Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

переработанная курсовая.docx

— 392.36 Кб (Скачать)

Научная медицина использует пастушью сумку  в основном как  кровоостанавливающее средство, в народной медицине она применяется более  широко.

Итак, что пастушья сумка - сорняк и лекарственное растение - знают почти все. А что она  еще и пищевое растение? Вероятно, немногие.

Молодые листья кладут в  супы и борщи, приготавливают из них  салат, делают начинку для пирожков, солят и маринуют на зиму.

Мать-и-мачеха

Наверняка многие слышали  про такую траву: мать-и-мачеха. Но мало кто знает, за что эту травку прозвали столь сложным именем. Дело в том, что если рассмотреть лист этого растения с «лица и с  изнанки», то видно, что одна сторона  листочка на ощупь теплая, ласковая, пушистая: это, всем, понятно, - мать. А  другая, нижняя сторона, если прикоснуться к ней – холодная, жесткая и  скользкая (правда, не колючая). Это, как следует понимать, - мачеха.

 Вот такое отношение  издавна у нашего народа было  к мачехе: мол, любая всегда  такая же холодная, жесткая и  отталкивающая… И поэтому женщина,  которая по воле судьбы выходит  замуж за вдовца или разведенца, обремененного детьми, прямо вздрагивает  от нередких шуток друзей: «Ну  что, становишься злой мачехой?»  Да почему же обязательно злой?!

Многолетнее травянистое  растение из семейства сложноцветных. Корневище длинное, ползучее. Цветоносные  стебли прямостоячие и неветвистые, достигают высоты от 10 до 25 см и покрыты  чешуевидными, яйцевидно-ланцетовидными, часто красноватыми листьями. Прикорневые  листья появляются лишь после цветения. Они длинночерешковые, округло-серцевидные, 10-25 см в поперечнике, угловатые, неравнозубчатые, кожистые. Сначала эти листья с  обеих сторон покрыты  войлочком, но затем сверху они становятся голые, а снизу – с мягким войлочным опущением (этот эффект и спровоцировал русское название растения).

На вершинах стеблей –  цветочные корзинки золотисто-желтого  цвета. Цветы в корзинке по краям  язычковые, в середине – трубчатые. Семянки длиной около 3,5-4 мм с хохолком из белых шелковистых волосков. Корзинки у мать-и-мачехи одиночные, 2-2,5 см в  поперечнике, которые после цветения поникают.

И в цветущем, и в плодоносящем виде растение сильно напоминает одуванчик.

 Как сорное растение, мать-и-мачеха распространена в  Беларуси, России, Украине, Сибири, на  Дальнем Востоке. Свойственна  лесной, реже – степной зонам.  Может обитать на береговых  обрывах, осыпях, берегах рек и  ручьев, в сыроватых оврагах, по  железнодорожным насыпям, карьерам  для добычи глины и балласта  и в других местообитаниях  с нарушенным травянистым покровом.

 Интересно, что проще  всего мать-и-мачеху собирать  в городах на территории новостроек: после того, как землю вскрывают  под котлован, через год на  голой земле уже растет мать-и-мачеха.

 Листья и цветки  растения широко применялись  и применяются до сих пор  в народной медицине в качестве  ингредиентов для полезных отваров,  ополаскивательных жидкостей для  головы и соков. 

 В народной медицине  кроме уже указанных частей  также применяют корни. Да и  в целом, народная медицина  более трепетно относится ко всем частям растения, стараясь найти полезное применение для каждой.

Кисличка

Кисличка или, как ее еще  называют в народе, заячья капуста  — это трава, листья которой кислые на вкус, поэтому ее можно класть в суп вместо щавеля или в салаты. Между прочим, ее тройчатый листок изображен на гербе Ирландии и  является эмблемой страны. Листья кислицы  никогда не бывают в одном положении, на ночь они складываются и опускаются, при этом прижимаются нижней стороной к черешку. Так же они ведут  себя и в непогоду, при ярком  свете. Когда осенью в коробочке  созревают семена, она взрывается и семена разлетаются на расстояние до 2 метров. Известно около 900 видов  кислицы, например, кислица козья, на корнях которой образуется до 40 луковиц, быстро отделяющихся от материнского растения. Известна еще кислица клубненосная, в клубнях которой очень много  крахмала, и она так же вкусна и питательна, как и картофель.

Зверобой

Ярко-желтые цветки зверобоя раскрываются в середине лета. Он растет и во влажных местах по лугам и  болотам, и даже просто в мелкой воде у берегов рек, и в песках, и  на каменистых россыпях, и в зарослях кустарника, и у дорог. Его можно  встретить и высоко в горах, на альпийских лугах.

Яркие, но лишенные нектара  цветки зверобоя опыляются мухами, шмелями, бабочками, пчелами. Множество  его легких и мелких семян разносится ветром и дождем. Если разломить  цветоножку зверобоя, покажется кроваво-красный  сок. По этой причине в старину  зверобою приписывали чудодейственные  свойства, считали его лекарством от многих болезней. У нас в народе к зверобою относятся с уважением. Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы и останавливает воспаления и нагноения.

В Северной Америке, в Австралии, в Новой Зеландии зверобой считается  злостным сорняком. Дело в том, что  содержащийся в растении красный  пигмент вызывает у домашних животных повышенную чувствительность белых  участков кожи к солнечному свету. У  животных появляются раны на голове и  теле, разбухают уши, они теряют вес  и могут даже погибнуть.

Для человека зверобой —  лекарственное растение. В народе цветки зверобоя настаивают на подсолнечном или хлопковом масле и используют для заживления ран. Люди верят, что  настой зверобоя помогает при всяких недомоганиях. Путешественники его  цветки и листья заваривают вместо чая. Получается приятный напиток. Листья зверобоя содержат эфирные масла, витамины Е и С. Препараты, которые готовят  из зверобоя, лечат желудочные и  кишечные заболевания. Зверобой используют против глистов и как мочегонное средство.

Пижма обыкновенная

Пижма обыкновенная не претендует на большое внимание людей и животных. Она выбирает пустыри, обочины дорог, заброшенные участки огородов, окраины  лесных массивов. Зато осенней порой, когда многие цветы уже давно  пожухли, пропали, пижма со своими высоко поднятыми желтыми корзинками видна  далеко, и на нее нельзя не обратить внимание. Она и бессмертная трава, и райцвет, и дикая рябина. А  еще сорочьи лапы, чашечник, ранник, желтый пуговичник, ломотная. Почему у  одного растения столько названий? Потому что оно почитается в народе и широко используется для лечения, профилактики различных заболеваний, в других целях. Скажем, бессмертная  трава. Сорванная пижма долго  радует своим цветом, словно и увядать  не собирается. Еще одно название - ломотная, свидетельствует о способности  пижмы вместе с другими травами  унимать боли в спине и суставах. Название желтый пуговичник говорит само за себя: соцветия растения очень похожи на пуговички.

Официальная медицина давно  признала лечебные свойства пижмы. В  ней много эфирного масла, есть органические кислоты, смолистые вещества, горечь, дубители. Не обделена она и витаминами. В соцветиях содержится вещество танацетин. Оно используется для  приготовления лекарств от болезней печени, желчного пузыря, желудка.

Засушите несколько веточек  соцветий пижмы. Легкий камфорный запах  долго будет напоминать вам о  лете, о красках осени, поможет  пережить зимнюю непогоду и дождаться  весны.

Пижма применяется и в  домашнем хозяйстве. Она может заменить корицу и мускатный орех, если вы делаете домашнее вино и ликеры. Порезы, царапины, обработанные настоем  растения, заживают быстрее. На мясо, присыпанное  пижмой, не сядет муха, да и другие насекомые, нередко досаждающие  летом, сторонятся ее запаха.

А что же цветы? Есть они  у пижмы или нет? Это еще  одна чудесная особенность растения. Его цветы - желтые пуговички, не увядающие  месяцами. Из побуревших, подсохших  соцветий вылетает бесчисленное множество  едва различимых, похожих на пылинки  семян. И ветерок подхватывает и  без устали высевает их в разных местах.

Подорожник

Подорожник – растение одно- и многолетних трав семейства  Подорожниковых. Всего данный вид  насчитывает более 200 разновидностей, которые можно встретить во многих местах нашего земного шара, причем большинство из них считается  сорняком.

Название этого растения берет свое начало от словосочетания «растущий по дорогам» и это действительно  так, ведь подорожник обычно растет у  дорог, на пустырях, возле наших домов  – то есть близко к людям, поэтому  найти его не составит труда. Кстати, у него есть еще несколько названий, правда, они не прижились в народе: поранник, собачий язык, порезник и чирьева трава.

Поскольку мы уже узнали простую историю названия подорожника, возникает следующий вопрос –  а почему же он растет вдоль дорог, где ездят машины и ходят людям, а не, скажем, на полях и лугах? Дело в том, что семена растения обладают большим процентом слизистых веществ, в результате чего они достаточно легко прилипают к подошве башмаков, автомобильным колесам или лапам домашних и диких животных, которые разносят его по округе. К слову, около Антарктиды есть небольшой остров под название Гоф. Сюда подорожник в былые время был завезен моряками, ныне же он распространен по всему острову. Как, спросите вы? Этому поспособствовали пингвины, которые переносят семена на своих лапах.

Поскольку листья растения в буквальном смысле пронизаны толстыми и прочными волокнами, вытаптывание им не грозит. Можно вспомнить также  и мощный цветоносный стебель  подорожника, который нелегко сорвать, так как он широкий и плотный. Все эти свойства помогают ему  легко выживать не только на пустырях или оврагах, но и вблизи дорог. (Приложение).

Таким образом, конечно, можно  показать детям растения на картинке. Но личное знакомство с природой дает неизмеримо больше. Тут богатейшая мозаика: простор поля или луга, свежей ветер, волны, пробегающие по травам, звонкая, журчащая песня жаворонка  в невидимой вышине. Или огромный лес,  шум в вершинах, игра света  и тени, переплетение трав, тропинки, бегущие в разные стороны. И во всем этом такие неожиданные, такие  яркие цветы!

 

 

 

 

 

Заключение

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

«Природа - источник творческого  вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение  к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать  система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и  эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его  творческих способностей, являясь в  то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным  образцом искусства».

Прекрасное в природе  безгранично и неисчерпаемо.  
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. 
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и 
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. 
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в 
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему  живому. Любовь к природе, навыки бережного  отношения к ней, забота о живых  существах рождают не только интерес  к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о  растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года) и  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
  2. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 12-20.
  3. Большая энциклопедия природы для детей. М.: гриф-фонд Межкнига, 1994.
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1993.
  5. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
  6. Голованова Т. Путешествие в лесу // Дошкольное воспитание.-1998, № 5. – с. 29-33.
  7. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

Информация о работе Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста