Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

переработанная курсовая.docx

— 392.36 Кб (Скачать)

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной  деятельности в общественных  местах, детском саду, семье, природным  окружении;

- о способах осуществления  созидательной и творческой деятельности;

- о необходимости проявления  личной инициативы и участия  созидательной деятельности и т.д. [5]

Таким образом, экологические  представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения  детей к окружающему миру, самим  себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

Эффективность экологического образования дошкольников целиком  зависит от создания и правильного  использования развивающей среды, а также систематической работы с детьми.

Экологическое образование  детей младшего дошкольного возраста:

Успех в экологическом  образование 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателем их психофизиологических особенностей. Задача экологического образования  младшего дошкольного возраста –  заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание  необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании  младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.

Важную роль познание малышами объектов природы играют практические манипулирующие действия, когда воспитатель  изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов, природы. Воспитатель  осторожно вводит игру как метод  экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущим видом  деятельности, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС  простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через  которые будет выражено экологическое  содержание.

Экологическое образование  детей среднего дошкольного возраста:

Дошкольники пятого года жизни  отличаются от малышей физическими  и психическими возможностями: они  увереннее во всех проявлениях, владеют  первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят  речь взрослого, способны к первым волевым  усилиям. Важной особенностью этого  периода является становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес  детей к ней. Именно поэтому воспитатель  может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее  усвоение дошкольниками нового материала  и быстрое становление их самостоятельной  игровой деятельности.

Начиная со средней группы, эколого-педагогическая работа с детьми, организуется на литературной основе. Здесь предпочтение отдается произведениям  Е.Чарушина. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о  природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, поэтому  воспитатель особенно тщательно  готовится к занятиям, в которые  включает игры- путешествия, диалоги  с литературными персонажами, обыгрывание  игрушек - аналогов. Педагог заранее  продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений.

Экологическое образование  детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни  овладевают главными движениями, их отношение  с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это  позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой прошлого года, и отличие  от нее. Организуются наблюдения, все  циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного  воспитания: дети сенсорно – чувственным  путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление  единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической  работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю  старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов  деятельности.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки – аналоги  при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые  игровые персонажи.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с дошкольниками, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе

Ознакомление ребят с  природой осуществляется в разнообразных  формах: на занятиях, наблюдениях, в  повседневной жизни (в труде, играх  на участке и в уголке природы).

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать  знания последовательно, с учетом возможностей ребят и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех ребят группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются  их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у  ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение ребят на занятиях осуществляется разными методами. Выбор  методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних  занятиях формируются первичные  знания. С этой целью педагог использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются  и углубляются знания. Кроме перечисленных  методов, на этих занятиях используется и труд ребят в природе. Основная задача занятий третьего вида —  обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические  игры, обобщающие наблюдения. В труде  и играх ребята применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей  и средней — 2 занятия в месяц, в старших — пo 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы, организуются наблюдения. Дополнительно  к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Подготовка к занятию.

Эффективность занятия зависит  от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные  задачи занятия.

В определении содержания программных задач педагог исходит  из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития ребят своей группы, учитывает  и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного  занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение в применении знаний и т. д.). При этом педагог  должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться  в занятиях, в других формах работы, при использовании различных  методов, так как оно усваивается  детьми постепенно.

В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и педагогические. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т. п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову педагога, в слове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса ребят к природе. Педагогические задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

На занятиях, где используется труд ребят, в программных задачах  отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с  использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки и т. п.).

При подготовке к занятию  и его проведении важно правильно  определить метод построения занятия. Выбор метода зависит от характера  образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста ребят. Так, формирование знаний о диких  животных лучше всего осуществить  через показ диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или  растениями уголка природы требует  проведения непосредственного наблюдения за ними. На занятиях ребят младшего возраста используются наблюдения, игровой  метод. Словесные методы чаще всего  используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод  должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность ребят.

Разнообразие предметов  природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от педагога тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин ребят сажают полукругом. Это позволяет  всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный  материал, и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное  воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае наиболее рациональное размещение ребят  — за столами, поставленными буквой П. или лентообразно. При этом ребята имеют возможность лучше видеть показ воспитателем приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового задания, а педагог  имеет большую возможность для  обучения и контроля.

Готовясь к проведению занятия, педагог продумывает, какие  отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого педагог продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, педагог заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение ребят в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность ребят (поисковые вопросы, сравнение, обследовательские действия и т. п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению задания всех ребят. В конце занятия педагог, как правило, пользуется педагогической оценкой навыков и умений, отношения ребят к занятию, их интереса, дифференцируя ее в зависимости от возраста ребят.

Наблюдение — один из видов занятий по ознакомлению ребят  с природой. Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как  природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий  и в том, что здесь ребята имеют  возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят  первичные мировоззренческие представления  о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в  поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность  под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих  наблюдений и работы в группе, в  уголке природы. На наблюдения у ребят  развиваются наблюдательность, интерес  к изучению природы.

Они приучаются всматриваться  в предмет и подмечать его  характерные особенности. Красота  природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг  и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты  — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму  занятия используют в средней, старшей  и подготовительной группах. Для  каждой наблюдения определяют программное  содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Информация о работе Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста