Алюминиевая промышленность России в современных мирохозяйственных

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Сегодня алюминий занял лидирующее положение в мире среди конструкционных материалов и данная ситуация сохранится в будущем, подтверждением этого служат:
уникальные свойства алюминия;
применение в новых технологиях, упаковка пищевых продуктов;
алюминиевый автомобиль;
обеспеченность качественным сырьем на долговременную перспективу;
возможность значительного снижения издержек его производства.

Оглавление

Введение.
Мировой рынок алюминия и его тенденции.
Место России в мировой алюминиевой промышленности.
Перспективы развития алюминиевой отрасли России в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

металлургия.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

              Потоки товаров на мировом рынке в основном регулируются не пошлинами, а экономической целесообразностью производства в данном регионе данного товара. В тоже время Россия заинтересована в создании на ее территории с участием иностранного капитала таких производств, которые бы расширяли внутренний рынок алюминия по крупному. И не важно, кто будет их собственником - иностранные бизнесмены или российские. Важно другое, например, если это автомобильный завод, то конструкционные материалы (алюминий, железо и др.) должны быть российского происхождения.

              Для мирового рынка, в конечном счете, расширение рынка алюминия в такой крупной стране как Россия весьма существенная перспектива для его развития в целом.

 

              Также, необходимо отметить, что сегодня "…алюминий  страдает от той же болезни, что и помидоры в 18 веке. Многие не используют его из-за суеверия и незнания его свойств. Европейцы не ели помидоры, считая их ядовитыми, а сегодня инженеры, по всей видимости избегают применять алюминий по таким необоснованным причинам" - пишут американцы Киссел и Ферри в своей книге "Алюминиевые конструкции". Думаю, что это относится и к российским инженерам-проектировщикам зданий и сооружений, мостов, железнодорожных вагонов, автомобилей, а также их производителям.

              К примеру, мосты из алюминия соединяют в себе высокую прочность, долговечность, открывают новые конструкционные решения, не боятся вибрации, нуждаются в небольшом текущем ремонте и могут быть эстетически привлекательным. Особенно эффективно применение алюминия при ремонте старых мостов.

 

5. Развитие и создание условий для развития фундаментальной научно-технической базы.

              В настоящее время, любая крупная компания не имеет будущего, если она не имеет своего, соответствующего её масштабам, научно-исследовательского центра.

 

              Отсюда необходимость реструктуризации имеющихся отраслевых научно-исследовательских институтов, либо необходимость создания на их основе новых научных центров, ориентированных на фундаментальную науку, на подготовку научно-производственных специалистов.

 


Перспективы развития алюминиевой отрасли России в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

 

 

              Перспективы развития российской алюминиевой промышленности и рынка алюминиевых изделий в России определяются рядом факторов.

         Первый фактор - спрос со стороны основных отечественных и зарубежных потребителей алюминия, который зависит от динамики развития основных отраслей потребления и экономики в целом.

         Второй фактор - предложение со стороны российских и зарубежных алюминиевых компаний. На объем предложения влияют также процессы, происходящие в самой алюминиевой отрасли в России и в мире.

         Наконец, третий важный фактор - тарифные и нетарифные ограничения на внутреннем и внешнем рынках алюминиевых изделий.

 

              В этих условиях остро встает вопрос о конкурентоспособности, а основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов России в масштабах мирового хозяйства.

              Необходимо отметить, что при вполне конкурентоспособных ценах качество российского алюминия, алюминиевых сплавов, некоторых полуфабрикатов и готовых изделий получило мировое признание.

              В этих условиях Россия имеет все шансы сохранить свои лидирующие позиции страны экспортера первичного алюминия на ближайшие несколько лет.

              Очевидно, что ведущие промышленно развитые страны мира (ЕС, США, Япония) заинтересованы в поставках российского первичного алюминия и сплавов, тем не менее на рынках этих стран имеется ряд тарифных и нетарифных препятствий для динамичного развития взаимовыгодной торговли. Например, в ряде стран действует достаточно высокие ввозные таможенные пошлины на первичный алюминий, алюминиевые полуфабрикаты и готовые изделия, поставляемые, в частности, из России. При этом существенно более высокие пошлины на готовую продукцию и продукцию высокой степени обработки ставят целью законсервировать имеющуюся малоэффективную структуру ассортимента продукции алюминиевой промышленности (преобладание необработанного алюминия и продукции первичных переделов).

              Не способствует развитию торговых отношений и создание искусственных барьеров для ввоза российских товаров, в том числе форме недобросовестных «антидемпинговых» расследований. В частности, речь идет о возбуждении антидемпингового расследования по поставкам в страны ЕС российской фольги.

При этом механизмы политической и судебной защиты интересов российских металлургов за рубежом пока отработаны слабо и обеспечиваемый уровень защиты совершенно недостаточен.

Как уже говорилось - значительная часть продукции российской алюминиевой промышленности достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и СНГ и вступление России в ВТО в целом не нанесет ущерба отрасли.

              Однако, хотя алюминиевая продукция низших переделов уже вполне конкурентоспособна на мировом рынке, этого не скажешь о многих видах готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени обработки.

              Сегодняшняя структура производства алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий в России не вполне соответствует структуре потребления мирового рынка. Для достижения конкурентоспособности необходимо изменить структуру ассортимента, организовать выпуск продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, и существенно поднять качество выпускаемой продукции.

              Учитывая изношенность основных фондов, для решения указанных задач российской алюминиевой промышленности потребуется время и значительные капитальные затраты. Интересам модернизации отвечало бы снижение ввозных таможенных пошлин на оборудование, не имеющее аналогов в России.

              С открытием внутреннего рынка будут созданы большие препятствия для назревших структурных преобразований промышленности, развития высоких переделов и увеличения доли выпуска готовой продукции с большой добавленной стоимостью. Тем самым может быть надолго законсервирована имеющаяся отсталая структура промышленности (преобладание первичных переделов). Данное обстоятельство делает в ближайшем будущем весьма актуальной защиту российских производителей от экспансии на российский рынок лидеров мировой алюминиевой промышленности.

Сейчас мы наблюдаем рост инвестиций, и есть все основания ожидать значительного роста спроса на алюминиевые изделия со стороны капитального строительства. Строительство современно жилья, объектов энергетики и торговли, транспорт - вот крупнейшие потребители алюминиевых изделий, которые российские производители могли бы выпускать в гораздо больших объемах, если будет спрос.

              Вместе с тем представляется, что без своевременного осуществления поддерживающих мероприятий (разработка мер нетарифного регулирования и защиты рынков, разработка и реализация политики стимулирования экспорта, приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с нормами ВТО, подготовка кадров, способных защищать интересы России в рамках ВТО и т.п.), потери и негативные последствия могут перевесить выгоды от вступления в ВТО.

 

              В большинстве стран созданы институциональные механизмы для проведения консультаций с представителями промышленности по проблемам, стоящим в повестке дня ВТО.

              В России данную работу возглавляет Минпромнауки России, которое совместно с  участием представителей федеральных органов управления, научных организации, промышленных предприятии, их ассоциаций, включая, в том числе Российского Союза товаропроизводителей (PCT) и Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждает вопросы и проблемы связанные с последствиями  присоединения и участия России в деятельности ВТО.

              В ходе проводимой такой работы часто делается акцент, что, учитывая тесную взаимосвязь отраслей экономики и промышленности и различную степень их развития, особой проблемой является межотраслевое согласование условий присоединения к ВТО. Защитные меры в отношении продукции одних отраслей вызывают зачастую негативные последствия в работе других. Поэтому проработка уровней таможенных пошлин должна проводиться с учетом анализа последствий предлагаемого изменения этих показателей на работу сопряженных отраслей и производств, не допуская ухудшения их экономического положения.

              Важным также представляется качественная подготовка аналитической информации о состоянии внутреннего и внешнего рынка определенных видов товаров и обеспечения ею всех заинтересованных отечественных и иностранных структур с целью принятия адекватных решений к рыночной ситуации на основе использования преимуществ участия в ВТО.

 

              Сегодня проблема присоединения России к ВТО не сводится к проблеме существования алюминиевой отрасли в новых условиях, вопрос ставится гораздо шире, он касается в целом всей экономики страны, где отдельные отрасли оказывают самое непосредственное влияние друг на дуруга.              Национальные экономики под воздействием ускоряющегося процесса глобализации вынуждены интегрироваться в единый мировой экономический механизм.

              Основу системы регулирования внешней торговли любого государства составляет набор допустимых экономических и административных мер ограничения импорта и экспорта и их стимулирования. Различия между экономическими и административными инструментами состоит в способе воздействия на торговлю – через рыночные отношения или помимо них.

              Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

              Международная практика идет по пути исключения инструментов нетарифного регулирования. Они применяются лишь в ограниченном числе случаев, в основном, в целях защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, поддержания стабильности международной торговой системы.

              Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и являющиеся неотъемлемой его частью перечни принимаемых странами-членами ВТО обязательства составляют правовую базу регулирования торговли услугами в рамках ВТО Услуги охватывают широкий круг экономической деятельности от банковского дела, страхования и телекоммуникаций до образования, отдыха и спорта. ВТО установила 150 подсекторов сферы услуг.

              В настоящее время, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - является крупнейшим многосторонним межправительственным договором, который устанавливает общие для вошедших в него стран правила международной торговли. Всемирная торговая организация (ВТО) начала действовать с 1 января 1995 года, а ГАТТ стало одной из ее составных частей.

              Учитывая это и принимая во внимание, что современные экономики отличаются тем, что создаваемый ими валовый внутренний продукт (ВВП) все в большей степени складывается за счет огромной и продолжающей увеличиваться сферы услуг (на Западе более половины ВВП образуется в этой сфере), России уже сейчас необходимо готовиться к работе в условиях ВТО: внимательно изучать правила ВТО в торговле услугами, изучать потенциальных конкурентов на рынке этих услуг, развивать способность к оказанию современных видов услуг – консалтинговых, инжиниринговых, информационных, с использованием ГАЛС-технологий и т.п. Присоединение к ВТО расширяет наши возможности экспорта продукции и услуг научно-технического направления, но одновременно будет обострять конкуренцию в торговле ими.

              Кроме этого, уже сейчас России необходимо выработать позицию к расширению импорта услуг на своей территории: банковских, страховых, транспортных, строительных и др., т.е. тех услуг, которыми пользуются наши предприятия, получая их от российских субъектов рынка.

 


Заключение.

 

              По оценке ведущих специалистов России в ближайшие годы прогнозируется, что Россия подойдет к отметке производства алюминия 3,5 млн. тонн в год, а в перспективе и 4 млн. тн. в год.

              Это расширение Саянского, Иркутского и Волховского алюминиевых заводов, строительство двух новых заводов (в Сибири и на Северо-западе страны), интенсификация действующего производства.

              Россия имеет все предпосылки к тому, чтобы оставаться крупнейшим в мире экспортером алюминия, постепенно наращивая экспорт полуфабрикатов и изделий из алюминия.

              Предположительно через 5-7 лет, экспорт алюминия сократится до 2 млн. тонн в год и на таком уровне установится на длительную перспективу.

 


Литература.

 

Реферат подготовлен с использованием следующих материалов:

 

         Программа «Стратегия развития металлургической отрасли России до 2010г.»,

 

         Материалы международной конференции: «Металлургия  лёгких металлов на рубеже веков. Современное состояние и стратегия развития» (3-6 сентября 2001г.).

Информация о работе Алюминиевая промышленность России в современных мирохозяйственных