Критерии и показатели устойчивого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

Оглавление

Введение 3
1. Критерии устойчивого развития 5
2. Показатели устойчивого развития 9
3. Практическое применение показателей устойчивого развития. 15
Заключение 19

Файлы: 1 файл

Критерии и показатели устойчивого развития.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Показатель  «зеленого ВВП», а точнее экопродукта, базируется на системе национальных счетов. Полностью копируя их схему, из общего экономического истока инвестиций и услуг вычленяются секторы, вовлеченные в потребление окружающей среды и природных ресурсов. Дополнительно вводятся расчеты, отсутствующие в традиционном ВВП, — косвенные оценки деградации (или улучшения) ресурсов окружающей среды — воды, воздуха, лесов, природных экосистем.

      Использование показателя «зеленого» ВВП может  расцениваться как показатель продвижения страны в направлении к устойчивому развитию, что особенно справедливо, например, в отношении Японии. Имея в начале 60-х гг. накопленный экологический ущерб в размере 6% ВВП, ей удалось в 1994 г. сократить эту величину до 1,2% ВВП, т.е. обеспечить сближение ВВП и «зеленого» ВВП. Под региональным экопродуктом понимается величина регионального внутреннего продукта за вычетом (с учетом) потребления (восстановления) природных ресурсов и ресурсов окружающей среды. По аналогии с макроэкономическим показателем, но с учетом региональной специфики, может быть разработан региональный «зеленый» продукт, который имеет форму эколого-экономического баланса региона. Его использование закономерно в условиях реформирования сложившейся системы связей между природопользователями и местной администрацией и требует создания принципиально новых структур принятия решений, а также информационного обеспечения при делегировании местной администрации прав собственности на природные ресурсы. Левая часть такого баланса — «Экологические активы» характеризует используемые обществом природные блага независимо, имеют ли они денежную оценку или нет, а правая часть — «Экологические пассивы» — характеризует обязательства, которые возлагаются на пользователя природных благ.

      В настоящее время в России создаются предпосылки для стоимостной формы экологического учета в виде эколого-экономических балансов территории и отдельных регионов. На наш взгляд, главнейшим показателем устойчивого развития на национальном уровне является производство валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения с учетом экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и других видов антропогенных воздействий. По динамике данного показателя можно судить о степени устойчивого развития и его темпах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

      Подходы к сбалансированию экономических, социальных и природных факторов при переходе к устойчивому развитию лежат на пути к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и социальном равенстве, а для этого необходима и экологическая устойчивость, что означает сохранение природного капитала. Экологическая устойчивость включает в себя сохранение биоразнообразия, здоровья человека, а также качества воздуха, воды и почвы на уровне, достаточном для поддержания жизни и благосостояния человека, а также жизни животных и растений на все времена.

    Основополагающим  положением концепции устойчивого  развития является ответственность ныне живущих людей за жизнь будущих поколений, поиск новых не только экономически, но и экологически эффективных способов хозяйствования. Недостаток природных ресурсов в условиях растущего населения Земли, прогнозы их скорого исчерпания, тревога за судьбу человечества на планете стали основной причиной для осознания многими людьми на планете необходимости перехода к устойчивому развитию, поиска путей в этом направлении.

      Конференция в Йоханнесбурге наглядно продемонстрировала, что одобренная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро "Повестка на 21 век" нежизнеспособна и её реализация не может обеспечить устойчивого развития. Причина кроется в том, что в её основу положены принципы свободной торговли. Но свободная торговля в понимании Всемирной торговой организации и устойчивое развитие - несовместимы.

      Для критериальной оценки любого комплексного процесса очень соблазнительным является изобретение ограниченного числа комплексных критериев. Но практика показывает, что складывание тонн с километрами, как правило, оказывается научно некорректным. В качестве естественного комплексного критерия лучше всего подходит естественный прирост населения, на который влияют почти все другие показатели, и который, как вектор показывает в каком направлении движется государство или этнос.

      По  показателю естественного прироста населения Россия обречена на вымирание  при сохранении имеющихся тенденций  развития. С другой стороны Россия имеет значительный потенциал для обеспечения собственного устойчивого развития. Задача общества и государства состоит в том, чтобы радикально изменить сложившуюся ситуацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998, 500 с.
  2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000, 416 с.
  3. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие – будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. – М., 1996.
  4. Повестка на 21 век. Конференция ООН по охране окружающей Среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Извлечения. – М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997, 31 с.
  5. Программа действий по охране окружающей Среды для центральной и восточной Европы (одобрено на конференции министров по защите окружающей Среды, Люцерн, Швейцария, 28...30 апреля 1993 г.), Printed in Hungary by Kingfish Media Bt., OESD and World Bank, 1995.
  6. План действий «Устойчивые Нидерланды». М.: Экопресс-«ЗМ», 1995, 69 с.
  7. Приоритеты национальной экологической политики России. Отв. ред. В.М. Захаров, Центр экологической политики России, М.: Наука, 1999, 100 с.
  8. Самсонов А.Л. Разумно ли человечество. «Экология и жизнь», 2000, №2, с. 10...13.
  9. Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологические проблемы России. Предложения для обсуждения на 2-ом Всероссийском съезде по охране природы. Центр экологической политики России. Москва, 1999.
  10. Водный Кодекс РФ, №167-ФЗ от 16.11.95 г.
  11. Шмидхейни С., Зараквин Ф.Д.Л. Финансирование перемен. Финансовое сообщество, экоэффективность и устойчивое развитие. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998, 201 с.

Информация о работе Критерии и показатели устойчивого развития