Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек-общество-природа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Человек - часть природы, высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек как уникальный биологический вид возник около 40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирование человека. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания.

Оглавление

1. Введение.
2. Общество и окружающая природная среда
3. Нормы экологического бытия
4. Экологические «Законы» Б. Коммонера
5. Заключение
6. Приложения
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Человеческое поведение - сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир - единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

Изучение психического облика личности, - писал Л.С.Рубинштейн, - включает три основных вопроса, на которых мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает вопрос второй: а что он может? Этот вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.

Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует. Это уже не нравственность, а обман, жонглирование абстрактными философскими понятиями. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранения всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, - процесс хоть и многотрудный, но нравственный. И напротив, специалистов, тем более руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.

Реальным гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависит от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.

Экологическая культура имеет свои историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающего от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени, вводит прошлое в настоящее. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.

Особая роль в духовной жизни России всегда принадлежала крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многообразный опыт общения с природой и совместной жизнедеятельностью людей. Культура является собой не только отражением диалога с природой, но и с его историей. «Селянин шел к земле тогда, когда она его звала. Зов земли был постоянным, то более громким, нетерпеливым, то чуть слышным, спокойным, в зависимости от времени года и очередных полевых работ. Крестьянин умел его слушать, и это слушание наполняло его жизнь заботами и радостями, будило в нем творческое начало, поддерживало интерес к жизни».

Трудовая жизнь с землей всегда требовала творческого напряжения, будило интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознание людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, предания, ритуалах. Массовое творчество происходило в устно - фольклорных формах. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результате вытеснение из жизни общества традиционных норм, обычаев грозит перерасти в глобальную проблему «экологической культуры». Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Нормы экологического бытия. Основные права и обязанности человека определение в Общественном экологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытия записано:

1. Каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природные экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.

2. Необратимое разрушение природной среды - аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека.

3. Будущее поколение людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный Природе.

4. Каждый человек несет моральную ответственность за сохранения природной среды, сохранения Жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.

5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмущение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой - либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.

7. Защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания - обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.

Экологические преступления против здоровья населения общественной нравственности уголовного наказуемы. В них конкретно указывают преступления, за которые лица привлекаются к уголовной ответственности. Это изготовление наркотических средств с целью сбыта, организация или содержание притонов для потребления наркотических средств, нарушение санитарно - эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих за требованием безопасности. Причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Вовлечение и занятие проституцией. Организация или содержание притонов для занятий проституцией. Распространение порнографических материалов и предметов. Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры. Надругательство над умершими и местами их захоронения. Жестокое обращение с животными.

Привлекаются к уголовной ответственности также за нарушение правил хранения, утилизация экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря, порчу земли, незаконную добычу животных и растений, незаконную охоту, порубку деревьев и кустарников.

В задачу экологического воспитания входит также воспитание экологической ответственности. Нравственное, значит ответственное отношение к природе, как правило, пронизывает все сферы деятельности и поведения людей: производственную, бытовую и природоохранительную. В данном случае для нас важна природоохранительная сфера, которая выражает появление нравственной ответственности за сохранения природы и природных ресурсов для настоящего и последующих поколений. Человечество несет ответственность за жизнь на Земле. Существует две планетарные опасности. Первая связана с равновесием между солнечным излучением и тепловым балансом Земли. В последние годы возникли опасения в связи с тем, что продолжение сжигание угля, нефти и других ископаемых видов топлива может повлечь за собой высокое чрезмерное содержание диоксида углерода в атмосфере, а затем и повышение температуры на земной поверхности. Вторая опасность - это вероятность атомной катастрофы (атомная война, атомные взрывы, атомное облучение и т.д.).

Военные специалисты и ученые - атомщики утверждают, что облучение в мирное время и облучение боевое - две совершенно не совместимые вещи. При атомной войне (если, не дай Бог, она когда - нибудь вспыхнет) количество смертей, широта и глубина облучения будут несравненно большими, чем в условиях невоенного времени. Сильно пострадает и сама природа. Настоящий патриот не может не болеть душой за гибель природных богатств и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим.

Эколого-нравственные отношения не могут быть сведены лишь к теоретическим установкам. Они имеют практический, жизненно важный аспект и должны стать моральными принципами и нормами, которые разрабатываются на научной основе и закрепляются практически в природоохранной, ресурсосберегающей, природовосстановительной деятельности людей. Влияние людей на среду своего обитания привело к вычленению экологической ответственности. Различные грани ответственности тесно связаны между собой. Экологическая ответственность сопряжена с осознанием необходимости экономии ресурсов, с пониманием важности малоотходных и безотходных технологий, с установкой на соблюдение природоохранного законодательства.

Анализ истории взаимодействия общества и природы свидетельствует о возрастающей роли экологической ответственности. Эта тенденция немногими пока осознана, а потому слабо реализуемая. Сложившаяся в мире экологическая ситуация диктует необходимость резкого повышения ответственности всех членов мирового сообщества за судьбы природы и человечества. Именно в такой плоскости поставлен вопрос в резолюции XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государства за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений».

Планета в экологической опасности. Эта опасность порождена во многом экологической безответственностью прошлых лет, исходившей прежде всего от правительственных кругов, министерств и ведомств, которые приносили в жертву своим эгоистическим интересам требования разумного (рационального) природопользования.

Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях - от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, - иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все - от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологические «Законы» Б. Коммонера. В начале 70 -х гг. американский эколог Б.Коммонер сформулировал четыре положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическими поговорками»- ведь любая поговорка отражает опыт предшествовавших поколений. Суть этих положений состоит в следующим (приложение 2).

1. Все связано со всем. Это положение об экосистеме и биосферы.

2. За все надо платить. Это всеобщий «закон» рационального природопользования. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшения здоровья человека.

3. Все надо куда то девать. Это положение о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой не избежны, и потому, нужно думать и об их уменьшении их количества и о последующем захоронении этих отходов.

4. Природа знает лучше. Это самое важное положение природопользования, которое означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней, используя биологические механизмы для очистки стоков и повышения урожая культурных растений. При этом не стоит забывать о том, что сам человек является биологическим видом, частью природы, а не ее властелином. В таблице 1 (Приложение2) показано, как нужно учитывать «законы» Б.Коммонера при использовании человеком различных экосистем.


Заключение

Человеческое поведение - сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир - единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях - от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, - иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все - от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Информация о работе Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек-общество-природа»