Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - Управление) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в области создания, функционирования, развития и охраны особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заказников краевого значения), в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, в области экологической экспертизы, а также является органом управления системой учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Управление осуществляет следующие полномочия: Разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Приморского края о недрах, в области водных отношений, в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением государственных природных заказников краевого значения), в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы объектов регионального уровня.[25]
Управление по недропользованию по Приморскому краю (далее - Управление), сокращенное наименование - Приморнедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Приморского края и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю приказом Федерального агентства по недропользованию от 20.08.2004 № 168.
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
Управление Федеральной
службы по надзору в сфере
Территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
2.2 Формирования политики устойчивого природопользования
Природопользование края характеризуется достаточно большими объемами ресурсов, но требует новых методов освоения, применения более тонких и изощренных технологий, современной высоко автоматизированной и экологичной техники, транспортного освоения значительной части пространства, основывающегося на новых организационных схемах и технологиях, массовом переходе к выработке полуфабрикатов и продуктов конечного спроса вместо сырья, то есть, в конечном счете, к ресурсосберегающему типу природопользования, нацеленному не на добычу все большего количества ресурсов (экстенсивное природопользование), а на производство максимума продукции из единицы ресурса (интенсивное природопользование).
На сегодняшний день существует объективность конфликтности сложившихся в крае методов использования природных ресурсов, нашего подхода к окружающей среде и требований сохранения уникальной природы Приморского края. Признание объективности и проблемы и создающих ее причин требует от нас серьезных решений по выработке и реализации эффективной региональной модели устойчивого природопользования.
Необходимость выработки новой региональной модели природопользования, как кардинального пути снятия противоречий между необходимостью сохранения уникального биологического ресурса края и развитием природопользования была осознана в крае еще в середине 80-х годов. Результатом этого явилась инициация разработки Экологической программы Приморского края. Первоначально Программа и ставила перед собою задачу в Разработки модели устойчивого природопользования, применительно к специфике края. Большинство, сегодня называя Программу «Экологической» забывает, что ее официальное название «Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г.». (Экологическая программа, Часть 1, 2, Владивосток, Дальнаука, 1992)
К сожалению, Программа в ходе своей подготовки редуцировалась, в основном до предложений по развитию Эконета Приморского края. Это очень важная часть региональной модели устойчивого природопользования, но только часть.
При формировании будущей модели природопользания края нужно исходить из следующего:
Разнообразие природно-
С этой целью необходимо:
Учитывая противоречивость, разные уровни и разновременность интересов в природопользовании и охране природы по краю в целом и по территориям приоритетным по сохранению биологических ресурсов считаем необходимым наряду с разработкой обозначенных выше программных документов создать:
При всей специфике отдельных
видов природопользования есть ряд
общих направлений
1) Поляризация территориальной структуры природопользования, т.е. увеличение объемов доходов от использования природных ресурсов в пределах уже освоенных территорий и уменьшение исключение уровня хозяйственной активности в пределах наиболее ценной части природных экосистем. Это достигается путем:
- активного создания плантаций биологических ресурсов (различной степени «дикости»): кедросады. При всей специфике отдельных видов природопользования есть ряд общих направлений рационализации, которые можно рассматривать как общеметодологический подход перехода к устойчивому природопользованию в условиях Приморского края, а именно:
2) Экологизация природопользования, которая рассматривается как способ увеличения добавленной стоимости, а не как навязанное ограничение.
Увеличение прибыли от природопользования без принципиального увеличения объемов заготавливаемых ресурсов возможно только при:
3) Пользование ресурсами, связанное с пользованием и ответственностью за территорию и земельные ресурсы (акваторию). При этом создаются институциональные условия, при которых у природопользователя:
4) Активная поддержка аукционной и конкурсной торговли продуктами природопользования, особенно эксклюзивными.
5) Оценка экологичности природопользовательской деятельности, производимая по состоянию биологических ресурсов и природно-ресурсному потенциалу на переданной в долгосрочное пользование территории (акватории).[22]
Заключение
Цель курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования по теме “Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования” можно сделать ряд выводов.
Стадия формирования экологического законодательства на сегодняшний день, в основном завершена, начался этап ее совершенствования, т.к. действующая в настоящее время в Российской Федерации система управления в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной, о чем свидетельствует, прежде всего, состояние окружающей среды на значительной части территории РФ, ухудшение здоровья населения, истощение природных ресурсов. Сохранение такого состояния системы приведет к тому, что не позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Практика показала, что рост числа актов в экологическом законодательстве слабо способен изменить подобную ситуацию. Более того, он приводит к усилению несогласованности между нормативными правовыми актами, а иногда и прямому противоречию, конкуренции норм действующих законов и иных нормативных правовых актов, появлению актов с неоправданно узким предметом правового регулирования.
Также, сегодня, можно говорить и о сформированных региональных законодательных системах. Субъекты имеют достаточную самостоятельность в принятии нормативных актов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Рассматривая несовершенства в
управлении природопользованием
За последние двадцать лет полномочия в области природопользования и охраны окружающей природной среды между Российской Федерацией, субъектами РФ и местными органами самоуправления постоянно изменялись, передавались, отменялись вместе с процессом формирования экологического законодательства. Особое внимание при этом всегда уделяется исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, более четкому разграничению их функций и полномочий. Не смотря на то, что на сегодняшний день создана обширная система органов исполнительной власти для осуществления функций по охране окружающей среды и природопользованию, до настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодательства.