Предмет и система экологического права. Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:47, лекция

Краткое описание

1. Понятие и предмет экологического права.
2. Методы экологического права.
3. Принципы экологического права.
4. Система экологического права как отрасли, науки и учебной дисциплины.
5. Становление и основные этапы развития экологического права. Концепции экологического права.
6. Соотношение экологического права с гражданским, административным и другими отраслями права.
7. Понятие и особенности источников экологического права. Система источников экологического права.
8. Законы как источники экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной отраслевой источник экологического права. Законы субъектов РФ как источники экологического права.
9. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права.

Файлы: 1 файл

Экология.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

- природопользование; охрана окружающей среды и  обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

- осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- земельное,  водное, лесное законодательство, законодательство  о недрах, об охране окружающей  среды;

- защита исконной  среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических общностей.

Помимо предметов  совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Наряду с  Конституцией РФ к основным источникам экологического права относятся  Федеративные договоры:

- о разграничении  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти Российской  Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

- о разграничении  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти Российской  Федерации и органами власти  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

- о разграничении  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти Российской  Федерации и органами власти  автономной области, автономных  округов в составе Российской  Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г.

 

3. Международные  договоры РФ в области природопользования

и охраны окружающей среды

 

Международные договоры, соглашения и конвенции  в области природопользования и  охраны окружающей среды, в которых  участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. Во многих федеральных законах содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. В настоящее время Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций по вопросам окружающей среды.

Кроме того, Конституция  РФ к источникам национального права  отнесла также общепризнанные принципы и нормы международного права. Речь идет о принципах и нормах, содержащихся в международно-правовых документах, которые не ратифицированы Российской Федерации, но в силу их признания мировым сообществом они стали источником также отечественного права.

 

4. Закон как источник экологического права

 

В правовом государстве  основным источником экологического права  должен быть закон. Это означает, что  в законах должно определяться основное содержание правового регулирования  общественных отношений собственности  на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды, должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты.

Из этого  вытекает требование о необходимости  более полного регулирования в законе общественных отношений, не делегируя эту работу органам исполнительной власти, как это, как правило, происходит по действующему законодательству. Высокая степень детализации правовых норм и требований в законе, что характерно, к примеру, для зарубежного законодательства, весьма эффективно сказывается на практике осуществления охраны природы. Как правило, если в законе установлены лишь общие требования, требующие затем развития во многих подзаконных актах, это приводит к значительному затягиванию сроков "нормального" урегулирования, а также к противоречиям между ними.

Прежде всего, закон есть средство закрепления  государственной экологической  политики. Поэтому как акт, принимаемый  органом представительной ветви  государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.

Особое место  закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники  права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.

 

5. Федеральный  закон "Об охране окружающей  среды":

общая характеристика и место в системе  источников

экологического права

 

С принятием  нового Федерального закона "Об охране окружающей среды потерял силу прежний  Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый  этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Новый Закон  в основном заимствовал структуру  прежнего. В нем содержатся:

- глава I. Общие  положения;

- глава II. Основы  управления в области охраны  окружающей среды;

- глава III. Права  и обязанности граждан, общественных  и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

- глава IV. Экономическое  регулирование в области охраны  окружающей среды;

- глава V. Нормирование  в области охраны окружающей  среды;

- глава VI. Оценка  воздействия на окружающую среду  и экологическая экспертиза;

- глава VII. Требования  в области охраны окружающей  среды при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

- глава VIII. Зоны  экологического бедствия, зоны чрезвычайных  ситуаций;

- глава IX. Природные  объекты, находящиеся под особой охраной;

- глава X. Государственный  мониторинг окружающей среды  (государственный экологический  мониторинг);

- глава XI. Контроль  в области охраны окружающей  среды (экологический контроль);

- глава XII. Научные  исследования в области охраны  окружающей среды;

- глава XIII. Основы  формирования экологической культуры;

- глава XIV. Ответственность  за нарушение законодательства  в области охраны окружающей  среды и разрешение споров  в области охраны окружающей  среды;

- глава XV. Международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- глава XVI. Заключительные  положения.

Как говорится  в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение  социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в  основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем  некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте  концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование  нормирования допустимого изъятия  компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон  предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий  и иных объектов, достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды  и возмещение вреда окружающей среде.

Новый Закон  предусматривает установление зон  экологического бедствия (ст. 57). Им исключены  зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности  природоохранной деятельности может  способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды  и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности  за экологические правонарушения как  не содержащая экологических характеристик.

В целом специалистами  Федеральный закон "Об охране окружающей среды" резко критикуется по многим основаниям <41>. В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также учтены два ряда факторов: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.

--------------------------------

<41> См.: Бринчук  М.М., Дубовик О.Л. Федеральный  закон "Об охране окружающей  среды": теория и практика // Государство и право. 2003. N 3.

 

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" как  головной акт в теоретическом  плане с учетом специфики и  сложности объекта регулирования  занимает специфическое место в  системе экологического законодательства и права <42>. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

--------------------------------

<42> См.: Бринчук  М.М. О головном акте экологического  законодательства // Государство и  право. 2001. N 11. С. 64 - 75.

 

На практике в силу дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

 

6. Экологическое законодательство

 

Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта  правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

Законодательство  об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности, относятся:

- Федеральный  закон "Об экологической экспертизе";

- Федеральный  закон "О радиационной безопасности  населения";

- Федеральный  закон "Об отходах производства  и потребления";

- Федеральный  закон "О безопасном обращении  с пестицидами и агрохимикатами".

Информация о работе Предмет и система экологического права. Источники экологического права