Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов система стимулирования труда на предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть сущность стимулирования труда, основные виды, функции;
2) изучить особенности стимулирования труда в торговле
Введение .............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда на предприятиях...........5
1.1.Содержание и основные направления стимулирования труда организаций.............5
1.2. Особенности стимулирования труда в розничной торговле.........................................12
Глава 2. Анализ системы стимулирования труда на примере ЗАО ТД «Перекресток»......................................................................................................................................16
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО ТД «Перекресток».................................... 16
2.2. Анализ системы стимулирования труда в ЗАО ТД «Перекресток»...........................19
2.3. Оценка эффективности применяемой системы стимулирования…………………...26
Глава 3. Выводы и предложения .................................................................................35
3.1. Общие выводы об организации системы стимулирования труда, предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации..........................................35
3.2 Общие рекомендации по формированию эффективной системы стимулирования труда …………………………………………………………………………………………………….45
Заключение........................................................................................................................50
Список литературы................................................................................
Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека. Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании13.
Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом, в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
Согласно принятым системам стимулирования на отечественных предприятиях работник получает базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления; премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период; премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.); премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы).
Анализ системы стимулирования в США и Канаде показал, что размер вознаграждения работника зависит, прежде всего, от результативности его деятельности. Механизм стимулирования в рамках основной заработной платы (которая приобрела функции премиального поощрения, являясь переменной величиной) предусматривает два важных элемента:
Для стимулирования талантливых специалистов применяется система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров.
Японцы руководствуются другими принципами: в частности, руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работы). В качестве критериев оценки персонала используются совмещение профессий, способность работать в коллективе, осознание значения своего труда для общего дела. В основе кадровой политики – системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал14.
Суть системы ротации заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Характерно, что выпускников вузов, ежегодно трудоустраивающихся на предприятия и в организации, не назначают сразу на руководящие должности. Свою трудовую биографию они начинают с должностей, не требующих высокой квалификации. Впоследствии такого специалиста или руководителя, знающего свою организацию изнутри, сложно ввести в заблуждение, да и вероятность принятия им непрофессиональных решений минимизируется. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы, повышает уровень ее, квалификации и конкурентоспособности.
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда, представленные на рисунке 1.615.
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой – учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов.
Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производит оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует последних к повышению квалификации 16. Таким образом, были рассмотрены основные виды и принципы стимулирования труда, как в России, так и за рубежом. Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому на каждом предприятии должна быть создана своя, неповторимая система, которая в наибольшей степени будет совершенствовать труд персонала.
Анализ теории и практики экономического управления показывает, что для оценки эффективности стимулирования труда работников розничной торговли применяются следующие научные подходы: системный, комплексный, интеграционный, функциональный, процессный, административный, поведенческий, ситуационный. Однако современные условия деятельности торговых предприятий делают предпочтительным использование воспроизводственного, синергетического и компетентностного подходов, сущность которых представлена в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Характеристика подходов к управлению материальным стимулированием труда
| ||||||||||||
На предприятиях торговли наиболее распространена повременно-премиальная система оплаты труда, которая применяется для всех категорий работников. Поэтому во второй главе мы будем рассматривать данный вид заработной платы, а также основные способы стимулирования торговых работников. Для руководителей знание поощрительных мотивов поведения людей и их использование при вознаграждении за труд позволяет создать действенную систему премирования. Именно она решает главную задачу стимулирования труда - создание заинтересованности работника в высокопродуктивной деятельности через установление зависимости дополнительного вознаграждения от результатов работы. Виды премирования в торговле представлены на рисунке 1.7.
Рисунок 1.7 – Виды премирования в торговле Текущее премирование – это выплаты по итогам работы за определенный период (месяц или квартал) в зависимости от достижения целей деятельности, выполнения основных объемных и качественных показателей деятельности, учитываемых как показатели премирования. |
Реже чем премирование по итогам работы за месяц применяется квартальное премирование. Считается, что показатели такого премирования не должны дублировать показатели премирования месяца.
Эпизодическое премирование - это вознаграждения по итогам работы за год, за выполнения особо важных заданий, одноразовые поощрения и другие17.
Годовые премии обычно связаны с выплатой вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет, т. е. с так называемыми 13-ой и 14-ой зарплатами. Распространенным видом премирования является разовое поощрение. Оно может устанавливаться при соблюдении определенных условий (например: за присуждение призовых мест в различных конкурсах и соревнованиях (лучший по профессии); выполнение отдельных (особых) заданий, направленных на экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов; активное участие в выездной торговле, проведении выставок, ярмарок и др.).
С помощью разных видов премий учитываются различные стороны высокопродуктивного труда: рост объемных и качественных показателей деятельности, выполнение планов и заданий, личные заслуги работников и др.
Так, качественные аспекты труда могут быть отражены в премировании с учетом оценки качества труда работника, например:
- по коэффициенту трудового вознаграждения (КТВ);
- по коэффициенту трудовой эффективности (КТЭ);
- по коэффициенту трудового участия (КТУ) и др.18.
В системе премирования стимул выражается показателем премирования.
Другой основной показатель премирования - прирост прибыли - может отражаться в системе премирования и по отношению к предыдущему периоду (кварталу, месяцу).
Еще более сложный вариант построения системы премирования наблюдается при делении показателей на:
а) обязательный;
б) основной;
в) дополнительный19.
Нематериальная мотивация служит хорошим дополнением к материальной, однако не заменяет ее полностью. Компания должна обеспечить работникам приемлемый денежный доход для поддержания ими определенного уровня жизни и комфортные условия труда. Человек, имеющий непогашенный кредит или другие денежные обязательства, вряд ли с восторгом воспримет уменьшение зарплаты в обмен на дополнительные немонетарные блага. Грамотное сочетание материальных и нематериальных стимулов позволяет создать в коллективе торговой точки долгосрочную эффективную среду для достижения максимально возможных экономических результатов.
ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" - основной торговый оператор Группы компаний X5 Retail Group (юридическое лицо, входящее в группу лиц Х5 Retail Group N.V.) в форматах «супермаркет» и «гипермаркет». В операционном управлении ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» находится 169 супермаркетов Перекресток и 39 гипермаркетов Карусель.
«Перекресток» - федеральная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла. Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 году в Москве. На 30 сентября 2012 года сеть включала в себя 350 супермаркетов, расположенных в восьми регионах России и на Украине.
Федеральная сеть магазинов включает в себя 14 супермаркетов «Зеленый Перекресток», расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Ассортимент этих супермаркетов включает в себя не только товары повседневного спроса, но и лучшие деликатесы со всех концов света. Кроме того в Москве и области работают 75 магазинов у дома «Перекресток-Экспресс».
Основной целью деятельности общества является получение прибыли. Основными видами деятельности ЗАО ТД «Перекресток» являются:
- розничная торговля;
- оптовая торговля;
- предоставление информационных и консультационных услуг;
- промышленное и гражданское
строительство, капитальный ремонт,
текущий ремонт зданий и
- приобретение в аренду для собственных нужд любого имущества в соответствии с действующим законодательством;
- осуществление
- иные виды деятельности,
не противоречащие
Организационная структура ЗАО ТД «Перекресток» представлена на рисунке 2.1 (на примере розничного магазина).
Рисунок 2.1 – Организационная структура универсама ТД «Перекресток»
Основным видом деятельности Закрытого акционерного общества «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» является розничная и оптовая торговля продуктами питания, а также товарами первой необходимости.
У Общества отсутствуют поставщики, на которых приходится 10 и более процентов всех поставок товаров.
Основные рынки, на которых ЗАО ТД «Перекресток» осуществляет свою деятельность: розничная торговля, реализация продуктов питания и сопутствующих, непродовольственных товаров населению, а также производство и реализация готовой кулинарии и салатов.
Основные доходы предприятия представлены выручкой продукции. Ее динамика, а также изменение других показателей представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика финансовых результатов ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК»
Показатели |
2011 год, тыс. руб. |
2012 год, тыс. руб. |
2013 год, тыс. руб. |
Отклонение, тыс. руб. |
Темп роста 2013 к 2012, % | |
2012 от 2011 |
2013 от 2012 | |||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
243231 |
300273 |
335027 |
57042 |
34574 |
111,57 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
172904 |
205525 |
228993 |
32621 |
23468 |
111,42 |
Валовая прибыль |
70327 |
94748 |
106034 |
24421 |
11286 |
111,91 |
Коммерческие расходы |
41959 |
52869 |
61811 |
10910 |
8942 |
116,91 |
Управленческие расходы |
24407 |
29358 |
31587 |
4951 |
2229 |
107,59 |
Прибыль от продаж |
3961 |
12521 |
12636 |
8560 |
115 |
100,92 |
Проценты к уплате |
1132 |
1067 |
1247 |
-65 |
180 |
116,87 |
Прочие доходы |
2261 |
764 |
1488 |
-1497 |
724 |
194,76 |
Прочие расходы |
3888 |
5275 |
5299 |
1387 |
24 |
100,45 |
Прибыль до налогообложения |
1202 |
6943 |
7578 |
5741 |
635 |
109,15 |
Чистая прибыль отчетного года |
276 |
4482 |
5432 |
4206 |
950 |
121,20 |
Информация о работе Анализ системы стимулирования труда на примере ЗАО ТД «Перекресток»