Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:13, реферат
Цель курсовой работы «Анализ прибыли и рентабельности банка» - закрепление основных теоретических положений банковского анализа и обучение практическому использованию полученных знаний.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены особенности анализа прибыли и рентабельности банка на примере ПАО «Райффайзен Банк Аваль». Был сделан комплексный анализ банковской деятельности.
В анализе приведенных
коэффициентов
1) построение системы коэффициентов эффективности деятельности банка;
2) вычисления отчетного
и базисного показателей по
каждому коэффициенту, который вошел
в созданную систему
3) определения абсолютного
и относительного изменений
4) оценивания изменения показателей эффективности деятельности банка в отчетном периоде;
5) общая оценка эффективности
деятельности банка по
1.5 Анализ финансовой
Определенные соотношения доходов и расходов банка дают возможность определить его финансовую прочность.
Анализ финансовой прочности
основывается на распределении расходов
банка по признаку их зависимости
от объемов деятельности. Согласно
этому расходы разделяют на условно-переменные
и условно-постоянные. Условно-переменные
- это расходы, которые зависят от объема,
видов и сроков привлеченных средств,
от количества услуг, полученных от контрагентов
и тому подобное. К ним принадлежат процентные,
комиссионные, другие банковские и небанковские
операционные расходы. Условно-постоянные
- это расходы, которые меньшей мерой зависят
от изменения объема операций. К ним принадлежат
расходы на содержание основных средств
и нематериальных активов, некоторые хозяйственные
расходы, расходы на содержание административно-
Разделение расходов на условно-переменные и условно-постоянные дает возможность выделить и привлечь к анализу категорию промежуточного дохода. Промежуточный доход определяется как разница между общими доходами банка и условно-переменными расходами :
ПД = Д - Впер
где ПД - промежуточный доход;
Д - общие доходы банка;
Впер - условно-переменные расходы.
В другой интерпретации промежуточный доход можно рассматривать как сумму постоянных расходов и прибыли банка.
Исходя из того, что доходы банка направляются на возмещение расходов (условно-переменных и условно-постоянных) и образование прибыли, можно записать:
Д = Впер + Впост + П
где Впост - условно-постоянные расходы;
П - прибыль банка до налогообложения.
Таким образом, согласно вышеприведенному уравнению:
ПД = Впост + П.
Для банка с нулевой прибылью правомерным будет уравнение, которым определяется минимальный промежуточный доход, который обеспечивает безубыточность банка. То есть при условии, если прибыль равняется нулю, доход, который обеспечивает безубыточность, будет равняться постоянным расходам:
ПДпер = Впост .
Исходя из этого уровень финансовой прочности банка можно определить по коэффициенту безопасности (КБ)
Следовательно, уровень финансовой прочности банка будет тем выше, чем меньшей будет часть промежуточного дохода, необходимая банку для возмещения своих условно-постоянных расходов. Иначе говоря, уровень финансовой прочности банка находится в обратной зависимости от уровня условно-постоянных расходов в общем доходе банка. Это значит, что нормальное развитие коммерческого банка способствует повышению его финансовой прочности, ведь рост объемов деятельности при этих условиях будет способствовать увеличению доходов. Что же касается условно-постоянных расходов, то они останутся неизменными, поскольку не зависят от объемов деятельности коммерческого банка. То есть уровень условно-постоянных расходов относительно доходов снизится, повлекши повышение уровня финансовой стойкости банка.
В завершение анализа финансовой прочности можно определить предел безопасности (МБ) банка и оценить ее динамику в исследуемом периоде:
МБ = Д - ПДмин
1.6 Анализ рентабельности банка
Рентабельность зависит от факторов, которые влияют на прибыль и расходы банка. Рентабельность всегда анализируется за определённый период.
Рентабельность деятельности банков определяют отношением чистой прибыли к весовым расходам. Однако расчет может проводиться и по другим показателям: операционной прибыли (без учета налога на прибыль, отчислений в резервы), операционных расходов (без учета оплаченных налогов, амортизации). Такой показатель рентабельности отображает эффективность операционной деятельности.
Рентабельность деятельности по группам банков в 2001 г. имела такой вид: наибольшие банки - 3,25 %; банки с капиталом свыше 10 млн. евро - 12,2 %; с капиталом 3-10 млн. евро - 8,6 %; с капиталом менее 3 млн. евро - 5,2 %. Следовательно, рентабельность по группам коммерческих банков, как и в предыдущие годы, имела форму закона нормального распределения с максимальной прибыльности деятельности группы банков с капиталом свыше 10 млн. грн. Это означает, что в данной группе банков достигается наибольшая сбалансированность между доходами и расходами, эффективностью активных и пассивных операций.
В каждой группе есть более и менее рентабельные банки.
На рентабельность активов
влияет, кроме прибыли, еще и размер
активов банка. Низкая рентабельность
активов может быть вызвана их
завышенным объемом и высоким
удельным весом "расходных активов"
при низком удельном весе доходных
активов. Реструктуризация активов
в пользу доходных может стать
источником дополнительных доходов
банка, даже при их неизменном объеме
или его увеличении. В западных
банках считается достаточной
Рентабельность активов банков Украины за 2001 г. была такой:
· 10 наибольших банков - +0,8 %;
· банки с капиталом свыше 10 млн. евро - +2,1 %;
· банки с капиталом 3-10 млн. евро - +1,4 %;
· банки с капиталом до 3 млн. евро - +0,9 %;
· средняя рентабельность активов банковской системы Украины представляла 1,2 % и сравнительно с 1999 г. снизилась на 0,8 процентного пункта в связи с опережающим ростом активов над увеличением прибылей банков.
Одной из разновидностей показателя рентабельности активов есть фондорентабельность, которая определяется как отношение прибыли к средней величине основных фондов банка.
Одной из причин низкой фондорентабельности банка могут быть основные фонды, которые недостаточно эффективно используются банком. Реализовав лишние фонды, банк может увеличить свои резервы и использовать их для проведения прибыльных активных операций и отказаться от привлечения новых ресурсов на рынке, уменьшив тем же свои расходы.
Фондорентабельность украинских банков за 2001 г. (фонды состоянием на 1 января в 2002 г.) была такой:
¨ 10 наибольших банков - +9,0 %;
¨ банки с капиталом сверх - 10 млн. евро - +36,3 %;
¨ банки с капиталом 3-10 млн. евро - +25,0 %;
¨ банки с капиталом до 3 млн. евро - +12,8 %;
¨ банковская система в целом - +15,7 % и сравнительно с 1999 г. снизилась на 4,4 процентного пункта.
Тенденции рентабельности рабочих активов банков очень похожи на тенденции рентабельности общих активов и фондорентабельности.
Показатель рентабельности
(прибыльности) капитала банка является
индикативным. Его увеличение не может
происходить за счет уменьшения капитала.
При этом банки с большим объемом
капитала могут иметь меньшие
значения данного показателя, чем
банки с малым капиталом. Если
банк использует свою прибыль на накопление,
увеличивая своего капитала, то показатель
рентабельности его капитала может
иметь тенденцию к уменьшению.
Накопленная прибыль
Прибыльность капитала - это удельный вес прибыли (позитивного результата деятельности проходящего года) в капитале банка. Прибыльность капитала украинских банков в 2001 г. была такой:
· 10 наибольших банков - + 6,4 %;
· банки с капиталом свыше 10 млн. евро - +10,1 %;
· банки с капиталом 3-10 млн. евро - +7,2 %;
· банки с капиталом до 3 млн. евро - +3,2 %;
· банковская система в целом - +6,9 %. Это на 1,9 процентного пункта ниже показателя в 1999 г.
Наиболее важный показатель для владельцев банка - прибыльность уставного капитала, который является основой для расчетов нормы доходов и их части в уставном капитале банка (дивидендов на акцию для акционерных обществ). Значительный объем уставного капитала хотя и создает предпосылки для его развития и поддержки достаточного уровня ликвидности, однако уменьшает норму доходности на взносы его владельцев.
Прибыльность уставного капитала украинских банков в 2001 г. была такой:
¨ 10 наибольших банков - +17,0 %;
¨ банки с капиталом свыше 10 млн. евро - +14,3 %;
¨ банки с капиталом 3-10 млн. евро - +10,5 %;
¨ банки с капиталом до 3 млн. евро - +4,1 %;
¨ банковская система в целом - +11,6 %, что на 5,3 процентного пункта ниже уровня в 1999 г.
1.7 Анализ прибыльности отдельных банковских продуктов
Анализ прибылей в разрезе отдельных банковских продуктов, отдельных клиентов и рынков дает возможность руководству банка правильно сформировать стратегию развития и сконцентрировать ресурсы на прибыльных направлениях деятельности.
Наиболее методологически сложной частью анализа прибылей банковских продуктов является определение их себестоимости. Если современный учет в банках дает возможность рассчитать доходы и прямые расходы, связанные с банковскими продуктами, то непрямые расходы, прежде всего общеадминистративные, что приходятся на отдельные банковские продукты, определить достаточно сложно. Лишь после их расчета (чаще всего они распределяются пропорционально удельному весу прямых расходов на продукт в общей сумме прямых расходов банка или доходов в общей сумме доходов) можно рассчитать прибыль (или убыток) от конкретного банковского продукта.
Планируя объемы прибылей
от внедрения новых услуг, необходимо
обсчитать плановые доходы и расходы
на данный банковский продукт. При этом
капитальные расходы
Пп = Дп - (НА · К + Вп)
где Пп - плановая прибыль от новой услуги;
Дп - плановый доход от услуги;
НА - норма амортизации капитальных вложений на данную услугу;
К - капитальные вложения на данную услугу;
Вп - плановые текущие расходы на данную услугу.
Срок окупаемости продукта (точка безубыточности) определяется формулой:
Т = Пп / К
где Т - срок окупаемости проекта внедрения нового банковского продукта;
К - капитальные вложения.
При этом следует учесть дополнительный эффект, который может появиться при предоставлении других услуг, : дополнительные доходы от кроссовой "продажи" других услуг, уменьшения расходов на другие услуги (например, банкоматы уменьшают потребности банку в машинах для пересчета банкнот).
С точки зрения прибыльности банк подразделяет свои продукты на три основных группы:
· "звездные", то есть перспективные. К таким продуктам большинство банков относят пластиковые технологии;
· "прибыли" - те, которые приносят значительные текущие прибыли (например, кредитные операции, осуществления расчетов клиентов);
· "убытка" - те, которые дают текущие убытки, или могут быть убыточными в ближайшее время. В отдельных случаях банк может иметь убытки на отдельных продуктах, если они удерживают важную клиентуру и дают возможность "продаже" кросса других, прибыльных, продуктов.
Анализ прибыльности обслуживания клиентов дает возможность определить ее по особенно важным для банка клиентам, подобрать для них необходимые и в то же время прибыльные для банка продукты. Если все клиенты приносят для банка приблизительно одинаковую прибыль, то банку следует развивать стратегию "массового" их обслуживания. Если большую массу прибылей дают отдельные клиенты, то необходимо развивать индивидуальные подходы к их обслуживанию.
Прибыль от обслуживания клиента рассчитывается по той же схеме, что и от предоставления банковского продукта. Специфика расчета заключается в том, что в состав доходов от обслуживания клиента следует включить дополнительные чистые доходы, которые рассчитываются как разница между доходом, который может получить банк от использования ресурсов, созданных клиентом, и оплаченных ему процентов за пользование остатками его средств:
Дчд = Вк · Из - Вс
где Дчд - дополнительный чистый доход от пользования остатками средств на счетах клиента;
Вк - средняя процентная ставка по активным операциям в валюте (валютах), в которой клиент держит средства (проценты / 100);
Из - среднесуточный остаток средств на счете(ах) клиента в соответствующей валюте, грн;
Вс - оплачены клиенту проценты за пользование его средствами за соответствующий период, грн.
С целью анализа состояния прибыльности обслуживания клиентов формируется матрица прибылей "продукты-клиенты".
С помощью такой матрицы можно определить, какие продукты имеют наибольший спрос среди соответствующих клиентов.
Анализ прибылей, полученных банком в разных регионах (например, в областях Украины), особенно актуален для банков с разветвленной сетью филиалов или для банков, которые развивают стратегии овладения новых регионов. Для проведения такого анализа строится матрица "продукт-регион", которая может содержать данные по отделениям банка и клиентам, сгруппированным по отраслям в рамках региона.
прибыль рентабельность банк доход
ВЫВОД К РАЗДЕЛУ 1
Таким образом, для управления процессами денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторонняя, достоверная, оперативно получаемая и обрабатываемая информация, объективно отражающая экономический климат в стране, обстановку в регионах и различных сферах экономической деятельности, налоговую и таможенную политику государства, конъюнктуру цен, спроса и предложения на финансовых рынках, необходима для принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и для успешной коммерческой деятельности в различных секторах экономики, в том числе и банковском секторе.