Алюминиевая промышленность России в современных мирохозяйственных

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Сегодня алюминий занял лидирующее положение в мире среди конструкционных материалов и данная ситуация сохранится в будущем, подтверждением этого служат:
уникальные свойства алюминия;
применение в новых технологиях, упаковка пищевых продуктов;
алюминиевый автомобиль;
обеспеченность качественным сырьем на долговременную перспективу;
возможность значительного снижения издержек его производства.

Оглавление

Введение.
Мировой рынок алюминия и его тенденции.
Место России в мировой алюминиевой промышленности.
Перспективы развития алюминиевой отрасли России в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

металлургия.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
fy">              Так, в 2000г. более 80% основных цветных металлов  было поставлено на экспорт, где доля России по ним на мировом рынке составила 17,8%, в т.ч. по российскому алюминию – 25,8%.

              В 2000 году впервые за несколько последних лет объемы экспорта первичного алюминия не увеличились, а остались примерно на уровне 1999 года (около 2,6 млн. тонн), что объясняется увеличением внутреннего потребления первичного алюминия, вызванного ростом отечественной экономики и промышленности.

              Основными направлениями потребления алюминия на российском рынке являются:

       транспортное машиностроение, в том числе авиа- и автомобилестроение;

       строительство;

       машиностроение;

       упаковка (пищевая, табачная и косметическая);

       производство потребительских товаров.

 

Положение российской алюминиевой промышленности на мировом рынке определяется ее следующими особенностями:

 

       сравнительно недорогая электроэнергия гидроэлектростанций (в т.ч. таких крупнейших в мире как Саянская, Красноярская, Усть-Илимская и др.), а также расположение электролизных производств вблизи крупных гидроэлектростанций. Около 85 % производимого в РФ алюминия базируется на достаточно дешевой электроэнергии крупных ГЭС;

       "Экспорт алюминия - это экспорт электроэнергии в компактной упаковке" (цитата западных аналитиков).

       наличие высококвалифицированных кадров, что очень важно для таких сложных технологических процессов, как глиноземное, алюминиевое и прокатное производства.

 

              Вместе с тем, занимая достаточно прочные позиции на мировом рынке алюминия, российским алюминиевым производителям в последние годы всё чаще приходилось сталкиваться с рядом проблем, которые стали выходить на первый план.

              Среди  текущих проблем можно выделить следующие:

         Первая – это существенное отставание от развитых стран по темпам технического перевооружения, модернизации и реконструкции действующих предприятий алюминиевой, титано-магниевой и электродной промышленности на базе новой техники и передовой технологии.

              Известно, что большинство российских металлургических предприятий по производству легких металлов, в том числе и алюминия, введены в эксплуатацию 20-30 и более лет назад. К настоящему времени на многих из них эксплуатируются устаревшие конструкции металлургических агрегатов, оборудование и аппаратура, недостаточен уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов, в результате чего удельные нормы расхода энергетических и материальных ресурсов, а также трудовых затрат в производстве легких металлов существенно выше, чем на передовых зарубежных предприятиях.

              Например, доля выпуска алюминия на мощных электролизерах с обожженными анодами в России составляет всего 15%, в то время как во многих странах с развитой алюминиевой промышленностью доля этих электролизеров в общем объеме производства составляет от 80 до 100%.

 

         Вторая проблема – необходимость ускоренного развития так называемого четвертого передела алюминия и его сплавов - по обработке металлов и выпуску высококачественных готовых изделий.

              В 2000г. в России произведено более 3,2 млн. тн. алюминия, более 80% всего выпущенного металла экспортировалось в виде чушек и необработанных полуфабрикатов.

              Кроме того, душевое потребление легких металлов в России значительно ниже, чем в США, в том числе алюминия – более чем в 7 раз.

              За последнее десятилетие потребление алюминия на душу населения в РФ упало по сравнению с 1990 г. более чем в 5 раз, в то время как производство промышленной продукции - лишь в 2-3 раза.

              За годы перехода к рыночной экономике в России резко сократилось внутреннее потребление алюминия и его сплавов в авиа-, автомобиле- и судостроении, в электротехнике, во многих отраслях машиностроения.

              Одной из причин сложившейся ситуации стало стремление потребителей алюминия извлечь сиюминутную выгоду, пренебрегая эффективностью в конечном долгосрочном результате, а государство оказалось не способным регулировать (поощрять) этот процесс рыночными методами.

              В тоже время, в США существует правило - правительство ограничивает выпуск автомобилей, если компания не обеспечивает так называемый усреднённый показатель экономии топлива, заданный в расчёте на годовой выпуск автомобилей.

              Наряду с большим экспортом алюминия Россия в настоящее время импортирует сотни тысяч тонн алюминия и его сплавов в виде готовой продукции. В их числе: легкие конструкции и фасадные панели для строительства престижных зданий, оконные рамы и двери, подвесные потолки, готовые изделия из фасонного литья и поковки из легких металлов. Происходит это потому, что в отечественной металлургии не развит четвертый передел по обработке алюминия и его сплавов, не созданы квалифицированные производства по анодированию, окраске и отделке готовых изделий из алюминия.

 

         Третья проблема – это настоятельная необходимость значительного повышения конкурентоспособности отечественной металлопродукции на внутреннем и мировом рынках.

              В наступившем десятилетии нового тысячелетия сохранение высоких объемов экспорта легких металлов из России, особенно в связи с предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), возможно лишь при условии значительного повышения конкурентоспособности отечественной металлопродукции на внутреннем и мировом рынках.

              Решение этой важнейшей проблемы во многом зависит от успешного разрешения первых двух вышеперечисленных проблем.              Вместе с тем, конкурентоспособность продукции наших металлургических предприятий во многом зависит от решения важнейших для алюминиевой промышленности России вопросов обеспечения производства алюминия глиноземом. Рассмотрению сырьевых проблем посвящается ряд докладов на нашей конференции.

Сдерживают повышение конкурентоспособности нашей металлургической продукции отрасли - монополисты: энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт. За последние 10 лет в России резко возросли тарифы на электроэнергию и газ, в результате чего доля энергетических затрат в себестоимости алюминия, например, увеличилась до 25-30%, в черной металлургии – до 15-20%. Значительно выросла доля затрат в металлургии на железнодорожные перевозки. Без существенной корректировки государственной политики в этих вопросах по отношению к отраслям-монополистам, видимо, не обойтись и мы просили бы присутствующих на нашей конференции представителей органов государственной власти взять этот вопрос на особую заметку.

         Четвертая проблема – положение в отраслевой науке.

              Алюминий – наукоемкая и дорогостоящая продукция. Кардинальное решение проблем создания и освоения новых металлургических агрегатов, ресурсосберегающих и экологически более безопасных технологий в металлургии невозможно без поддержки отраслевой науки – главного разработчика инноваций для металлургической промышленности.

 

              Из этих проблем вытекают следующие приоритетные задачи на текущий момент:

 

1. Необходимость интеграция алюминиевого бизнеса в России и создание крупных производственных  структур.

              Завершился этап в развитии алюминиевой промышленности России, когда основной целью являлась задача максимального извлечения прибыли, главным образом, на базе производства первичного алюминия. Положительное значение этого этапа подтверждено позитивными результатами работы алюминиевой подотрасли в течение всех лет реформы. Она не только выстояла, но и нарастила свое производство, превысив показатели, достигнутые в годы плановой экономики.

              Вертикальная интеграция алюминиевой промышленности России - новый качественный этап в ее развитии, начавшийся с создания комплексных алюминиевых компаний (ОАО "СУАЛ-Холдинг" и ОАО "Русский алюминий). Реализация этого этапа потребовала от акционеров, прежде всего, вложений крупных, накопленных на первом этапе, инвестиций.

              Эти средства, направляются:

       прежде всего на приобретение акций, сырьевых предприятий и  предприятий по переработке металла, а также горизонтально интегрированных с производством первичного алюминия предприятий;

       развитие и модернизацию производства первичного алюминия, прежде всего, сырьевого сектора (строительство Средне-Тиманского рудника с железной дорогой, расширение мощностей существующих сырьевых предприятий);

       расширение номенклатуры и качества изделий из алюминия (завершение строительства Саянала, новые производства по выпуску алюминиевых банок и строительных конструкций, модернизация отдельных переделов на ряде предприятий).

 

2. Развитие сырьевой базы.

              Из 3-х крупных компаний только "СУАЛ-Траст" является компанией «самодостаточной» в сырьевом отношении (от боксита до глинозема). Поэтому проблема сырья для производства алюминия в России будет самой острой и не терпящей отлагательства.

              Предполагается два пути решения, это создание совестных с глиноземными предприятиями СНГ (НГЗ и ПАЗ) структур - это первый путь. И второй путь - строительство новых глиноземных предприятий на базе отечественного сырья. Наши расчеты показывают, что в рамках интегрированных компаний, работающих на консолидированную прибыль, реализация проектов с использованием Средне-Тиманских и Северо-Онежских бокситов, а также нефелиновых концентратов Кольского полуострова, может быть вполне экономически целесообразной. (Дополнительные затраты для доставки импортного сырья составляют в среднем около 80 долл./тн. алюминия).

              Вместе  с тем, возможны варианты и не исключены возможности приобретения предприятий или их долей в странах дальнего зарубежья: Греции, Гвинеи, Австралии и Индии.

 

3. Необходимость повышения уровня использования вторичного алюминия в производстве сплавов и изделий из алюминия.

              Статистика показывает, что на внутренний рынок России в 1999г. поступило в 1999 г. около 500 тыс. тонн первичного алюминия и всего лишь 40-50 тыс. тонн вторичного.

              Такое соотношение первичного и вторичного металлов снижает экономическую эффективность производства изделий из алюминия и их конкурентоспособность. Ведущие развитые страны мира имеют до 40% вторичного металла в общей массе потребления алюминия. Это значительный фактор энергосбережения. (На производство 1 тонны первичного алюминия расходуется 13 тыс. кВтч, а вторичного - 700 кВтч).

              Необходимые для этого ресурсы вторичного сырья в России есть. В 1998-1999 годах за рубеж ежегодно вывозилось до 400 тыс. тонн вторичного металла.

 

4. Развитие внутреннего рынка алюминиевой продукции, который во много зависит от состояния общей экономики страны.

              Сегодня, учитывая опыт ведущих стран мира, очевидно, что расширение внутреннего рынка алюминия в России должно идти не только в экстенсивном направлении, но и путем замещения других конструкционных материалов этим металлом, как это делается во всем мире.              И, прежде всего, в:

       автомобилестроении (в США на один автомобиль расходуется более 100 кг, в России - около 40 кг);

       упаковке (в США на 1 человека в 1998 году было произведено 400 штук алюминиевых банок, в Европе - 80, в России - 7);

       строительстве и ремонте зданий и сооружений мостов, мостопроводов, эстакад и др. несущих конструкций (в США и Европе в последние годы строительство и особенно ремонт мостов ведется из алюминиевого проката и экструзионных изделий);

       в вагоностроении железнодорожном - в Европе и США в изготовлении новых железнодорожных вагонов в основном используется алюминий.

              За рубежом широко развита сеть дистрибьюторских фирм, которые располагают не только складскими помещениями и широкой номенклатурой алюминиевых товаров, но и производственными площадями для разделки этого товара и изготовлении деталей и узлов для малого и среднего бизнеса. В России существующие посреднические фирмы, как правило, занимаются только перекупкой и доставкой металла, не имея необходимых складских и производственных мощностей.

              Внутренний рынок в определенной мере стимулирует поставщиков алюминия, так как затраты на реализацию металла и изделий на внешний рынок несколько выше, чем на внутреннем.

              В 1999 году отпускная цена алюминия для отечественного потребителя была, примерно, на 100 долл. ниже мировой цены (по котировкам ЛБМ). К сожалению, большая часть металла поставлялась российским потребителям через посреднические фирмы потребителя и зачастую по цене выше ЛБМ.

 

              Кроме этого, на современном этапе, государство должно не только в соответствии с нормами международной торговли защищать российский рынок алюминиевых изделий, но и проводить разумную политику по импорту алюминиевых изделий и товара.

              Российские заводы по переработке алюминия имеют широкие возможности для производства широкой номенклатуры товара, однако далеко не все виды изделия, произведенные в России, соответствуют международным стандартам и это ещё одна проблема, которая решается отечественными производителями.

Информация о работе Алюминиевая промышленность России в современных мирохозяйственных