Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 10:53, контрольная работа
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
1.1. Характеристика эколого - развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль……………………………………………...3
1.2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе…………………………………………………………………………….9
1.3.Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка……………………………………………………………………….12
1.4.Экологическая тропа; ее использование в эколого- педагогической работе с детьми………………..………………………………………………..16
2.1. Заполнить схему, вписав в ячейки названия основных элементов эколого - развивающей среды в дошкольном учреждении….........................18
2.2. Осуществить подбор животных в уголки природы разных возрастных групп, аргументируя свой выбор………………………..…….19
2.3. Проанализировать список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ. Распределить их по графам таблицы. Обосновать свои действия…………………………………………………………………….22
2.4. Дать рекомендации по подбору и содержанию в уголке природы сезонных обитателей……………………………………………………………24
2.5. Определить содержание воспитательной работы с дошкольниками в живом уголке, заполнив схему………………………..…………………….27
2.6.Закончить высказывание…………………………………….………27
2.7. Описать особенности размещения деревьев и кустарников на участке. Привести примеры древесных культур, наиболее подходящих для озеленения территории дошкольного учреждения………………………….27
2.8. Составить схему разбивки цветника на участке детского сада…29
2.9.Осуществить подбор цветочных (овощных) культур для цветника (огорода) разных возрастных групп. Объяснить, чем в первую очередь должен руководствоваться педагог при решении данной задачи…………32
2.10. Разработать конспект организации наблюдения или труда по уходу за обитателями уголка природы для одной из возрастных групп…………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников. Незабудки совсем удаляют, а тюльпаны и нарциссы оставляют на месте. Анютины глазки можно заменить астрами, цветущими с конца лета до глубокой осени.
Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные. Из летников для бордюров пригодны: низкие астры, низкие бархатцы, алиссум, лобелия, цинерария. Для бордюров можно использовать и некоторые многолетники — флокс субулята, низкий пиретрум.
Рабатки — это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Например, в первом ряду от дорожек можно посадить примулу грунтовую, во втором — ирисы или флоксы многолетние, в третьем — георгины или дельфиниумы.
Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная. Альпийские горки начинают приобретать все большую известность в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями. Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый. Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.
Многолетники. В группу входят такие, у которых на зиму наземные части отмирают, но в подземных органах - луковицах, клубнях, корневищах и корнях - жизнь сохраняется; весной они прорастают.
Для весеннего цветения можно использовать подснежник (галантус), крокус (шафран), примулу или первоцвет, нарцисс, тюльпан, купальницу. Летнего цветения - люпин, пеон, ирис, лилии, дельфиниум, диклитра, георгин, гладиолус, флокс. Поздно цветущие многолетники - астры, а также корейские хризантемы. Размножаются многолетние растения семенами, делением куста, черенками, луковицами, клубнями, клубнелуковицами и прививкой.
Двулетники.
К двулетним цветочным
Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Летники цветут в год посева, дают семена и погибают. Они цветут во второй половине лета. Наиболее распространенные летники- алиссум, кларкия, астра, бальзамин, бархатцы (тагетес), вербена, гвоздика, горицвет, космея, левкой, лобелия, львиный зев (антерринум), люпин, мак, ноготки (календула), петуния, скабиоза, сальвия, табак душистый и др.
Однолетние размножают семенами, рассаду выращивают в горшках, ящиках. Петуния, гвоздика, горошек душистый пересадку совсем не переносят, поэтому рассаду этих растений в грунт высаживают вместе с земляным кормом. При выоащивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие -алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.
Вьющиеся растения очень нужны для озеленения на участке стен здания, хозяйственных построек, заборов. Таки как, ипомея, настурция, фасоль садовая, горошек душистый.
Размножают их посевом семян в грунт. Почва должна быть удобренная и рыхлая.
Огород Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 м2 на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1.5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1.5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий. На участке, отведенном под. огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50-60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1.5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.
2.9. Осуществить подбор
цветочных (овощных) культур для цветника
(огорода) разных возрастных групп. Объяснить,
чем в первую очередь должен руководствоваться
педагог при решении данной задачи
Наиболее
распространенными формами
Из летников для бордюров пригодны: низкие астры, низкие бархатцы, алиссум, лобелия, цинерария. Для бордюров можно использовать и некоторые многолетники — флокс субулята, низкий пиретрум.
Растения на рабатках сажают рядами. Например, в первом ряду от дорожек можно посадить примулу грунтовую, во втором — ирисы или флоксы многолетние, в третьем — георгины или дельфиниумы.
Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур — ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.
Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.
На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.
На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты: (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, хибинская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.
Младшая группа.
Наблюдение за птичкой (первичное наблюдение).
Программное содержание: закрепить название птицы, знание характерных признаков внешнего вида, (есть крылья, умет летать, клюет зернышки). Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам (за птицами надо ухаживать- кормить, наливать воду в поилку) Закрепить знание слов: клюв, клюет, крылья.
Подготовка к занятию: Расставить стульчики кругом, в середине поставить стол. Подготовить корм для птички, закрыть его салфеткой.
Ход занятия: Дети сидят на стульях. Чтобы заинтересовать ребят, воспитатель начинает занятие с сюрпризного момента: приносит клетку, закрытую салфеткой, и предлагает детям угадать, что там может быть. Затем ставит клетку на стол и снимает с нее салфетку, спрашивает «Кто это?» (птичка). Посмотрите на нее внимательно. Что у птички есть на головке? (Глаза). А что еще (клюв). Что у птички по бокам тела? (крылья) Какого они цвета? Какого цвета грудка у птички? Что у птички сзади (хвост). Какого он цвета? (рассмотреть особенности внешнего вида) Что птичка делает в клетке? (летает, машет крыльями, сидит на палочке). Давайте покормим птичку. Она ест зернышки, я ей насыпала. (показывает). Витя, поставь птичке зернышки в клетку. (дети наблюдают). Что птичка делает? Как она ест? (она клюет зернышки клювом). Галя, что птичка делает? Чем она клюет зернышки? Вот какая красивая у нас птичка. (подчеркивает особенности внешнего вида, название птицы). Она будет жить у нас в группе. Мы за ней будем ухаживать. Что мы будем делать? ( Кормить зернышками, поить водой). Пугать птичку нельзя - она может заболеть. Трогать птичку тоже нельзя можно только смотреть. Я поставлю клетку с птичкой вот сюда на полочку (показывает), а вы все тихонько подойдите к ней и встаньте недалеко и еще раз посмотрите на нее.
Так заканчивается занятие с малышами по ознакомлению с птицей.
1.Градобоева К. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7.
2. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И. Золотова; Ред. М.Д. Виноградова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988.
3. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983.
4. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.
5. Марковская , М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет.сада / М.М. Марковская . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.
6. Наблюдения и труд детей в природе: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф. Мазурина. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Просвещение, 1976.
7. Организация работы методиста детского сада: спецкурс / В.Я. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина ; [ В. Я. Волобуева, О. М. Газина, В. Г. Фокина]. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1994.
8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
9.
Серебрякова Т.А Экологическое образование
в дошкольном возрасте: учеб. пособие для
студ. высш. учеб.заведений/Т.А.
10. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд., испр.и доп. – М. Мозаика – Синтез, 2006.
11. Эстетика участка дошкольного учреждения: кн. для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988.
Московский
педагогический государственный
университет
Контрольная работа по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей».
Тема
«Организация эколого -
развивающей среды
в детских учреждениях»