Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 10:53, контрольная работа
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
1.1. Характеристика эколого - развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль……………………………………………...3
1.2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе…………………………………………………………………………….9
1.3.Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка……………………………………………………………………….12
1.4.Экологическая тропа; ее использование в эколого- педагогической работе с детьми………………..………………………………………………..16
2.1. Заполнить схему, вписав в ячейки названия основных элементов эколого - развивающей среды в дошкольном учреждении….........................18
2.2. Осуществить подбор животных в уголки природы разных возрастных групп, аргументируя свой выбор………………………..…….19
2.3. Проанализировать список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ. Распределить их по графам таблицы. Обосновать свои действия…………………………………………………………………….22
2.4. Дать рекомендации по подбору и содержанию в уголке природы сезонных обитателей……………………………………………………………24
2.5. Определить содержание воспитательной работы с дошкольниками в живом уголке, заполнив схему………………………..…………………….27
2.6.Закончить высказывание…………………………………….………27
2.7. Описать особенности размещения деревьев и кустарников на участке. Привести примеры древесных культур, наиболее подходящих для озеленения территории дошкольного учреждения………………………….27
2.8. Составить схему разбивки цветника на участке детского сада…29
2.9.Осуществить подбор цветочных (овощных) культур для цветника (огорода) разных возрастных групп. Объяснить, чем в первую очередь должен руководствоваться педагог при решении данной задачи…………32
2.10. Разработать конспект организации наблюдения или труда по уходу за обитателями уголка природы для одной из возрастных групп…………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. и
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
Возрастная группа | Название растения | Обоснование подбора |
В младших группах |
бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, колеус гибридный, толстянка, гибискус, очиток видный, маранта | В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. |
В средней группе |
В дополнение к
растениям, названным для уголка природы
младших групп, в средней группе помещают
герань душистая, крупноцветковая, аспарагус,
гавортия, бегония рекс |
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. |
В старшей группе |
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших и средних групп помещают алоэ древовидное, традесканция, кливия, фикус (эластика и мелколистный), плющ (обык-новенный и восковой), при-мула, сансевиера, колумнея, плектрантус, адиантум, неф-ролепис, сеткреазия, эониум | В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. |
В подготовительной к школе группе | Добавляют фиалка
узамбарская, драцена, аспидистра, кринум,
камнеломка, хлорофитум,
каланхоэ, |
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития. |
Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю
Вот примерный перечень животных для сезонного содержания в уголке природы:
|
Каждая прогулка в природу - это встреча с разными живыми существами, обитателями леса, водоема, луга. У ребят возникает желание продолжить наблюдение за животными в группе в уголке природы, поместить туда лягушку, ящерицу, лягушечью икру, жука-вертячку, улиток... Удовлетворить их просьбу можно только в том случае, если воспитатель уверен, что в детском саду будут обеспечены условия, близкие к естественным, иначе животное погибнет. Поэтому, прежде чем принести в детский сад насекомых, земноводных или пресмыкающихся, нужно подготовить для них соответствующее жилище.
В связи со сменой сезона изменяется состав обитателей живого уголка. Зимой, как правило, содержатся только те животные, которые постоянно живут в детском саду: белка, хомяк, морская свинка, кролик. Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии, куда помещают бабочек, гусениц, майского жука. Инсектарий - это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно покрывают слоем песка, смешанного с землей; из грунта выкапывают кустики травы, цветущего клевера или других некрупных растений; можно также поставить банку с букетиком сорванных луговых цветов. В таких условиях длительное время могут находиться кузнечик, гусеница, стрекоза, божья коровка и др. По мере надобности растения в инсектарии опрыскивают водой или заменяют новыми.
Весной целесообразно наблюдать в живом уголке водных обитателей (жуков: плавунца и водолюба; развитие лягушечьей икры, личинки стрекозы). Летом живой уголок полон различных обитателей. В террариум помещают лягушку, ящерицу, жабу, тритона. В инсектариях наблюдают различных гусениц, бабочек, жуков. Много и водных животных. Осенью живой уголок пустеет. Животных, впадающих в зимнюю спячку, выпускают на свободу или переносят в прохладное неотапливаемое помещение, позаботясь о том, чтобы они могли соорудить себе гнездо, теплую норку. Дно старого аквариума покрывают слоем влажного песка (4-6 см), в который сажают небольшой кустик травы, мох, лесные растения (папоротник, черника и др.); хорошо приживается ципирус. Для лягушек и жаб устраивают небольшой водоем (в песок вкапывается мисочка с водой). Для содержания ящерицы в террариуме создаются другие условия: она любит тепло, сухие теплые камешки, укромные уголки. Поэтому дно аквариума покрывают песком, на котором располагают разной величины камешки, веточки, сажают мох. В поилке должна все время стоять чистая свежая вода. Из цветочного горшка, маленькой баночки сооружают подобие пещерки. Бабочек недлительное время можно содержать в просторных банках-садках, куда кладут ветки с зелеными листьями. Сверху банку также закрывают марлей.
Для водных обитателей (улитка, жук-водолюб, жук-плавунец и др.) устраивают аквариумы. Для этого пригодны даже небольшие стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем в 2-3 см, сажают водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не более чем на 2/3 банки: иначе улитки могут выползти, а жуки улететь.
Жуков - плавунца, водолюба - обязательно помешают в отдельные банки, так как эти хищники нападают на других обитателей аквариума. Сосуды целесообразно закрыть марлей.
Для содержания тритона используют аквариум или широкую стеклянную банку, но из воды должны выступать камни или широкие палки, на которых тритон будет сидеть, вылезая из воды.
В устройстве всех перечисленных жилищ принимают участие дети. Начиная с младшей группы ребята не только наблюдают, как воспитатель сооружает будущий "дом" для лягушки или бабочки, но и помогают ему: подают камешки, ракушки, наливают воду. В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети могут принимать в этой работе более активное участие: укладывать на дно камни, сажать в песок растения.
В
старшей и подготовительной к
школе группах проводятся занятия,
в процессе которых ребята самостоятельно
под руководством воспитателя сооружают
террариум или аквариум.
2.5.
Определить содержание
воспитательной работы
с дошкольниками в живом
уголке, заполнив схему
Развитие эстетических чувств. |
Воспитание любви к природе. |
Содержание воспитания |
Закладывание основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам. |
Формирование представлений о многообразии растительного и животного мира. |
Формирование трудовых навыков по уходу за животными, растениями. |
2.6. Закончить высказывание.
«Правильная организация участка позволяет педагогу использовать разнообразные формы и методы экологического образования детей, развивать разные виды экологически направленной деятельности: наблюдение, игра, труд в природе, поисковая деятельность, элементарные опыты».
Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:
1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).
2.
Зеленые насаждения не должны
мешать доступу солнечных
3.
По периметру земельного
4.
Для озеленения нельзя
5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.
6.
Необходимо обеспечить воду
Высаживают растения, прежде всего наиболее распространенные в данной местности. Они должны быть разнообразны по высоте, форме кроны, расположению и форме листьев, срокам цветения (рано цветущие, цветущие одновременно с раскрыванием листьев, поздно цветущие). Деревья и кустарники должны быть разнообразны по особенностям цветков и соцветия, срокам созревания плодов и семян.
Деревья на участке: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень.
Кустарники на участке: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная.
Групповые кустарники отделяют друг от друга также кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используются вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра. Для вертикального озеленения широко используются: виноград (дикий, амурский); жимолость (каприфоль); клематисы; Травянистые растения (душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция, декоративная фасоль, кобея и др).
Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.
Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы или сеют в июле предшествующего года анютины глазки, незабудки, маргаритки с тем, чтобы ранней весной высадить их на постоянное место, в клумбы.