Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

переработанная курсовая.docx

— 392.36 Кб (Скачать)

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем  занятие в группе, и успешной она  будет только при условии тщательной подготовки.

Подготовка педагога к  наблюдению.

Педагог, планируя наблюдение, точно определяет тему и цель наблюдения, конкретизирует программное содержание, намечает объект наблюдения. Важно  выбрать дорогу до места, которая  не была бы утомительной, не отвлекала  ребят от намеченной цели. Определяя  место наблюдения, надо учитывать  физические возможности ребят (пешеходные наблюдения для маленьких ребят  допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав  на месте будущего наблюдения, педагог уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить ребята о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущего наблюдения дает возможность не только уточнить и  конкретизировать план, но и продумать  приемы ее проведения. Чтобы наблюдение было интересным, педагог заранее  подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

Подготовка ребят к  наблюдению.

За несколько дней до наблюдения педагог проводит с детьми небольшую  беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе наблюдения, сообщает ее цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к наблюдения нужно обратить внимание на одежду ребят. Они должны одеваться с  учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь ребят к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала  к уголке природы и на участке  детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

Подготовка походного  снаряжения.

Перед походом педагог  тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с  собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте. В группе должны быть вазы для цветов, цветочные  горшки, садки для насекомых, террариум  и аквариум, банки, подготовленные для  новых обитателей.

Ниже приводится примерный  перечень оборудования, необходимого на наблюдениях в природу:

Оборудование для сбора растений :

Лопатки или совочки для  выкапывания растений — 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.

Папки для растений — 2.

Корзиночки для шишек, листьев — 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

Ведерки полиэтиленовые (или  корзинки) для переноски растений — 2—3.

Оборудование для сбора животных :

Сачки воздушные для ловли  насекомых в воздухе — 1—2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

Коробки с отверстиями  для переноски животных — 4—5.

Посуда для переноски  водяных животных — 2—3.

Проведение наблюдений. Природоведческое наблюдение.

Природоведческое наблюдение включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные  детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным  материалом, заключительную часть, где  педагог, подводя итог, обращает внимание ребят на общую картину природы. Построение наблюдений и последовательность их проведения варьируются в зависимости  от цели, от сезона.

Приведя ребят к месту  наблюдения, педагог в краткой  беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем ребята приступают к наблюдению намеченных объектов и  явлений природы.

Основная часть наблюдения — коллективное наблюдение. Здесь  решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям  подметить и осознать характерные  признаки предметов и явлений. Это  достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим ребят рассматривать  предмет, сравнивать, находить отличие  и сходство, устанавливать связь  между явлениями природы. Полезно  в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение  к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных  приемов и удельный вес каждого  могут видоизменяться в зависимости  от цели и содержания наблюдения. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить  любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и  сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать  материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда ребята работают самостоятельно, педагог не должен оставаться пассивным  наблюдателем. Иногда надо показать, как  выкапывать растение, срезать ветку  и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять  за ребят. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть  его используют для игр и упражнений.

В играх ребята закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Полезны игры: «Угадай по запаху», «Угадай по рассказу», «Веточка, ветка, где твоя детка?» , «Один, два, три — к березке (тополю) беги!»  и др.

Сельскохозяйственные наблюдения разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они  дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь ребята знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих наблюдений состоит в том, что ребята могут  наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и  для какой цели делают люди, как  и какие машины используют, как  относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Наблюдение на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной  беседы. Ее задача — вызвать интерес  к предстоящим наблюдениям. В  задачу самой наблюдения входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и  наблюдение самого процесса труда взрослых. Педагог обращает внимание на способы  использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу наблюдения ребята сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Ребята участвуют  в беседе со взрослыми, слушают рассказ  о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным наблюдением педагог прежде сам  знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение наблюдения, договаривается о времени посещения, об участии ребят в труде, определяет содержание беседы ребят с рабочими.

Знания, полученные на наблюдения, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с  наблюдения собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными  организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после наблюдения педагог проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным  материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы ребят о  том, где были и что видели. В  заключение проводится обобщающая беседа.

Таким образом, планируя беседу после наблюдения, педагог должен поставить вопросы так, чтобы в памяти ребят восстановить весь ход наблюдения, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и педагогическом отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка  с объектами природы, «живое»  общение с растениями, которые  являются частью развивающей экологической  среды в дошкольном образовательном  учреждении.

Растительный мир - главный  компонент биосферы, собственно, и  возникший - то только тогда, когда появились  растительные организмы, способные  преобразовывать солнечную энергию  и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. Любое зеленое  растение, прежде всего, выполняет свою космическую роль, заключающуюся  в том, что, используя энергию  солнечного луча и такие широко распространенные элементы, как вода и углекислый газ, создает органическое вещество своего тела и выделяет в атмосферу  кислород. Человек дышит воздухом, содержащим кислород, который за миллионы лет накопил в атмосфере растительный мир. Это, можно сказать, ведущая  функция зеленого растения, основа для поддержания природной среды  в жизнепригодном состоянии. Немаловажна  и эстетическая сторона использования  растений.

У матери-Природы загадки  и тайны на каждом шагу, но, пожалуй, больше всего их среди растений. Ведь только цветковых на земле насчитывается  свыше 240 000 видов. Все они прекрасны, и им нет дела до того, что люди делят их на лекарственные, пищевые, ядовитые. Их дело – расти и цвести, наше – изучать и применять для своей пользы.

Педагоги, исследователи, родители отмечают, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения.

Хорошим средством привлечения  внимания дошкольников к растениям  являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко  и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений.

В детском саду в работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются народные названия, сказки, легенды о растениях. В народных названиях растений отражены особенности их внешнего вида, отношение к ним человека, использование их, приспособленность к среде обитания.

В процессе экологического воспитания организуются прогулки и  занятия, экологические праздники, развлечения, на которых дети рассматривают растения, описывают их, придумывают названия, объясняют, почему они решили именно так назвать то или иное растение.

Летом мы ходим с детьми на прогулку в парк, к пруду,  на луг, так как живем в сельской местности.  Поэтому самое время  поговорить о растениях, которые  особенно часто встречаются на прогулке.

Пастушья сумка

Слышали вы о таком растении – пастушья сумка? Не правда ли странное название? Оно совсем не случайно. Плоды  растения, сплюснутые стручочки, напоминают по форме холщевую сумку, с которой  в давние времена пастухи пасли  скот.

Растение это неяркое  и неброское, но по-своему примечательное. Пастушью сумку во множестве легко  найти у жилья, вдоль дорог, на посевах. Ранней весной, только растает  снег, растение тут как тут.  Небольшие, прижатые к земле зеленые звездочки-розетки. Так они пролежали под снегом всю зиму. Не пройдет и месяца, как маленькая розетка вырастет в пышное, до 30-40 см высотой, растение. Очень быстро растет и цветонос. Мелкие белые невзрачные цветки собраны  на верхушке простого или ветвистого стебля. Листья у растения трех видов: прикорневые собраны в розетку, стеблевые, более мелкие, продолговатые, на коротких черешках, а верхушечные, совсем без черешков, обнимают стебель.

Это однолетнее растение цветет с ранней весны и до самой осени. И весь этот период дает семена. Семена созревают быстро. Стоит им упасть на землю, как тут же прорастают. Вот и выходит, что пастушьи сумки  бывают весеннего посева – яровые, осеннего – озимые, промежуточного – летнего.

Пастушья сумка известна давно не только как сорняк. Это  очень старое лекарственное растение. Ее  использовали врачи Древней  Греции  и Древнего Рима. В средние века пастушью сумку широко применяли как кровоостанавливающее средство. Потом про нее забыли. 

Вспомнили про пастушью сумку  только перед первой мировой войной.

Заготавливают растение во время цветения и в начале плодоношения. Срезают всю надземную часть. Сушат на открытом воздухе, на чердаках, под навесами с хорошей вентиляцией.

В траве найдены органические кислоты, витамины С и К, дубильные  и другие полезные вещества.

Информация о работе Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста