Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическое значение изучения проблемы принятия управленческих решений на основе маржинального анализа заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ условий принятия управленческих решений на основе маржинального анализа, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Практическое же значение исследований в этой области дает возможность принятия обоснованного экономическими расчетами управленческого решения для реализации стратегических и операционных целей и задач организации.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ
4
МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА.
6
1. Методика маржинального анализа
6
2. Анализ безубыточности при оценке эффективности
инвестиционных проектов
14
3. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа
17
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Баланс
20
Отчет о прибылях
22
Дополнительная информация
23
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
24
1. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия
24
2. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности.
44
3. Операционный анализ (Анализ безубыточности).
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 3 файла

Kursovaya_rabota_po_AKhD_dlya_pashi.doc

— 513.50 Кб (Открыть, Скачать)

АФХД готовое.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

цi - цена i-го вида продукции, руб.;

Зперi - переменные затраты  на единицу i-го вида продукции.

Методика анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли и другие аналитические возможности системы маржинального анализа для предприятий, производящих и реализующих несколько видов продукции, недостаточно разработаны, что, является одной из причин отсутствия ее широкого практического применения.

В рамках маржинального  анализа могут решаться и другие задачи, например, можно провести расчет того, какой объем реализации следует  установить при снижении цены на изделие  и сохранении имеющейся величины маржинального дохода. Решение осуществляется по формуле:

                                                К? = Дм? * К? / Дм?,                                          (15)

где К?, К? - количество реализованной  продукции соответственно до и после  изменения цены, единиц;

Дм?, Дм? - маржинальный доход на единицу изделия до и после изменения цены, руб.

На основе информации о пороге рентабельности рассчитывается запас финансовой прочности предприятия, представляющей превышение фактической  выручки от реализации над порогом  рентабельности. Если объем продаж находится на уровне порога рентабельности, то предприятие только покрывает совокупные расходы на производство продукции и не имеет финансового источника в форме прибыли для развития бизнеса. При уровне объема продаж ниже порога рентабельности деятельность предприятия убыточна, и его финансовое состояние ухудшается, что, в конечном счете, может привести к банкротству.

Запас финансовой прочности (ЗФП) рассчитывается как отношение  разности между фактическим и  критическим объемами реализации и фактическим объемом реализации в стоимостном выражении и показывается, как правило, в процентах:

                                       ЗФП % = [(Оф - Ок) / Оф] * 100,                            (16)

Критический объем производства (или порог рентабельности) изделия зависит от величины постоянных расходов предприятия, переменных затрат и продажной цены. Воздействуя на перечисленные факторы, предприятие может управлять суммой прибыли. Зависимость финансовых результатов от затрат и объемов производства прослеживается в рамках операционного анализа. Его важнейшие составляющие - порог рентабельности, запас финансовой прочности и операционный рычаг.

Операционный рычаг (иногда называемый производственным рычагом) показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема реализации. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечёт за собой более сильное изменение прибыли.

Для определения силы воздействия  операционного рычага (СВор) применяются формулы, отражающие соотношение, в первом случае маржинального дохода (Дм) и прибыли (П) (формула 17), во втором - прироста прибыли (?П%) к приросту выручки (?О%) (формула 18):

                                                          СВор = Дм / П,                                        (17)

                                                  СВор = ?П% / ?О%,                                          (18)

 

Таким образом, при высоком  значении операционного рычага даже незначительный рост объема продаж приводит к весьма значительному увеличению прибыли, а незначительный спад производства и реализации, напротив, сказывается на значительном снижении прибыли.

Эффект операционного  рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы его  воздействия от величины постоянных затрат. Чем больше при неизменной величине выручки от продаж постоянные затраты, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот. Это можно наглядно показать, преобразовав формулу (17) в следующий вид:

                                           СВор = Дм / П = (Зпост + П) / П,                            (19)

При снижении выручки  от реализации сила воздействия операционного  рычага может возрастать как при  повышении, так и при понижении  удельного веса постоянных затрат в  общей сумме затрат. При этом сила воздействия операционного рычага возрастает значительно более высокими темпами, чем рост постоянных затрат.

При увеличении выручки  от реализации и превышении ее фактического значения по сравнению с критическим  уровнем сила воздействия операционного рычага убывает. Каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли. При этом доля постоянных затрат в их общей сумме снижается.

Можно отметить, что чем  слабее сила воздействия операционного  рычага, тем больше запас финансовой прочности. Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных расходов, которые при снижении доходов предприятия трудно поддаются уменьшению.

Высокая сила воздействия  операционного рычага в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса потребителей означает, что каждый процент снижения выручки ведет к существенному падению прибыли и возможностью вхождения предприятия в зону убытков.

Если определить риск деятельности конкретного предприятия как предпринимательский риск, то можно проследить следующие взаимосвязи силы действия операционного рычага и степени предпринимательского риска: при высоком уровне постоянных расходов предприятия и отсутствия их снижения в период падения спроса на продукцию предпринимательский риск увеличивается. Для небольших предприятий, специализирующихся на производстве одного вида продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска. В этом же направлении действует неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен на сырье и энергетические ресурсы.

Риск деятельности предприятия  связан с ещё одним источником: неустойчивостью финансовых условий  кредитования, неуверенностью владельцев обыкновенных акций в получении  дивидендов, т.е. возникает финансовый риск. Финансовый риск определяется действием финансового рычага.

Эффект финансового  рычага - приращение рентабельности собственных  средств благодаря использованию  кредитных ресурсов, несмотря на плотность  последних. Эффект финансового рычага (ЭФР), или сила воздействия финансового рычага, определяется по следующей формуле:

                                       ЭФР = (1 - Снп) * (Кра - Скр) * ЗК / СК,                      (20)

 

где ЭФР - эффект финансового  рычага, состоящий в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала (или сила воздействия финансового рычага - СВфр), %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Кра - коэффициент рентабельности активов, являющийся отношением бухгалтерской (совокупной) прибыли к средней за анализируемой период стоимости активов, %;

Скр - средняя расчетная  ставка процентов за кредитные ресурсы, под которой понимается соотношение  фактических затрат по всем кредитам за анализируемый период к общей  сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде, %;

ЗК - средняя за период (например, среднегодовая величина) сумма используемого предприятием заемного капитала, руб.;

СК - средняя за период сумма собственного капитала предприятия, руб.

В структуре формулы (20) можно выделить три основные ее составляющие:

Выделение указанных  составляющих позволяет предприятию  регулировать силу воздействия финансового  рычага. При этом налоговый корректор  в малой степени зависит от деятельности предприятия, поскольку  ставка налога на прибыль устанавливается для всех предприятий законодательством страны. Дифференциал финансового рычага выступает главным условием, создающим его положительный эффект. Уровень рентабельности активов должен быть выше среднего размера процента за кредит. Чем выше значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет эффект от его использования. Коэффициент финансового рычага является главным генератором как роста прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли и, возможно, предприятия в целом (при неизменной величине дифференциала). При этом величина прибыли увеличивается на сумму процентов, уплаченных за кредитные ресурсы и отраженных в составе прочих расходов предприятия.

 

2. Анализ безубыточности  при оценке эффективности

инвестиционных проектов

 

Собственники, предприниматели, советы директоров акционерных обществ  и унитарных предприятий в  целях сохранения и умножения  капитала должны избегать существенных ошибок при принятии управленческих решений о разработке и реализации инвестиционных проектов. Отсюда ещё до начала реализации инвестиционного проекта проверяется обоснованность имеющихся расчетов его эффективности, учитываются возможные изменения уровня цен, величины затрат, продолжительности эксплуатации производственного объекта и другие факторы. Для снижения риска инвестиционных расходов в условиях неопределенности целесообразно проводить анализ безубыточности и динамичности при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Определение точки безубыточности выступает одним из важных ориентиров при оценке риска инвестиционных расходов. Чем больше величина выпуска продукции в точке безубыточности, тем выше риск реализации инвестиционного проекта, поскольку до обеспечения необходимого уровня рентабельности необходимо выпустить и реализовать большое количество продукции.

Экономический анализ безубыточности и динамичности инвестиционных проектов осуществляется в четыре этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности (порог рентабельности). Второй этап заключается в определении коэффициента использования производственной мощности (Ким%) в точке безубыточности продукции:

 

                                                Ким% = К / Кмакс *100,                                    (21)

 

где К - количество выпущенной и реализованной продукции, соответствующее точке безубыточности, единиц;

Кмакс - количество продукции, предусмотренное в инвестиционном проекте при полном использовании  мощности, единиц.

Третий этап состоит  в определении выручки от реализации продукции «А» (Вр) и переменных затрат на ее изготовление (ЗперА) при условии использования мощности на 100%:

                                                     Вр = Кмакс * Ца,                                              (22)

                                            ЗперА = Кмакс * Зперª,                                             (23)

где Ца - договорная цена единицы продукции «а», руб.;

Зперª - переменные затраты  на единицу продукции «а», руб.

С помощью информации о выпуске продукции и переменных затратах на ее изготовление при стопроцентном использовании мощности можно рассчитать коэффициент использования производственной мощности в точке безубыточности, используя следующую формулу:

                                         Ким = [Зпост / (Вр - ЗперА)] * 100,                           (24)

 

Коэффициент использования  мощности в точке безубыточности показывает такой уровень выпуска  продукции, при котором сумма  постоянных и переменных расходов равна  стоимости выпущенной и реализованной  продукции.

На четвертом этапе проводится анализ динамичности инвестиционного проекта и осуществляется расчет минимальной договорной цены продажи, при которой выручка от реализации продукции будет равна затратам на ее изготовление при условии стопроцентного использования производственной мощности. В рамках этого анализа выявляется влияние изменения договорных цен, переменных и постоянных затрат на изменение точки безубыточности и вследствие этого, на изменение пропорций между постоянными и переменными затратами. Анализ осуществляется путем изменения значений показателей, входящих в формулу:

 

    Ким = [Зпост / (Вр - ЗперА)] * 100 = [Зпост /(Кмакс * Ца - Кмакс * Зперª)] * 100         (25)

 

В результате анализа  изменения показателей, входящих в  формулу (25), можно определить влияние изменения переменных и постоянных затрат на предельную величину выпуска продукции, ниже которой ее реализация будет убыточной. В условиях конкуренции может сложиться ситуации, когда будет необходимо снижать договорную цену реализуемой продукции.

Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности

Методика маржинального  анализа себестоимости, прибыли  и рентабельности включает:

- определение объема продаж, обеспечивающего достижение безубыточности работы предприятия (анализ соотношения продаж, себестоимости и прибыли);

- анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности;

- расчет объема продаж, позволяющего получить запланированную предприятием сумму прибыли;

- анализ влияния изменения объема производства (производственной мощности) на прибыль;

- маржинальный анализ прибыли по факторам;

- маржинальный анализ рентабельности по факторам

                              Р = (К* (Ц - Зпер) - Зпост) / (К * Зпер + Зпост)                   (26)

Факторы: количество реализованной  продукции; цена реализации; переменные затраты на единицу продукции; постоянные затраты.

 

3. Обоснование управленческих  решений на основе маржинального  анализа

 

Для предприятий, стремящихся  к повышению эффективности хозяйственной  деятельности, необходимо разработать  действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной величины прибыли. Однако добиться этого можно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия