Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28

Файлы: 1 файл

курсовая по системе гу.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

Управление природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Приморского края (далее - Управление) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в  пределах своих полномочий государственное  управление в сфере регулирования  отношений недропользования, в области водных отношений, в области создания, функционирования, развития и охраны особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заказников краевого значения), в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, в области экологической экспертизы, а также является органом управления системой учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Управление осуществляет следующие полномочия: Разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Приморского края о недрах, в области водных отношений, в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением государственных природных заказников краевого значения), в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы объектов регионального уровня.[25]

Управление по недропользованию по Приморскому краю (далее - Управление), сокращенное наименование - Приморнедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Приморского края и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю приказом Федерального агентства по недропользованию от 20.08.2004 № 168.

Управление  осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. Организует - государственное геологическое изучение недр; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; Проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  2. Осуществляет - предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.[26]

Управление Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - территориальный орган), сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор) на территории Приморского края.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

  1. Осуществляет контроль и надзор - в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Приморского края; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне и т.д.
  2. Осуществляет - государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти Приморского края; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах.[27]

2.2 Формирования политики устойчивого природопользования

Природопользование  края характеризуется достаточно большими объемами ресурсов, но требует новых  методов освоения, применения более  тонких и изощренных технологий, современной  высоко автоматизированной и экологичной техники, транспортного освоения значительной части пространства, основывающегося на новых организационных схемах и технологиях, массовом переходе  к выработке полуфабрикатов и продуктов конечного спроса вместо сырья, то есть, в конечном счете, к ресурсосберегающему типу природопользования, нацеленному не на добычу все большего количества ресурсов (экстенсивное природопользование), а на производство максимума продукции из единицы ресурса (интенсивное природопользование).

 

На сегодняшний день  существует объективность конфликтности сложившихся в крае  методов использования природных ресурсов, нашего подхода к окружающей среде и требований  сохранения  уникальной природы Приморского края. Признание объективности и проблемы и создающих ее причин   требует от нас серьезных решений по выработке и реализации эффективной региональной модели устойчивого природопользования.

Необходимость  выработки  новой региональной модели природопользования, как кардинального пути  снятия противоречий между необходимостью сохранения уникального биологического ресурса края и развитием природопользования была осознана в крае еще в середине 80-х годов.  Результатом этого явилась инициация разработки Экологической программы Приморского края. Первоначально Программа и ставила перед собою задачу в Разработки модели устойчивого природопользования, применительно к специфике края.  Большинство, сегодня называя Программу «Экологической» забывает, что ее официальное название «Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г.». (Экологическая программа, Часть 1, 2, Владивосток, Дальнаука, 1992)

К сожалению, Программа в ходе своей подготовки редуцировалась, в основном  до  предложений по развитию Эконета Приморского края. Это очень важная часть региональной модели устойчивого природопользования, но только часть.

При формировании будущей  модели природопользания края нужно исходить из следующего:

  1. Уровень обязательств края  по сохранению его уникальной природы  будет возрастать  пропорционально: передаче полномочий краю по управлению природными ресурсами, вовлеченности  в международное сотрудничество;
  2. Природопользование  и в будущем займет ключевое место в социально-экономическом развитии края, особенно внегородских территорий.

Разнообразие природно-экономических  условий края и экологических  проблем требует  подхода к  их решению, который будет учитывать  местную региональную специфику.

С этой целью необходимо:

  • создание Программы «Устойчивое природопользование Приморского края до 2025 года» (по аналогии с  Экологической Программой Приморского края)
  • разработка Комплексных схем Устойчивого природопользования для территорий приоритетных по сохранению биоразнообразия. Это:
  • Юго-западное Приморье
  • Южный Сихотэ-Алинь
  • Бикин

Учитывая противоречивость, разные уровни и разновременность интересов в природопользовании и охране природы по краю в целом и по территориям приоритетным по сохранению биологических ресурсов считаем необходимым наряду с разработкой обозначенных выше программных документов создать:

  • Ассоциации поддержки устойчивого развития по территориям приоритетным для сохранения  биоразнообразия, которые могут выступить в качестве заказчиков Комплексных схем устойчивого природопользования на отдельные территории,
  • Администрации края разработать и принять положение о месте Комплексных схем природопользования и Ассоциаций поддержки устойчивого развития в схеме управления пририродопользванием Приморского края.

При всей специфике отдельных  видов природопользования есть ряд  общих направлений рационализации, которые можно рассматривать  как общеметодологический подход перехода к устойчивому природопользованию в условиях  Приморского края, а именно:

1) Поляризация территориальной структуры природопользования, т.е. увеличение объемов доходов от использования природных ресурсов в пределах уже освоенных территорий и уменьшение исключение уровня хозяйственной активности в пределах наиболее ценной части природных экосистем. Это достигается путем:

  • расширения эксплуатируемого спектра ресурсов и полезностей в пределах объекта природопользования;

- активного создания плантаций  биологических ресурсов (различной степени «дикости»): кедросады. При всей специфике отдельных видов природопользования есть ряд общих направлений рационализации, которые можно рассматривать как общеметодологический подход перехода к устойчивому природопользованию в условиях  Приморского края, а именно:

  • увеличение добавленной стоимости путем углубления переработки и диверсификации спектра услуг.

2) Экологизация природопользования, которая рассматривается как способ увеличения добавленной стоимости, а не как навязанное ограничение.

Увеличение прибыли от природопользования без принципиального  увеличения объемов заготавливаемых  ресурсов  возможно только при:

    • Углубление переработки сырья;
    • Выходе на наиболее «дорогие» рынки развитых стран;
    • Существующая тенденция в мировой торговле природными ресурсами и продуктами их переработки показывает, что рынки развитых стран планомерно создают преференции для экологически сертифицированной продукции.

3) Пользование ресурсами, связанное с пользованием и ответственностью за территорию и земельные ресурсы (акваторию). При этом создаются институциональные условия, при которых у природопользователя:

  • увеличивается долгосрочность пользования;
  • юридически оформляется ответственность за состояние БР и природно-ресурсного потенциала территории природопользования в целом;
  • ликвидируется параллелизм пользования территорией несколькими пользователями, что снижает ответственность каждого из них;
  • основному пользователю территории (акватории) предоставляется право передачи части ресурсов в субаренду.

4) Активная поддержка аукционной и конкурсной торговли продуктами природопользования, особенно эксклюзивными.

5)   Оценка экологичности природопользовательской деятельности, производимая по состоянию биологических ресурсов и природно-ресурсному потенциалу на переданной в долгосрочное пользование территории (акватории).[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования по теме “Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования” можно сделать ряд выводов.

Стадия формирования экологического законодательства на сегодняшний день, в основном завершена, начался этап ее совершенствования, т.к. действующая в настоящее время в Российской Федерации система управления в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной, о чем свидетельствует, прежде всего, состояние окружающей среды на значительной части территории РФ, ухудшение здоровья населения, истощение природных ресурсов. Сохранение такого состояния системы приведет к тому, что не позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Практика показала, что рост числа актов в экологическом законодательстве слабо способен изменить подобную ситуацию. Более того, он приводит к усилению несогласованности между нормативными правовыми актами, а иногда и прямому противоречию, конкуренции норм действующих законов и иных нормативных правовых актов, появлению актов с неоправданно узким предметом правового регулирования.

Также, сегодня, можно говорить и  о сформированных региональных законодательных  системах. Субъекты имеют достаточную  самостоятельность в принятии нормативных  актов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Рассматривая несовершенства в  управлении природопользованием государственным  аппаратом России в конце первого  десятилетия XXI века, можно выделить следующие, не исчерпывающие проблему, но определяющие некоторые основные направления для принятия мер по ликвидации изъянов в системе этого управления в целом.

За последние двадцать лет полномочия в области природопользования и охраны окружающей природной среды  между Российской Федерацией, субъектами РФ и местными органами самоуправления постоянно изменялись, передавались, отменялись вместе с процессом формирования экологического законодательства. Особое внимание при этом всегда уделяется  исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, более четкому  разграничению их функций и полномочий. Не смотря на то, что на сегодняшний  день создана обширная система органов  исполнительной власти для осуществления  функций по охране окружающей среды  и природопользованию, до настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодательства.

Информация о работе Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования