Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа
Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 3а курса
Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения
как основа экологического образования
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Проблема взаимосвязи
человека с природой не нова, она
имела место всегда. Но сейчас, в
настоящее время, экологическая
проблема взаимодействия человека и
природы, а также взаимодействия
человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету
может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого
понимания законов природы, учет
многочисленных взаимодействий в природных
сообществах, осознание того, что
человек - это всего лишь часть
природы. Это означает, что экологическая
проблема встает сегодня не только
как проблема сохранения окружающей
среды от загрязнения и других
отрицательных влияний
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе
вопросы традиционного
Объект: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Чувственное восприятие окружающего
мира лежит в основе развития у
детей представлений не только об
объектах и явлениях, но и о взаимосвязях
и взаимозависимостях, существующих
между ними и факторами окружающей
среды, то есть экологических представлений.
Представления об особенностях и
условиях жизнедеятельности живых
организмов (растений, животных, человека),
о взаимосвязи организмов с окружающей
средой, о взаимовлиянии организмов
друг на друга, о взаимодействии человека
и природы, составляют основу науки
экологии. В дошкольном возрасте дети
в процессе целенаправленной организации
жизнедеятельности могут
Целью экологического воспитания
дошкольников является воспитание основ
экологической культуры личности. Цель
экологического воспитания дошкольников
– формирование начал экологической
культуры – формирование практического
и духовного опыта
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. [14]
Задачи экологического воспитания
– это задачи создания и реализации
воспитательно-образовательной
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детей
субъектного опыта
2. Воспитание эмоционально-
3. Осознание собственного
«Я» как части природы,
4. Развитие опыта практической
и творческой деятельности по
реализации и закреплению
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в
связи с возрастными
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. [5]
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели
и принципов дошкольного
1. Отбор содержания
2. Подготовка педагогов
и родителей к реализации цели
экологического воспитания
3. Использование окружающей
дошкольное учреждение
4. Организация развивающих
сред для обеспечения
5. Организация
6. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования. [13]
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент – включает знания и умения:
- о многообразии живых
организмов, взаимосвязях растительных
и животных организмов в
- о взаимосвязях и
- о человека как живом
существе, как части природы, среде
его жизни, обеспечивающей
- об использовании природных
ресурсов в хозяйственной
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
- о самоценности жизни
во всех ее проявлениях,
- об универсальной ценности
природы для жизни и
- об основных нравственных
ценностях человеческого
- о созидательной, культурной
ценности человеческой
Нормативный компонент включает знания и умения: