Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:46, задача
Согласно Конституции Российской Федерации1 и ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ)2 устанавливается форма собственности на водные объекты. Согласно норм заонодательства все водные объекты в Российской Федерации (далее по тексту РФ) находятся в федеральной государственной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
При этом размер вреда, исчисленный согласно настоящей Методики, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда12.
ВОПРОС: в свое время для предотвращения снижения уровня Каспийского моря и наступления в связи с этим экологического и экономического ущерба, был разработан и реализован проект дамбы, перекрывающий залив Кара-Богаз, где шел процесс интенсивного испарения вод, от основной водной акватории Каспийского моря.
Однако последующая практика показала, что проект своей цели не достиг. Более того, его реализация принесла большой экономический и экологический ущерб (прекратилась добыча и поставка важного сырья (глауберовой соли), без которого не может работать промышленность), солевая пыль со дна высохшего залива загрязняла окружающие земли на многие километры.
Общественность через
средства массовой информации обратилась
в орган прокуратуры с
Содержаться ли в действиях разработчиков и реализаторов проекта признаков состава экологического преступления с точки зрения действующего законодательства? Сформулируйте понятие экологического преступления и раскройте его состав.
ОТВЕТ: В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (далее по тексту Постановлении от 05.11.1998)13 достаточно подробно толкуется понятие тяжких последствий нарушения охраны окружающей среды при производстве работ (с. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ))14, и это, безусловно, способствует единообразному применению закона при квалификации преступлений.
Объектом преступления
выступает экологическая
Предметом преступления являются правила охраны окружающей среды при производстве работ. Они предусмотрены в Градостроительном кодексе Российской Федерации; Законе № 7-ФЗ, Федеральных законах от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
На основании Гл. 26 ст. 246 УК РФ общественность законно обратилась в орган прокуратуры с просьбой о возбуждении уголовного дела.
Законодательно понятие «экологическое преступление» не определено, поэтому его формулировка является предметом научного спора, и до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Мы приведем определение, данное О.Л. Дубровиком в учебнике «Экологическое право»16. Под Экологическим преступление понимается: «…это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов».
Под объективной сторона экологического преступления следует считать нарушения правил охраны окружающей среды при: проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию; эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов (ст. 246 УК РФ).
Вид состава - материальный. Преступление окончено при наступлении одного из следующих последствий: существенное изменение радиоактивного фона; причинение вреда (любого) здоровью человека; массовая гибель животных; иные тяжкие последствия.
Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию17.
Согласно ст. 252 «Загрязнение морской среды» УК РФ предметом экологического преступления выступает морская среда.
Объективная сторона характеризуется загрязнением морской среды веществами и материалами любого из следующих видов:
1) вредных для здоровья
человека и водных
2) препятствующих правомерному использованию морской среды.
Загрязнение может иметь место:
- из находящихся на суше источников;
- с транспортных средств
или возведенных в море
Вид основного состава преступления - формальный. В ч. ч. 2 и 3 ст. 252 УК РФ содержатся материальные составы, поскольку указывают на причинение:
а) существенного вреда здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам (ч. 2 3 ст. 252 УК РФ);
б) смерти человека (ч. 3 3 ст. 252 УК РФ).
Субъективная сторона - умысел или неосторожность.
Субъект - общий.
1 Российская газета. Конституция Российской Федерации от 12.12.93. [Текст] // Рос. газета. - 1993. - № 237. - 25 дек.
2 Российская Федерация. Законы. Водный кодекс : федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ : в ред. от 28.12.2010 г. // СЗ РФ, 2006. - № 23. - ст. 2381.
3 Российская Федерация. Законы. О недрах : закон от 21.02.1992г. № 2395-1: в ред. от 05.04.2011 г. // СЗ РФ, 1995. - № 10. - ст. 823.
4 Сиваков, Д.О. Водное право: Учеб.-практ. пос. / Д.О. Сиваков - М.: Юстицинформ, 2007.
5 Та же.
6 Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в ред. от 03.05.2011 г. // СЗ РФ. - 2003. - №40. Ст.3822.
7 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. в ред. от 29.12.2010 г. // СЗ РФ. - 2002. - №2. Ст.133.
8 Российская Федерация. Законы. Кодекс о административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. в ред. от 22.06.2010 г. // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1) - Ст.4921.
9 Российская Федерация. Правительство. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления : Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 // СЗ РФ. 2003. - № 25. - Ст. 2528.
10 Российская Федерация. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства : Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87 // Рос. газ., 2009. - № 113, - 24.июн.
11 Архив судебной практики. Определение ВАС РФ от 24.12.2009 г. № ВАС-17183/09, Определение ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 1719/09 // СПС Консультант Плюс. Судебная практика. Версия Проф.
12 Российская Федерация. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства : Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87 // Рос. газ., 2009. - № 113, - 24.июн.
13 Российская Федерация. Верховный Суд. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения : Постановление Пленума ВС РФ от 05.11.1998 г. № 14 : в ред. от 06.02.2007г. // БВС РФ, 1999. - № 1.
14 Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. в ред. от 04.05.2011 г. // СЗ РФ. - 1996. - №25 - Ст.2954.
15 Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб. / Под общ. ред. М.М. Бринчук // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
16 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 156.
17 Дубовик ,О.Л. Экологическое право. Элементарный курс / О.Л. Дубовик - М.: Юристъ, 2002.