Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: формирование интереса к природе у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.
Задачи:
Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5
Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14
Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………32
Литература …………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

переработанная курсовая.docx

— 392.36 Кб (Скачать)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки  3а курса

Народные растения как  средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста…………….5

Глава II. Особенности формирования интереса дошкольников к природе….14

Глава III. Народные растения как основа экологического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………...24

Заключение ………………………………………………………………………32

Литература ………………………………………………………………………34

Приложение ……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема взаимосвязи  человека с природой не нова, она  имела место всегда. Но сейчас, в  настоящее время, экологическая  проблема взаимодействия человека и  природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. Планету  может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого  понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных  сообществах, осознание того, что  человек - это всего лишь часть  природы. Это означает, что экологическая  проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной  деятельности человека на Земле. Она  вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической  культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства  и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся  экологической катастрофы громадное  значение приобретает экологическое  воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже  сегодня призвано проявить настойчивость  в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая  задача дошкольного учреждения в  настоящее время. Сейчас очень много  экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это  происходит оттого, что детский сад  всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая  ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе  вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли  в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем  не научатся бережно, относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Объект: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет: формирование интереса к природе  у дошкольников в ходе ознакомления с народными растениями.

Цель: теоретически обосновать особенности формирования интереса дошкольников средствами народных растений.

Задачи:

  1. Изучить сущность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности формирования интереса дошкольников к природе.
  3. Раскрыть особенности включения народных растений в процесс экологического воспитания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста

Чувственное восприятие окружающего  мира лежит в основе развития у  детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и  условиях жизнедеятельности живых  организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки  экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации  жизнедеятельности могут освоить  начальные основы представлений  и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ  экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической  культуры – формирование практического  и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который  обеспечит его выживание и  развитие. Эта цель согласуется с  Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические  ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все  эти компоненты составляют среду  обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что  является средством вдохновения  и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных  произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической  культуры – это становление осознанно-правильного  отношения непосредственно к  самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим  на основе ее богатств материальные или  духовные ценности. Это также отношение  к себе, как части природы, понимание  ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с  природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. [14]

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал  экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в  школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие у детей  субъектного опыта эмоционально-чувственного  обобщения с природой и социокультурным  окружением, представлений и элементарных  понятий об окружающем мире, взаимосвязях  и взаимоотношениях в нем, как  основы развития экологического  сознания и экологической культуры  личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного  отношения к природному и социокультурному  окружению.

3. Осознание собственного  «Я» как части природы, развития  «Я-концепция» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической  и творческой деятельности по  реализации и закреплению знаний  и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач  необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды  обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между  организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой  уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным  вариантов развития. Принцип гуманизации  дает возможность строить «вектор  развития» от ребенка к определению  индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и  развитию на основе накопления субъективного  опыта.

Принцип интеграции заключается  в синтезе содержания дошкольного  компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а  также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в  связи с возрастными особенностями  детей и необходимостью использования  ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной  основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные  особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений родного края и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных родного края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

При планировании работы с  детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается  в соответствии с региональными  особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. [5]

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у  дошкольников первоначальные представления  экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность  строения и функционирования различных  органов, контактирующих с внешней  средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают  различный характер их потребностей во внешних компонентах среды  на различных стадиях роста и  развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только  природного, но и социокультурного  мира.

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей,  включающую социальный, специальный,  психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического образования. [13]

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент  – включает знания и умения:

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

- о человека как живом  существе, как части природы, среде  его жизни, обеспечивающей здоровье  и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и  восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент  включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни  во всех ее проявлениях, природы  и человека как части природы;

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности человека (познавательной, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

- о созидательной, культурной  ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

Информация о работе Народные растения как средство формирования интереса к природе детей дошкольного возраста