Контрольная работа по "Экология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:29, контрольная работа

Краткое описание

На настоящее время выявлены следующие основные компоненты экологического образования; научный - совокупность теоретических и методических основ в разработке стратегии взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения экологических противоречий.

Файлы: 1 файл

ekologia.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

Негосударственное частное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

 

 

Кубанский социально-экономический

Институт 

 

 

 

Специальность         ЭУНГ

 Дисциплина          Экология

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Выполнила студентка 1 курса

№ зачетной книжки 12-М (ЭУНГ/зс)-114

Проверил преподаватель  Ахрименко З.М.

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

 

Вопрос №12. Научный  компонент экологического образования.

 

На настоящее время  выявлены следующие основные компоненты экологического образования; научный - совокупность теоретических и методических основ в разработке стратегии  взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения экологических противоречий.

По мнению современных  педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой  совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

 

Содержание экологического образования системно-детерминировано  и определяется многими социально-экономическими и научно-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

 

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

 

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

 

-состояние и достижения экологической науки ;

 

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

 

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

 

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

 

Содержание экологического образования представляет собой  динамичное, постоянно развивающееся  явление. Конструирование и непрерывное  совершенствование содержания образования  есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Человечество достигло такой  стадии, когда антропогенное воздействие  на биосферу приобрело необратимый  характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями  общества и оскудевающими возможностями  природы. Экологическое образование  было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

Основой формирования экологической  культуры, экологического мировоззрения  населения, как одного из звеньев  гражданской позиции, является получение  исчерпывающей информации о состоянии  окружающей природной среды.

 

Экологическое благополучие тесно связано с экологическим  сознанием человека и с его  правом на достоверную информацию о  состоянии окружающей природной  среды.

 

На протяжении ряда последних  лет экология рассматривается не только как социальная наука, изучающая  воздействие общества на природу, но и как научная основа стратегии  выживания человечества.

 

Список использованных источников:

Литература:

Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 1999, с.3-15.

Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2002.-576 с.

Интернет:

http://www.dprgek.ru/content/section/364/detail/54/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 62.   Первый основной принцип функционирования экосистем (показать на примере)

 

Первый основной принцип  функционирования природных экосистем  – получение ресурсов и избавление от отходов - происходит в рамках круговорота  всех элементов (гармонирует с законом  сохранения массы). Круговорот биогенных  элементов, обусловленный синтезом и распадом органических веществ  в экосистеме, в основе которого лежит реакция фотосинтеза, называют биотическим круговоротом веществ. Кроме биогенных элементов, в  биотический круговорот вовлечены  важнейшие для биоты минеральные элементы и множество различных соединений. Поэтому весь циклический процесс химических превращений, обусловленных биотой, называют ещё биогеохимическим круговоротом.

Биогеохимический круговорот веществ — повторяющийся обмен  химических элементов и их природных  соединений между живым веществом  и неорганической средой — косным веществом биосферы. Представление  о биогеохимическом круговороте  веществ ( под названием «биогеохимические циклы» ) как основе организованности биосферы было введено в науку В. И. Вернадским. Осуществление многочисленных круговоротов вещества приводит к саморегуляции природных экосистем, что придает им устойчивость, которая выражается в относительном постоянстве содержания различных химических элементов в растениях и животных.

 

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ - биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между  различными компонентами биосферы, обусловленный  жизнедеятельностью организмов и носящий  циклический характер. Все биогеохимические циклы взаимосвязаны и составляют динамическую основу существования  жизни. Потоки энергии Солнца и деятельность живого вещества служат движущими силами биогеохимических циклов, что приводит к перемещению химических элементов.Генерализованный циклический процесс в биосфере — это биогеохимический круговорот веществ, который через разнообразие связывает атмосферу, гидросферу и литосферу.

Главным предметом исследования при экосистемном подходе в экологии становятся процессы трансформации вещества и энергии между биотой и физической средой, т. е. возникающий биогеохимический круговорот веществ в экосистеме в целом. Это позволяет дать обобщенную интегрированную оценку результатов жизнедеятельности сразу многих отдельных организмов многих видов, так как по биогеохимическим функциям, т. е. по характеру осуществляемых в природе процессов превращения вещества и энергии, организмы более однообразны, чем по своим морфологическим признакам и строению. Например, все высшие растения потребляют одни и те же вещества, все они используют свет и благодаря фотосинтезу образуют близкие по составу органические вещества и выделяют кислород.

Этот круговорот для жизни  биосферы — главный, и он сам является порождением жизни. Изменяясь, рождаясь и умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете, обеспечивая  биогеохимический круговорот веществ.

Биогеохимический круговорот веществ — повторяющийся обмен  химических элементов и их природных  соединений между живым веществом  и неорганической средой — косным веществом биосферы. Представление  о биогеохимическом круговороте  веществ ( под названием «биогеохимические циклы» ) как основе организованности биосферы было введено в науку В. И. Вернадским. Осуществление многочисленных круговоротов вещества приводит к саморегуляции природных экосистем, что придает им устойчивость, которая выражается в относительном постоянстве содержания различных химических элементов в растениях и животных.

Основная экологическая  роль всех вариантов пищевых связей в сообществах заключается в  том, что, последовательно питаясь  друг другом, живые организмы создают  условия для круговорота веществ, без которого невозможна жизнь. Причина  определяет и следствие : эти отношения видов оказывают влияние на численность представленных в сообществе видов, происходит взаимная регуляция их численности. С биогеохимическим круговоротом веществ на уровне биосферы вы уже хорошо знакомы. Это явление имеет принципиальное значение, определяя первый принцип функционирования экосистемы : получение ресурсов ( вещество, энергия ) и избавление от отходов происходят в экосистеме в рамках круговорота всех элементов.

ПРИМЕР:

Биогеохимический круговорот воды. Некоторые элементы свою планетарную  роль выполняют в виде соединений, так, например, водород в виде воды. Вода в биосфере играет очень важную роль - это основной компонент биосферы, она входит в состав живого вещества, участвует в процессе транспирации, является средой для растворения  практически всех элементов при  осуществлении их круговоротов. Вода имеет как газообразный резервный  фонд (водяные пары в атмосфере), так и осадочный (жидкая вода и веч ные льды) (рис. 18).

   Запасы воды представлены  в геограммах (1 геограмм = = 1- 1020 г). В море воды испаряется больше, чем выпадает с осадками (-0,4 геограмма). Этот недостаток компенсируется за счет поверхностного (+0,2 геограмма) и глубинного (+0,2 геограмма) стоков, благодаря тому, что на суше осадки превалируют над испарением (+0,4 геограмма). Эти процессы сбалансированы. Поверхностный и подземный стоки по дороге выполняют большую работу по миграции элементов. Кроме того, подземный сток осуществляет выщелачивание элементов из осадочных резервных фондов и пополнение их обменных фондов. В связи с деятельностью человека поверхностный сток усилился, в результате усилилась миграция всех элементов, увеличился их смыв, что привело к эвтрофикации поверхностных водоемов и выведению элементов из обменного фонда. Подземный сток наоборот сократился, что привело к уменьшению количества грунтовых вод, в результате чего процесс выщелачивания ослабился, и снизилось пополнение обменного фонда целого ряда элементов. Таким образом, человек своей деятельностью нарушил баланс между поверхностным и подземным стоком, что отрицательно сказывается на биогеохимических круговоротах элементов и может привести к нарушению равновесия в биосфере.

Список использованных источников:

Литература:

Войткевич Г., Вронский В. Основы учения о биосфере. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Одум Ю. Экология. В 2-х т. - М.: Мир, 1986.

Интернет:

http://ecology.my1.ru/index/0-121

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №112. Кислотные  дожди, причины их возникновения и последствия. Примеры воздействия их на окружающую среду в Кубанском регионе.

 

На сегодняшний день уже  нет никаких сомнений, что одной  из причин гибели урожаев, растительности и лесов являются кислотные дожди. Также кислотные дожди разрушают  трубопроводы, памятники культуры и  здания, они приводят в негодность машины, значительно понижают плодородие почвы, к тому же кислотные дожди  способны привести к просачиванию в  водоносные слои почвы токсичных  металлов.

 

 

Нужно заметить что под  термином «кислотный дождь» подразумеваются  различные метеорологические осадки (дождь, град, снег, дождь со снегом, туман), при которых наблюдается  значительное понижение уровня ph. Другими словами, дожди, а также другие виды осадков, становятся кислотными дождями из-за загрязнений воздуха различными кислотными оксидами.

 

 

Слабокислую реакцию имеет  даже обычная дождевая вода из-за диоксида углерода, который есть в воздухе. Но кислотный дождь возникает  из-за реакции между такими загрязняющими  веществами, как различные оксиды азота и оксида серы вместе с водой.

 

Загрязняющие вещества, которые  и приводят к возникновению кислотных  дождей, выбрасываются в атмосферу  в результате работы тепловых электростанций, металлургических предприятий, автомобильным  транспортом и др. Затем эти  вредные вещества выпадают на землю  вместе с дождем, снегом или другими  метеорологическими осадками, с которыми у них произошла реакция.

 

В настоящий момент последствия  от выпадения на землю кислотных  дождей можно наблюдать практически  во всем мире. Кислотный дождь отрицательно воздействует на водоемы (реки, озера, пруды, заливы), он повышает в них  кислотность до такого большого уровня, что в водоемах погибает фауна  и флора.

 

Если воду из водоемов, которые  имеют высокое содержание свинца, выпьет человек, или если он примет в пищу рыбу, которая имеет высокое  содержание ртути, то у него могут  возникнуть очень серьезные заболевания. Нужно заметить, что кислотный  дождь отрицательно воздействует не только на водную флору и фауну, он также уничтожает и растительность на суше.

 

Что касается воздействия  кислотного дождя на людей, то он способен значительно влиять на здоровье человека. Например, кислотные дожди могут  вызывать у человека заболевания  дыхательных путей. Независимо от того, как вредные вещества, переносимые  кислотным дождем, попадут в организм (через еду, питье или воздух), последствием может стать не только тяжелое заболевание, но и летальный  исход, причем это касается как взрослых, так и детей

 

Основной причиной возникновения  кислотных дождей является загрязнение  воздуха. В конечном итоге, кислотные  дожди могут уничтожить всю жизнь  на земле. По мнению очень многих специалистов, единственным способом изменить ситуацию со значительным увеличением кислотности  дождей к лучшему является уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу.

 

Краснодарский край – это  не только административно-хозяйственная  система в Российской федерации, но и экологическая система. Проблемы негативного влияния на окружающую среду отходов, их образования, хранения, обезвреживания, переработки являются для Краснодарского края актуальными  и требуют безотлагательных решений.

 

Список использованных источников:

Литература:

«Экология кубанского региона» Ивано. И.А., Криворотов С.Б. 2010

Интернет:

http://odogde.ru/interesnoe-o-dozhde/kislotnye-dozhdi-–-prichiny-i-posledstviya.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 215. Суть форумов по экологии.

Современные ресурсы созданы для специалистов по охране окружающей среды, промышленной безопасности и охране труда. А так же чтобы выделить основные проблемные вопросы, с которыми к ним обращается рядовой житель. Эти вопросы легли в основу исследований и экспертиз, описание и результаты которых будут публиковаться на форумах, эта информация будет полезна многим.

Информация о работе Контрольная работа по "Экология"