаленность подразделения от транспортных развязок.
Решение о введении в супермаркете доплаты за отдаленность подразделения от основных транспортных развязок и ее размере принимается Генеральным директором Компании. Доплата имеет фиксированный характер (приложение 1), выплачивается одновременно с заработной платой и устанавливается внутренним регламентирующим документом.
7. Доплата при совмещении профессий.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, в размере, установленном по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
8. Доплата за «активные продажи».
Доплата предназначена для стимулирования сотрудников к росту продаж отдела супермаркета, стремлению повысить товарооборот супермаркета, увеличить скорость обслуживания покупателей сети при сохранении высокого качества, к выполнению корпоративных стандартов.
Доплата рассчитывается как фиксированный процент от личных продаж каждого сотрудника. Коэффициент устанавливается для каждого отдела каждого супермаркета и утверждается приказом Генерального директора Компании.
9. Доплата за выполнение
установленного плана по
Доплата за выполнение установленного плана по товарообороту является мотивирующим фактором, стимулирующим выполнение планового показателя подразделения (плана по товарообороту), который достигается за счет коллективного труда всех сотрудников супермаркета на каждом этапе торгового процесса.
Основой для расчета доплаты за выполнение плана по товарообороту является установленный процент от Основной части заработной платы сотрудника, кроме должностей, задействованных в «Активных продажах».
10. Доплата за качество работы.
Доплата за добросовестное выполнение должностных обязанностей и качество работы предназначена для стимулирования сотрудников добросовестно выполнять свои должностные обязанности и повышения качества обслуживания покупателей.
Основная часть заработной платы сотрудников супермаркета рассчитывается по формуле 2.1:
ЗП = ЧТС*количество часов, отработанных в расчетном периоде (2.1)
где ЧТС – часовая тарифная ставка.
На предприятии существует система категорирования, которая призвана мотивировать персонал на повышение их квалификации, способствовать дальнейшему росту сотрудников и формированию кадрового резерва Компании.
В супермаркетах сети предусмотрено категорирование для Директоров (1, 2 и 3 категории), Товароведов (1, 2 и 3 категории), Администраторов торгового зала (2 и 3 категории), Завхозов (1 и 2 категории), Продавцов (1, 2 и 3 категории), Поваров японской кухни (1, 2 и 3 категории), Кавистов (1, 2 и 3 категории) и Кассиров (1 и 2 категории).
Категория может быть повышена или понижена по результатам аттестации. Подробно о требованиях, предусмотренных для должностей, подлежащих категорированию, программах обучения и порядке аттестации персонала указано в Положении об обучении линейного персонала и в Положении об оценке персонала.
При наличии средств выплачивается материальная помощь к отпуску в размере до двух должностных окладов. Однако существует слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения. Система премирования «Перекресток» представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Система премирования в ЗАО ТД «Перекресток»
Вид премии |
Характеристика |
Премия за победу в конкурсе «Лучший сотрудник супермаркета» |
В рамках проведения конкурса в каждом супермаркете сети ежеквартально выявляется сотрудник, которому присваивается звание «Лучший сотрудник супермаркета» и выплачивается денежное вознаграждение. |
Премия за победу в соревнованиях «Активные продажи» |
В рамках проекта «Активные продажи» проводится соревнование среди продавцов и пекарей на выявление сотрудника, осуществившего максимальные личные продажи товара за квартал, которому присваивается звание «Мастер продаж» и выплачивается денежное вознаграждение. Мастер продаж выявляется один раз в квартал в каждом супермаркете сети, где действует система Активных продаж. Также ежегодно в Компании проводится соревнование среди продавцов-экспертов и пекарей-экспертов на выявление «Мастера продаж года», звание «Мастер продаж года» присваивается сотруднику, показавшему наилучший результат по динамике товарных категорий, вмененных сотруднику, за период с апреля по март следующего года. |
Премия за победу в конкурсе «Лучший кассир» |
В рамках проведения конкурса в каждой территориальной структуре (кусте) выявляется кассир с лучшими производственными показателями, которому присваивается звание «Лучший кассир» и выплачивается денежное вознаграждение. Подведение итогов конкурса проводится ежеквартально. |
Премия за победу в конкурсе «Лучший наставник» |
Ежегодно в Компании проводится конкурс «Лучший наставник сети», по итогам которого выбирается продавец-наставник с лучшими производственными показателями. Победителю конкурса присваивается звание «Лучший наставник» и выплачивается денежное вознаграждение |
Премия за победу в конкурсе «Лучший товаровед» |
В рамках проведения конкурса в каждой территориальной структуре (кусте) выявляется товаровед с лучшими по определенным критериям показателями, которому присваивается звание «Лучший товаровед» и выплачивается денежное вознаграждение. Подведение итогов конкурса проводится ежеквартально. |
Премия за соблюдение стандартов качественного обслуживания покупателей |
В рамках проведения соревнования среди супермаркетов сети в Компании предусматривается выплата вознаграждения за соблюдение стандартов качественного обслуживания покупателей в сети «Перекресток». Подведение итогов соревнования за качественное обслуживание среди супермаркетов сети проводится ежемесячно и ежеквартально. По результатам ежемесячного соревнования выявляются лучшие сотрудники, которым выплачивается денежное вознаграждение за соблюдение стандартов качественного обслуживания покупателей. |
В супермаркете используются следующие виды бенефитов, применяемые в пакете социальных льгот:
- оплата услуг мобильной связи;
- оплата корпоративной униформы;
- возможность приобретать продукцию со скидкой;
- оплаченные праздничные дни;
- оплаченные отпуска;
- оплаченные дни при заключении брака, рождении ребенка, для празднования юбилея, свадьбы детей, в случае смерти близких родственников.
Одним из недостатков в супермаркетах является отсутствие страхования медицинских расходов, которое состоит из добровольного медицинского страхования и страхования во время командировок за пределы места постоянного жительства, страхование от несчастных случаев и болезней.
Директор супермаркета проставляет согласованные оценки в оценочном листе сотрудника супермаркета и табеле начисления заработной платы сотрудников супермаркета. Территориальный директор может скорректировать оценки по любому из сотрудников супермаркета.
Рассмотрим порядок оценивания качества работы.
Оценка качества работы сотрудников осуществляется по критериям, установленным для каждой должности. Процесс оценки качества работы сотрудников состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом.
В конце месяца (за три дня до окончания расчетного периода) всем сотрудникам супермаркета выдаются оценочные листы. В предусмотренные поля оценочных листов сотрудники проставляют самооценку (т.е. как они оценивает свою работу за месяц) и сдают оценочные листы своему непосредственному руководителю.
Показатели качества работы сотрудника по установленным критериям оцениваются в баллах, которые начисляются по следующему принципу:
5 – отлично, подает пример другим сотрудникам;
4 – хорошо, сотрудник работает без ошибок;
3 – в работе есть отдельные ошибки;
2 – слабо, сотрудник повторяет одни и те же ошибки.
Затем оценочные листы заполняются непосредственными руководителями сотрудника. На основании ежедневного наблюдения за работой сотрудника руководитель проставляет в предусмотренные поля оценочного листа оценки (баллы), учитывая итоги внутренних и внешних проверок супермаркета, а также производственные показатели супермаркета.
На основании проставленных оценок непосредственный руководитель сотрудника выводит по каждому критерию согласованную оценку и проставляет итоговый балл ежемесячной оценки сотрудника (сумма согласованных оценок по установленным критериям).
Информация о работе Анализ системы стимулирования труда на примере ЗАО ТД «Перекресток»