Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа
Предмет: формирование интереса к природе  у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 3а курса
Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения 
как основа экологического образования 
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Проблема взаимосвязи 
человека с природой не нова, она 
имела место всегда. Но сейчас, в 
настоящее время, экологическая 
проблема взаимодействия человека и 
природы, а также взаимодействия 
человеческого общества на окружающую 
среду стала очень острой и 
приняла огромные масштабы. Планету 
может спасти лишь деятельность людей, 
совершаемая на основе глубокого 
понимания законов природы, учет 
многочисленных взаимодействий в природных 
сообществах, осознание того, что 
человек - это всего лишь часть 
природы. Это означает, что экологическая 
проблема встает сегодня не только 
как проблема сохранения окружающей 
среды от загрязнения и других 
отрицательных влияний 
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе 
вопросы традиционного 
Объект: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Чувственное восприятие окружающего 
мира лежит в основе развития у 
детей представлений не только об 
объектах и явлениях, но и о взаимосвязях 
и взаимозависимостях, существующих 
между ними и факторами окружающей 
среды, то есть экологических представлений. 
Представления об особенностях и 
условиях жизнедеятельности живых 
организмов (растений, животных, человека), 
о взаимосвязи организмов с окружающей 
средой, о взаимовлиянии организмов 
друг на друга, о взаимодействии человека 
и природы, составляют основу науки 
экологии. В дошкольном возрасте дети 
в процессе целенаправленной организации 
жизнедеятельности могут 
Целью экологического воспитания 
дошкольников является воспитание основ 
экологической культуры личности. Цель 
экологического воспитания дошкольников 
– формирование начал экологической 
культуры – формирование практического 
и духовного опыта 
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал 
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. [14]
Задачи экологического воспитания 
– это задачи создания и реализации 
воспитательно-образовательной 
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детей 
субъектного опыта 
2. Воспитание эмоционально-
3. Осознание собственного 
«Я» как части природы, 
4. Развитие опыта практической 
и творческой деятельности по 
реализации и закреплению 
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в 
связи с возрастными 
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. [5]
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели 
и принципов дошкольного 
1. Отбор содержания 
2. Подготовка педагогов 
и родителей к реализации цели 
экологического воспитания 
3. Использование окружающей 
дошкольное учреждение 
4. Организация развивающих 
сред для обеспечения 
5. Организация 
6. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования. [13]
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент – включает знания и умения:
- о многообразии живых 
организмов, взаимосвязях растительных 
и животных организмов в 
- о взаимосвязях и 
- о человека как живом 
существе, как части природы, среде 
его жизни, обеспечивающей 
- об использовании природных 
ресурсов в хозяйственной 
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
- о самоценности жизни 
во всех ее проявлениях, 
- об универсальной ценности 
природы для жизни и 
- об основных нравственных 
ценностях человеческого 
- о созидательной, культурной 
ценности человеческой 
Нормативный компонент включает знания и умения: