Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 10:53, контрольная работа
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
1.1. Характеристика эколого - развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль……………………………………………...3
1.2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе…………………………………………………………………………….9
1.3.Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка……………………………………………………………………….12
1.4.Экологическая тропа; ее использование в эколого- педагогической работе с детьми………………..………………………………………………..16
2.1. Заполнить схему, вписав в ячейки названия основных элементов эколого - развивающей среды в дошкольном учреждении….........................18
2.2. Осуществить подбор животных в уголки природы разных возрастных групп, аргументируя свой выбор………………………..…….19
2.3. Проанализировать список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ. Распределить их по графам таблицы. Обосновать свои действия…………………………………………………………………….22
2.4. Дать рекомендации по подбору и содержанию в уголке природы сезонных обитателей……………………………………………………………24
2.5. Определить содержание воспитательной работы с дошкольниками в живом уголке, заполнив схему………………………..…………………….27
2.6.Закончить высказывание…………………………………….………27
2.7. Описать особенности размещения деревьев и кустарников на участке. Привести примеры древесных культур, наиболее подходящих для озеленения территории дошкольного учреждения………………………….27
2.8. Составить схему разбивки цветника на участке детского сада…29
2.9.Осуществить подбор цветочных (овощных) культур для цветника (огорода) разных возрастных групп. Объяснить, чем в первую очередь должен руководствоваться педагог при решении данной задачи…………32
2.10. Разработать конспект организации наблюдения или труда по уходу за обитателями уголка природы для одной из возрастных групп…………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
В
процессе повседневных наблюдений в
уголке природы, на участке у детей
формируются конкретные знания о морфологии,
потребностях растений и животных, своеобразии
их приспособления к среде и месту обитания,
сезонным изменениям в природе, последовательности
стадии роста и развития. Организация
несложного труда по уходу за живыми существами
позволяет познакомить с повадками животных
и т.д.
1.2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе.
Живой уголок- помещение, в котором могут быть сосредоточены различные декоративные животные (аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, черепахи и др.)
При подборе животных необходимо руководствоваться следующими принципами: санитарно- гигиеническими (животные не должны наносить вред или ущерб здоровью детей); географическими (могут быть представлены животные разных стран и континентов); эколого- географическими (предполагает обеспечение оптимальных условий содержания для каждого живого объекта).
Подбор объектов также осуществляется с учетом возрастных особенностей детей (своеобразие восприятия предметов и явлений природы, уровень развития познавательной деятельности, доступность ухода), возможности создания условий для содержания организмов, их безопасности для окружающих. В сезоны вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев, кустарников, мелкие животные - типичные представители местной флоры и фауны.
Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей и получать знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Экологически правильное содержание обитателей живого уголка - это создание для них индивидуальных условий, максимально приближенных к естественной среде обитания.
Для устройства живого уголка лучше всего выделить светлую, просторную, теплую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей.
Всех обитателей уголка природы делятся на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.), временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересна и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах раскрывающих содержание работы по сезонам.
В хорошо организованной системе аквариумов можно разводить все разнообразие мира декоративных рыб (типичная золотая рыбка, вуалехвост, телескоп). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Целесообразно содержать также рыбок, обитающих в разных слоях воды и имеющих специфические особенности в приспособлении к среде (сомики, неоны, меченосцы). В целях ознакомления с живородящими рыбками (гуппи, меченосцы, платипецилии, лабео, сомики, данио, барбусы, золотые рыбки) целесообразно оборудовать стойку из двух аквариумов (для взрослых рыб и мальков). Поскольку аквариум – это не просто емкость для содержания декоративных рыб, но еще и небольшая экосистема, где ее обитатели (рыбки, улитки, растения) живут совместно, то в декоративных аквариумах обязательно присутствие и различных моллюсков, обеспечивающих круговорот обменных процессов в аквариуме. К ним относятся катушка роговая обыкновенная, физща пузырчатая, мелания песчаная. Аквариум должен быть умеренно засажен растениями, которые необходимы для поддержания правильного газообмена: за растениями прячутся мальки, некоторые рыбы питаются растениями.
Большой интерес представляют птицы. В живом уголке необходимо содержать только декоративных птиц, не требующих сложного ухода. Наиболее интересными для организации работы с детьми являются канарейка и волнистый попугай. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве - ценный материал для наблюдения детей. При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки. Они должны отвечать всем морфологическим особенностям и потребностям этого вида птиц. Клетка должна быть просторной, если птицы содержаться стайкой, то оборудуется вольер. Клетка или вольер должны быть с двойным дном, оборудуется кормушкой, поилкой, емкостью для купания. Кроме этого в клетку помещают жердочки, палочки. При размещении клетки следует помнить, что птицы не терпят сквозняков. Важными условием содержания птиц является правильная организация их кормления и чистота клетки или вольера.
Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей) можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц). Одним из интереснейших объектов для наблюдения детей являются черепахи (сухопутная и болотная). Следует помнить, что террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями - в прохладное и затененное, учитывая их биологические особенности.
При обеспечении необходимых условий в дошкольных учреждениях можно содержать и млекопитающих. Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок крыс.
Осуществляя подбор обитателей для живого уголка следует помнить, что животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени; растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это даёт возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер, при этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудится в уголке природы.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
--
Неразрывную общую связь
--
Морфофункциональную
-- Появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
--
Специфику живого организма (
-- Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике, на огороде, в саду. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.
Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно- гигиеническим нормам и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих детский сад. Норма площади на одного ребенка -35-45 м 2.
Многочисленные исследования позволили установить следующий примерный перечень площадок и сооружений, которые должны быть размещены на участке учреждений для детей: площадки для игр отдельных детских групп, общая физкультурная площадка, беседка, навес для сна и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, цветник, плодово-ягодный сад, бассейн, хозяйственный двор.
Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада - яслей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: снижается запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создается благоприятная температура воздуха, влажности, солнечная радиация. Участок огораживают забором (высотой не более 1,6м) или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди должна быть 0,75-1,0м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для этого используются такие деревья и кустарники как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются.
При планировке участка
В зависимости от территориального
расположения здания ДОУ
Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:
--насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;
--кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта;
- подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;
- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.
-Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.
Для озеленения участка рекомендуют следующие виды деревьев: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, даурская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень, граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан клинолистный, гледичия, дерн красный, ильм, можжевельник. Кроме деревьев используют следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная, жимолость, форзиция.