Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Для достижения цели в ходе исследования решались следующие задачи:
проследить причины образования внебюджетных фондов;
рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;
проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе
определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ........5
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и причины их возникновения…………………………………………………………………………..5
1.2 Пенсионные и страховые фонды Российской Федерации, источники их формирования и задачи……………………………………………………………….11
1.2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………………11
1.2.2 Фонд социального страхования………………………………………………..14
1.2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………..16
Глава 2. Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования…………………………………………………18
2.1 Функционирование внебюджетных фондов РФ, основные проблемы………………………………………..……………………………………..18
2.2 Утверждение страховых основ социальной защиты населения РФ как основное направления ее совершенствования на современном этапе………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список литературы

Файлы: 5 файлов

КУРСОВАЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)
 

     Глава 2. Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования. 

     2.1 Функционирование внебюджетных фондов РФ, основные проблемы.  

       Пенсионный фонд Российской Федерации. 

     Глобальные  тенденции к старению населения, распространения более рискованных  с точки зрения социальной защищенности в старости форм занятости требуют  новых подходов к обеспечению экономической безопасности все увеличивающегося контингента пенсионеров.

     К началу XXI в. в различных странах  средняя продолжительность жизни  мужчин составляла около 75 лет, женщин – 80 и более.

     В России в 2002г доля лиц пенсионного возраста (мужчин 60 лет, женщин 55 лет и старше) составляла 20,37% (в 1989г – 18,5%). Дальнейший рост численности пенсионеров будет сопровождаться уменьшением количества работающих. Демографическая ситуация в России такова, что соотношение числа пенсионеров к числу работающих сегодня составляет 1:1,4, а лет через 40, при сохранении текущих тенденций, оно будет 1:1.

     Разброс вариантов реформирования существующих пенсионных систем в разных странах  очень широк. Тем не менее можно  выделить основную тенденцию, характерную для последних десятилетий, - использование пенсионных средств в качестве инвестиционных ресурсов. Таким образом расширяются возможности получения пенсионных доходов, повышается личная ответственность будущих пенсионеров за свое обеспечение в старости.

     Одним из принципиально важных направлений  реформирования пенсионного обеспечения  в России является переход к частично накопительной государственной  системе, финансируемой за счет части  страховых взносов, которые не расходуются  на выплату текущих пенсий, а инвестируются в ценные бумаги и другие финансовые инструменты для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан. Значимой новацией стало учреждение негосударственных пенсионных фондов.

     Важнейшая черта российской пенсионной реформы – в предоставлении гражданам возможности выбора, пусть пока и весьма ограниченного сточки зрения самостоятельного принятия решений и влияния на размеры пенсионного дохода. Вместе с тем переход на накопительные принципы сам по себе не решает проблемы материального обеспечения быстро растущей группы лиц пенсионного возраста. В этой связи особого внимания заслуживает опыт США, где пенсионеры сегодня являются наиболее социально защищенной группой населения.

     Пенсионные  доходы американцев зависят, прежде всего, от того, какие пенсии они себе заработали, а не от размеров государственной помощи из бюджетных средств. Общая сумма пенсионных выплат в рамках государственных и частных пенсионных систем ежегодно превышает 900 млрд. долл., а денежные пособия нуждающимся (по американским стандартам) лицам пенсионного возраста, финансируемые из бюджетных средств (т.е. за счет всех налогоплательщиков), составляют всего около 4,8 млрд. долл. в год. Численность пенсионеров-получателей соответствующих денежных пособий  уменьшилась с 2,3 млн. до 1,2 млн. человек в 2002г. Основным компонентом денежных доходов лиц пенсионного возраста являются пенсионные выплаты – 61% совокупных доходов пенсионеров. (Приложение III) [14; 62-63]

     В России же проблема инвестирования пенсионных денег остается одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ. Члены совета по пенсионной реформе не пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

     Основная  претензия к законопроекту об инвестировании пенсионных средств – это недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты, государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Согласно этому проекту, накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

     Идея  инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций, которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас практически нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Однако выдвинутые предложения о выводе большей части денег на международный фондовый рынок не вызвали одобрения в Пенсионном фонде.[6;33-34]

     В ближайшее время произойдет один из самых важных этапов пенсионной реформы – население впервые  получит возможность распорядится своими пенсионными средствами в  рамках накопительной части и  тем самым увеличить свою будущую пенсию.

     Доверить  инвестирование накопительной части  граждане могут любой управляющей  компании из числа отобранных государством по итогам конкурса, заполнив стандартный  бланк. Дл того, кто не заполнит такоезаявление или не успеет в установленные сроки подать его в Пенсионный фонд или уполномочены лицам, его пенсионные накопления автоматически попадут в государственную управляющую компанию. Инвестиционная декларация государственной компании в лице Внешэкономбанка предполагает размещение накоплений почти исключительно в государственные ценные бумаги. Однако, при высокой надежности государственных займов уровень доходности (платы государства в виде процентов за заимствование) часто даже меньше, чем уровень инфляции в стране. С одной стороны, государственная управляющая компания, как и любая другая, должна заботится о сохранности средств от обесценивания и получения доходности выше уровня инфляции. Но при этом Внешэкономбанк, значительная доля которого принадлежит государству, представляет еще и его интересы. Банк содействует привлечению выгодных для него (недорогих) заимствований на рынке ценных бумаг для решения проблем с нехваткой средств при исполнении бюджета. Получается определенный конфликт интересов. [16;119-121]

     Проект  бюджета ПФ РФ на 2007 год сформирован по доходам в сумме 1 891,25 млрд. рублей; по расходам – 1770,81 млрд. рублей.

     Проект  бюджета Фонда на 2007 г. по доходам  составит 6,0% от ВВП (в 2006 г. это соотношение  составит 6,4% от ВВП); по расходам – 5,7% от ВВП (в 2006 г. – 6,1%), что свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению доли расходов на пенсионное обеспечение, которая будет иметь место в средне- и долгосрочной перспективе. (Приложение IV)

     Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 году, включая расходы  по ее доставке (в структуре расходов бюджета Фонда указанные расходы составляют 31,6%) определены в сумме 559,77 млрд. рублей, при прогнозируемом поступлении финансовых ресурсов по ЕСН в сумме 368,77 млрд. рублей. Дефицит по базовой части трудовой пенсии составляет  (в сумме 191 млрд. рублей) в полном объеме учтен в составе субвенций из федерального бюджета для перечисления бюджету Фонда.

     Аналогично  с дефицитом запланирован объем  текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного  обеспечения: доходы в сумме 757,6 млрд. рублей, расходы – в объеме 795,5 млрд. рублей. В этой связи в целях  обеспечения сбалансированности бюджета  Фонда и на покрытие дефицита страховой части из федерального бюджета направляются 88,25 млрд. рублей (против 74,49 млрд. рублей в 2006 г.).

     В 2007 году бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации планируется  формировать в значительной степени (на 53,2%) за счет ассигнований федерального бюджета.

     Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых  принципов.[15;48-49]

     Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор, требующий долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Это ипотека, о необходимости которой разговоры идут уже много лет. Сегодня уже сформирован потенциал спроса на эти услуги, отработаны практические механизмы ипотечных операций, сформирована законодательная база этой деятельности. Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми и являются пенсионные накопления.

     Предприниматели полагают, что государству дано слишком много полномочий по введению на инвестирование пенсионных средств. С одной стороны, пенсионеру вроде бы разрешается самостоятельно выбирать объект инвестирования своих сбережений, а с другой стороны, строго оговаривается перечень разрешенных для этого активов.

     Государство формирует некоторое количество практически безрисковых инвестиционных портфелей, куда гражданин посредством  специального уполномоченного органа может направлять  свои сбережения. Существует закрытый список разрешенных к инвестированию активов, который включает федеральные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги иностранных компаний и государств. Также в законе прописан перечень активов, в которые запрещено размещать средства пенсионных накоплений. Это, прежде всего, векселя и производные ценные бумаги. Здесь также необходимо отметить, что государственные ценные бумаги будут являться приоритетным элементом любого инвестиционного портфеля. А в ценные бумаги иностранных эмитентов можно будет разместить лишь не более 20% всех пенсионных накоплений.[7;55]

     Другая  важная тема - выбор негосударственных  структур – страховщиков по обязательному  накопительному страхованию. В первую очередь это, как отмечено выше, негосударственные пенсионные фонды – специализированные финансовые институты социальной защиты, исключительным видом деятельности, которых является организация негосударственного пенсионного обеспечения. Исходя из социального характера деятельности данных институтов, к ним предъявляют повышенные требования со стороны государства, детально разрабатываемая нормативно-правовая база обеспечивает гарантии, которых нет ни у одного финансового института. Кроме того, система формирования негосударственных пенсий в рамках негосударственных пенсионных фондов сочетается с идеологией осуществления обязательного накопительного пенсионного страхования. Это, прежде всего, участие в инвестиционном процессе таких субъектов, как управляющие компании и специализированные депозитарии, наличие контролирующего общественного органа – попечительского совета, обязательная аудиторская проверка и актуарное оценивание обязательств фонда перед участниками. Но вместе с тем, одной из основных проблем развития негосударственных пенсионных фондов в РФ в силу объективных причин, сложившихся в отечественной экономике, является некоторая их «закрытость», т.е. в основной массе фонды не ориентированы на человека «с улицы», является корпоративными и развиваются самодостаточно в рамках предприятий, объединений и даже отраслей. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов. Для повышения надежности вложений, основываясь на мировом опыте, необходимо предотвращать возникновение конфликта интересов.

     Безусловно, что для обеспечения более  широкого выбора схем необходимо привлечение  и иных финансовых структур, как  страховые организации и т.д., но необходима детальная доработка  существующего законодательства, регулирующего  деятельность данных институтов.

     Осуществление мер по минимизации рисков привлечения  негосударственных структур в систему  обязательного пенсионного страхования  и одновременно жесткий государственный  контроль за целостной системой пенсионного  обеспечения в Российской Федерации позволяет существенно улучшить её состояние, дав её гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Новая система предоставляет возможность выбора модели формирования накопительных активов при участии самих застрахованных, оптимальные размеры пенсии при более высокой степени надежности и качества.

     Однако, сложно ответить на вопрос, готовы ли граждане к самостоятельному выбору, так как  большинство населения все-таки привыкло доверять государственным институтам, хотя нередко и они кидали своих граждан на произвол судьбы.[8;9]  

     Фонд  социального страхования. 

     Количество  поступлений в ФСС растет благодаря  увеличению поступлений страховых  взносов и налоговых платежей, а так же остальных статей доходов (финансирование из федерального бюджета, реализация путевок, вклады на депозит и пр.). А увеличение доходной части влечет и увеличение расходов фонда.

     Проект  бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2007 год сформирован по доходам в сумме 251,7 млрд. рублей; из них на обязательное социальное страхование - 169,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 44,7 млрд. рублей. По расходам - в сумме - 278,9 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование - 198,1 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 43,1 млрд. рублей. Дефицит бюджета на обязательное социальное страхование составит 28,8 млрд. рублей (с увеличением к уровню 2006 года в 8,4 раза).

     В связи со снижением с 2006 года предельной ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд, с 3,2% до 2,9%, увеличивается доля страхователей  в 2006 и 2007 годах, у которых расходы  по выплате пособий превышают начисленный им размер единого социального налога. По мнению экспертов, это может вызвать резкое снижение размера нормативного запаса оборотных денежных средств, что в свою очередь повышает риски не своевременной выплаты государственных пособий. [15;57]

ПРИЛ.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение.doc

— 111.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы2.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования