Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:16, реферат
Человек - часть природы, высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек как уникальный биологический вид возник около 40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирование человека. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания.
1. Введение.
2. Общество и окружающая природная среда
3. Нормы экологического бытия
4. Экологические «Законы» Б. Коммонера
5. Заключение
6. Приложения
7. Список используемой литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Экономика и управление на предприятии
(в сфере сервиса)»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экология»
на тему: «Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях
«человек-общество-природа»
Подготовил студент
Борзенков В.А.
Проверил преподаватель:
_____________________
Санкт-Петербург
2011г.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Общество и окружающая природная среда
3. Нормы экологического бытия
4. Экологические «Законы» Б. Коммонера
5. Заключение
6. Приложения
7. Список используемой литературы
Введение
Человек - часть природы, высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек как уникальный биологический вид возник около 40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирование человека. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека - дело нескольких наук. Идея комплексного изучения человека уже давно завладела общественным сознанием. Усилия философов, биологов, психологов и историков привели к получению некоторых обобщенных целостных знаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводы нескольких конкретных дисциплин зачастую не совместимы. Каждая из отраслей знания утверждает свои заключения о человеке. Социология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческой природы. Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум.
Мы говорим: «человек и природа», «отношение человека и природы», - т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимая часть природы. Но если «часть», то какая? Человек во многом похож на животных, но все же отличается от них. Человек производит питание, а забота зверя найти пропитание. Но в свою очередь зверь лишнего не возьмет, экологического равновесия не нарушает. Сама природа за этим следит, если какой то вид начинает сокращаться, природа вмешивается: уменьшается, например, количество хищников, истребляющий этот вид.
Человек отличается от зверя тем, что он обладает духовностью, высокой разумностью в выборе материальных потребностей, при этом он на первый план ставит удовлетворение духовных, а затем материальных благ.
Многое роднит человека с животным. И это ни чуть не должно оскорблять наши чувства, потому что есть и принципиальные различия. Одно из них - моральные законы: совесть, долг, сострадание к слабому. Болезнь совести свойственна только людям. Человек - единственное существо, которое обладает речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существующие, за растительный мир, даже за мир так называемой «мертвой природы», в отношение которой мы до конца не можем быть уверенными, что она «мертвая».
Размышление о человеке всегда было ключевое для науки. С тех пор как человек стал рассуждать об устройстве окружающего мира, он начал и постигать самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном историческом развитии? Меняется ли человек как биологическое вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования?
Современная наука, как может показаться, приблизилась к распознаванию важнейших секретов природы, и вместе с тем открывается бездна не постижимого.
Человек - носитель самосознания Вселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет в сознание человечества, хотя не достаточно осознается. Например, строятся отравляющие природу заводы. Поселок работающих относится на достаточное от завода расстояние. Но ведь между поселком живут звери, рыбы, насекомые. По какому праву мы приговариваем их к смерти или вырождению? Не означает ли это, что в решение экологических проблем человек пока только заботиться о себе?
Наш «дом», в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, но из комплекса культурного. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений. Поэтому экология состоит из двух частей: охрана природы и охрана культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшею ситуацию.
Говоря о законах природы и особенностях цивилизации наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенно отмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба, которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века.
Основная часть
Общество и окружающая природная среда - это совокупность природных условий, среды обитания производственной деятельности человека.
В естественнонаучном плане под природой следует понимать совокупность четырех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Причем последняя органически входит в состав первых трех оболочек.
В узком значение термин «природа» используется как своеобразный эквивалент понятие «биосфера». Однако следует отметить, что природная среда включает в себя не всю природу в естественнонаучном значении. В нее входит часть литосферы, в которой содержаться основные запасы минерального сырья, реализуемого в производственной деятельности человека. Особую ценность представляет верхний горизонт литосферы - почва как источник продовольственных ресурсов планеты. В окружающую среду включают нижний слой литосферы, который используется промышленностью, авиаций и д.р. От степени загрязненности нижнего слоя атмосферы зависит функционирование биосферы и здоровья человека.
В окружающую среду входит также поверхностный слой Мирового океана, включая шельфовую зону, богатую биологическими и минерально-сырьевыми ресурсами, а также наиболее мобильную часть гидросферы - пресные воды суши, широко используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
Научно - техническая революция (НТР), вызвавшая интенсификацию производственных процессов, привела к резкому увеличению масштабов использования разнообразных природных ресурсов, в особенности минерально-сырьевых, почвенных, биологических и водных. Одновременно возникла опасность нарушения нормативного функционирования биосферы. На этом фоне возрастает интерес к природно - ресурсным исследованиям, так как природа и природные ресурсы составляют естественный баланс общественного производства.
Анализ показывает, что в современную эпоху на интенсивность использования природных ресурсов и тесно связанное с ней состояние окружающей среды объективно влияют две группы факторов: НТР и ее проявления в производственной деятельности человеческого общества; демографические факторы (рост численности населения, урбанизация). Под урбанизацией следует понимать рост численности городского населения и широкое распространение городского образа жизни.
Обе группы факторов взаимообусловлены, так как достижения НТР, с одной стороны, реализуются в ходе производственной деятельности людьми, которые выступают одновременно и как творцы научно- технического прогресса (НТР), а с другой стороны, объективно влияют на увеличение численности населения благодаря росту производства продуктов питания и снижение смертности.
Трансформируясь сквозь сложную призму социально - экономических отношений, эти факторы определяют уровень развития производственных сил, от которого в свою очередь, зависят степень воздействия человеческого общества на природные ресурсы, интенсивность их количественного и качественного истощения и загрязнение сферы обитания человека промышленными, сельскохозяйственными и коммунально-бытовыми отходами. Важнейшим элементом этого много факторного процесса являются производственные силы: не только орудия и средства производства и новые технологии, созданные в эпоху НТР, но и люди, управляющие ими. Производительные силы - это активный фактор, стимулирующий развития общественного производства.
Принципиальная схема взаимодействия основных факторов в системе «общество - окружающая среда» состоит из двух подсистем (приложение 1).
В первой социально - экономической подсистеме анализируется влияние НТР на развитие и территориальное размещение производственных сил с учетом демографических факторов, включая урбанизацию.
Во второй - природно-ресурсной подсистеме исследуется влияния развития производственных сил на количественное и тесно связанное с ним качественное истощение природных ресурсов тех или иных видов. Количественное истощение природных ресурсов связано с уменьшением их балансовых запасов в связи с высокими темпами их расходования Качественное истощение связанно с поступлением в окружающую среду (водные источники, атмосфера, почвенный и растительные покровы) веществ - загрязнителей биосферы (для минеральных ресурсов качественное истощение связывается со снижением их промышленных кондиций).
Важнейший компонент природной среды - человеческое общество. Природа - среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому труд человека следует рассматривать как процесс, происходящий между человеком и природой, как процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, развивая производство, переделывает природу ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень изменения получаемого природного материала и использования сил природы. Когда мы говорим духовно - нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается нравственность человека прежде всего через морально этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атрибуты власти и управления. В экологическом воспитание на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовно - нравственной. Гуманизм - мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Духовность есть нравственность, эстетический уровень бытия.
Экологическая этика состоит в утверждение того, что природа - наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состояния - обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности.
Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Благоговение перед жизнью - основа нравственного поведение человека. Этичные отношения между людьми - необходимая предпосылка гуманного отношения человека к природе. Преобразующая деятельность каждого человека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь чтобы относились к тебе, разрушая природу, причиняешь ущерб себе и нашим потомкам. И поэтому мы все несем нравственную ответственность перед ними за сохранение многообразия и богатство природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере.
Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, осуждается как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты над животными или как - то иначе причиняют вред животным, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.
Свобода природа пользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально - экономических трудностей, а в конечном счете - к гибели человечества и живой природы.
Человек всегда хочет быть чем - то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делать настоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны прежде всего силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждение в ней вечного и не преходящего.
К сожалению, в наше время огромный сонм митинговых ораторов и газетчиков так упорно и неистово проведут каждый свою правоту и добро, что души и проповедников, и доверчивых слушателей опустошаются до конца, и никто уже не знает, для чего живет, где справедливость и истина, почему злоба и вседозволенность, безнравственность и маразм, верша свой пир во всех человеческих делах, в том числе и экологических. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитие и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.
Информация о работе Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек-общество-природа»