Знания как экономический ресурс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 05:46, доклад

Краткое описание

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 17.70 Кб (Скачать)

ЗНАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС

Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214—1294), доказывая, что знания увеличивают  власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: «Знания — сила». По мнению Бэкона, получение знаний возможно прежде всего через науку.

 

Тысячи  лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального  достатка, производительность труда  одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности  труда предшествующих поколений. Экономическое  развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского  царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи  лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца  ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние  века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

З н а н и я - это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли - страхованию.

Знания  для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через  приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В  конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы - в ходе приобретения новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория  «информация». Более того, они часто  заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют  знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто  выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого  производства. Знания об этой технике  называют технологией (технологиями).

 

РЫНОК ЗНАНИЙ

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как  рынок, где происходит продажа и  передача знаний.

Особенности рынка  знаний

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем  распространяется безвозмездно или  за символическую плату, например школьное и в большей части среднее  и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется  тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими  организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством  секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как  наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные  услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Наконец, своеобразная черта  рынка знаний — это большое  количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и  др.) выступает преимущественно как  посредник между производителями  знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

 

Интеллектуальный  продукт, интеллектуальная собственность  и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют  интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального  продукта, чтобы оформить свои права  на него, используют правовую охрану этого  продукта. В результате собственник  интеллектуального продукта получает исключительное право на использование  своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого  имеет возможность определить условия  ее использования, в том числе  цену реализации.

Арсенал правовых средств  защиты интеллектуальной собственности  велик. В России он базируется на Законах  «Об авторском праве и смежных  правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий  интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров», а также  на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

• автоматически возникают  в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программ для ЭВМ базы данных;

• оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

• регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий  интегральных микросхем.

Используя это право, собственник  интеллектуальной продукции может  самостоятельно использовать ее, продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский  договор на издание книги, продать  патент или только право на использование  защищенного патентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование  изобретения) и т.д. Если предприятие  использует чужую интеллектуальную собственность, оно выплачивает  ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать самые  разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа или  роялти за лицензию и т.д


Информация о работе Знания как экономический ресурс