Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Для достижения цели в ходе исследования решались следующие задачи:
проследить причины образования внебюджетных фондов;
рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;
проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе
определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ........5
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и причины их возникновения…………………………………………………………………………..5
1.2 Пенсионные и страховые фонды Российской Федерации, источники их формирования и задачи……………………………………………………………….11
1.2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………………11
1.2.2 Фонд социального страхования………………………………………………..14
1.2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………..16
Глава 2. Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования…………………………………………………18
2.1 Функционирование внебюджетных фондов РФ, основные проблемы………………………………………..……………………………………..18
2.2 Утверждение страховых основ социальной защиты населения РФ как основное направления ее совершенствования на современном этапе………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список литературы

Файлы: 5 файлов

КУРСОВАЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Динамичное  изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Следовательно, во втором случае существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку. 
 
 
 
 

     1.2 Пенсионные и страховые фонды  Российской Федерации, источники  их формирования и задачи. 

     Финансирование  государственной системы социальной защиты и обеспечения осуществляется через внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования  и Фонд обязательного медицинского страхования. Бюджеты этих фондов за период 1999-2001 и 2007г  представлены в таблице 5.(Приложение II) Значительное повышение объема доходов и расходов бюджетов фондов говорит о том, что они оказывают существенное влияние на экономическое и социальное состояние в стране. 

     1.2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 

     Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г. ) указывает:

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

     ПФР и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

     ПФ  РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

     Для этого ПФР обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств. [4]

     Согласно  Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

     Согласно  Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль в отношении плательщиков взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

     С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд РФ, уплачивались в составе единого социального  налога. С 1 января 2002 года введены страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование.

     Средства  Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.

     Средства  ПФР направляются на: 

  • выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
  • другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.[4]

     Пенсионный  фонд РФ и его региональные отделения  на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением. [2;57] 

     1.2.2 Фонд социального страхования 

     Фонд  социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом. Фонд социального страхования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. [2; 58]

     Согласно  Положению «о Фонде социального страхования Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.) основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.[5]

     Средства  Фонда образуются за счет:

    • части единого социального налога, уплачивающегося работодателями, родовыми семейными общинами, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физическими лицами (адвокатами, нотариусами);
    • страховых взносов на обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев;
    • суммы единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
    • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
    • добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • ассигнований из федерального бюджета РФ (выплата пособий сверх установленных норм, на санаторно-курортное лечение, на возмещении вреда в угольной промышленности);
    • прочих доходов. [2;59]

       Средства Фонда социального страхования  РФ используются на выплату  пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий  на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения  им возраста 1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного обслуживания трудящихся, частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей, пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся, финансирование исполнительной дирекции фонда.

     Контроль  за  расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

     Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

     Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования  Российской Федерации. [5] 

     1.2.3 Фонд обязательного медицинского страхования. 

     ФОМС  предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному  медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

     Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. [2;60]

     Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
  • обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования
  • обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивая объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России.

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной  деятельности и  контроля над рациональным использованием финансовых средств  в системе ОМС осуществляют следующие основные функции:

  • выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования
  • финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования
  • финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС
  • контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования
  • участие совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан
  • подготовка специалистов для системы обязательного медицинского страхования
  • организация научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования
  • международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования [19]

ПРИЛ.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение.doc

— 111.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы2.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ деятельности пенсионных и страховых фондов РФ и основные направления ее совершенствования