Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:42, реферат
В качестве эталонов, с которыми сравниваются достигнутые результаты воспитания, используются критерии (от греческого kriterion – признак на основании которого производится оценка, мерило оценки; от латинского – сравнение). Мера воспитанности – степень соответствия критериям, о ней можно судить по показателям. Показатель– то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличие определенного качества.
Критерии и показатели
В качестве эталонов, с которыми
сравниваются достигнутые результаты
воспитания, используются критерии (от
греческого kriterion – признак
на основании которого производится оценка,
мерило оценки; от латинского – сравнение).
Мера воспитанности – степень соответствия
критериям, о ней можно судить по показателям. Показатель–
то, что доступно восприятию, то, что «показывает»
наличие определенного качества.
В современной теории педагогики
существуют различные подходы к выделению
критериев воспитанности по разным основаниям.
Так, И.П. Подласый отмечает, что общие критерии существуют
для диагностики конечных результатов
– достигнутого уровня воспитанности
личности или коллектива, а частные критерии –
для анализа промежуточных результатов,
связанных с выработкой отдельных свойств,
черт и качеств. Первые отражают требования,
зафиксированные в формулировке цели,
а вторые – конкретные задачи воспитательного
процесса.
По направленности, способу
и месту применения критерии воспитанности
условно делятся на две группы:
- внешние, связанные
с проявлением результатов воспитания
во внешней форме (суждения, оценки, действия
и поступки личности);
- внутренние,
связанные с явлениями, скрытыми от глаз
воспитателя (мотивы, цели, убеждения,
ценностные ориентации).
При диагностике результатов
воспитательной работы методом наблюдения
можно применить так называемый “сферический”,
или “послойный”, подход: от восприятия
внешних показателей к глубинному осознанию
школьником ценностных, культурных предпочтений.
В зависимости от содержания
педагогической диагностики Л.И. Маленкова,
Н.Е. Щуркова и другие авторы выделяют две
группы критериев воспитанности: содержательные
и оценочные.
Содержательные критерии
связаны с выделением адекватных изучаемому
качеству показателей, когда результаты
воспитанности учащихся характеризуются
качественно, описательно. Качества воспитанного
человека очевидны: совестливость, любовь
к людям, стремление к красоте, воля и творчество.
Легко увидеть, что у человека, обладающего
этими свойствами, непременно будут и
другие достойные качества. Например,
совестливый, волевой и творческий человек
обязательно будет трудолюбив. Человек,
у которого есть совесть и любовь к людям,
наверняка будет нравственным человеком.
Творчество и красота предполагают наличие
ума и т. д.
Стоит заметить, что совесть
– это стремление к правде. А любовь к
людям – это добро. Правда (Истина), Добро
Если поведение ребенка в жизненных
ситуациях самого разного плана отвечает
критерию Добра, если развит
его интеллект, и он способен признать
объективную Истину как нечто,
не зависимое от его воли и воли других
людей, и соотносить свое поведение с известной
ему объективностью, и, наконец, если ребенок
воспринимает Красоту, уважает
все ее проявления и созидает красоту, то
педагог вправе говорить о воспитанности
ребенка, т. е. достижении им определенного
уровня личностного развития. Прекрасный
результат воспитания – молодые люди,
которые при всех обстоятельствах, при
всех жизненных выборах склоняются в сторону Истины, Добра и Красоты.
А вот и другие примеры результатов
воспитания: «Мальчик зол, интеллектуально
неразвит, ленив и равнодушен к красоте,
– мы склонны отмечать невоспитанность
школьника. Девочка, не обладающая интересом
к книгам, искусству, эгоистичная, не умеющая
ориентироваться на самочувствие других
людей и доставляющая близким жестокие
неприятности, тоже не может быть охарактеризована
как воспитанный человек» Разумеется,
следует добавить, что данные характеристики
должны иметь устойчивость и постоянство,
чтобы позволить педагогу сделать вывод
о воспитанности или ее отсутствии.
Оценочные критерии
связаны с фиксацией интенсивности проявления
диагностируемого качества. Применять
способы измерения результатов воспитания
с помощью числовых показателей отношений
воспитанников к учебной деятельности,
труду, поручениям, родителям, природе
и т. д. довольно сложно, если вообще возможно
изобрести количественные показатели
добра и зла, честности и отзывчивости
и т. д.
Все, что можно измерить в метрах
(жилье), в рублях, потраченных на детей,
в часах, отведенных им, – все это важно
для обучения, развития, приобретения
культурных навыков, но к воспитанию духовности
отношения не имеет. Материальное благосостояние
само по себе не портит ребенка, но однозначно
не влияет на результаты воспитания. Материальный
достаток необходим потому, что он создает
лучшие возможности для духовного развития.
Если же достаток появляется, но не несет
с собой духовного развития, он становится
отравой. Духовность – не в посещении
музеев и театров, а в собственных стремлениях
к правдивому, доброму, красивому.
Во всем, что делает человек:
в его работе, его поступках, словах, мыслях,
чувствах, отношениях, желаниях – во всем
решительно есть определенная степень Истины, Добра и Красоты.
Поэтому в процессе диагностики нередко
условно выделяют уровни (ступени) воспитанности
(например, “низкий”, “средний”, “высокий”).
Если под результатами воспитательного
процесса понимать достигнутый личностью
или коллективом уровень воспитанности
(степень соответствия личностного развития
поставленной педагогической цели), то
общая цель и конкретные, четко поставленные
и сформулированные задачи могут являться
критериями профессиональной оценки педагогического
результата. Тем не менее, к оценкам подобного
рода следует относиться с большой осторожностью,
помня о том, что исключительно трудно
оценить в нескольких показателях такой
сложный и многогранный процесс, как воспитание.
Очень осторожно и корректно
могут использоваться цифровые индексы,
шкалы, различные условные обозначения.
Например, И.П. Подласый указывает, что
нередко педагогами используется шестибалльная
шкала регистрации моральной воспитанности
личности. В ней положительные оценки
(+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности
(готовности), а отрицательные оценки (–1,
–2, –3) – степени моральной невоспитанности
(запущенности).
Результаты педагогической
диагностики можно оформить в виде таблицы
или рисунка. Способы представления информации
в виде рисунка могут быть разными. В случае,
когда сопоставляют несколько показателей,
целесообразно использовать круговую диаграмму.
Если полученные результаты дают основания
для сопоставления разных групп детей,
то адекватной формой станет гистограмма. Поскольку
главным назначением диагностики является
выявление динамики воспитанности, то
полученные данные должны быть сопоставлены
с новыми, которые предоставят аналогичные
методики через определенный временной
период (месяц, четверть, полугодие, год,
пять лет и т. д.). Если результаты свидетельствуют
о тенденции изменений воспитанности,
то они обретают форму графика. Сведения
о том, как изменяется уровень воспитанности
школьников (и изменяется ли), позволяют
оценивать и корректировать воспитательную
работу с детьми.
Критерии воспитанности условно
можно также разделить на “жесткие” и
“мягкие” К так называемым “жестким” критериям
воспитанности относятся статистические
показатели, в комплексе характеризующие
общий уровень воспитанности молодежи
(число совершаемых правонарушений; количество
детей, состоящих на учете в милиции; количество
выпускников, окончивших образовательные
учреждения с медалями; число детей, занимающихся
в Домах детского творчества, в детско-юношеских
спортивных школах, музыкальных школах
и студиях; количество победителей олимпиад,
конкурсов и участников фестивалей, выставок;
темпы распространения алкоголизма, наркомании,
проституции среди молодежи и многие другие
показатели). “Жесткие” критерии в практической
педагогике используются сравнительно
мало.
Для характеристики результатов
школьного воспитания применяются “мягкие” критерии,
дающие представление о ходе и результатах
отдельных аспектов воспитательного процесса.
Например, в какой мере сформированы у
современного молодого человека такие
качества, как патриотизм, конкурентоспособность,
эстетический вкус и т. д. Педагогу следует
помнить, что отдельные качества личности
в отрыве от других качеств, свойств личности,
движущих мотивов и конкретных условий
не могут быть ни правильно истолкованы,
ни правильно использованы. Личность –
целостное образование, и изучать ее необходимо
в комплексе всех качеств и черт.
При диагностике результатов
воспитания, безусловно, следует обращаться
к исторически обусловленным и зафиксированным
в общественном сознании социальным эталонам
– образам. Их характеристики позволяют
не только определить цели и задачи воспитания,
но и могут служить критериями воспитанности
личности. Например, наиболее известные
модели выпускника школы разработаны
Е.В. Бондаревской и М.И. Шиловой. Кроме
того, в связи с пересмотром современных
задач образования и учитывая зарубежный
опыт воспитания, в теории педагогики
отмечается, что хорошо организованное
воспитание должно подготовить человека
к трем главным ролям в жизни – гражданина,
работника, семьянина. Причем И.П. Подласым
предпринята попытка охарактеризовать
выделенные социальные роли через определенные
конкретные качества личности, которые
можно рассматривать как критерии воспитанности.
Информация о работе Критерии и показатели воспитанности личности