Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28

Файлы: 1 файл

курсовая по системе гу.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3

1 Теоретические и нормативно-правовые  основы государственного управления  в

    области охраны  окружающей среды и природопользования…………………………….……...6

1.1 Понятия, задачи и  методы охраны окружающей среды и природопользования……….6

2.1 Федеральное законодательство  в области охраны окружающей  среды

      и   природопользования…………………………………………………………….….…..12

 2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды

   и  природопользования Приморского края……………………………………………….….….18

2.1 Деятельность органов  государственного управления…………………………….…….18

2.2 Формирование политики  устойчивого природопользования…………………….…….21

Заключение……………………………………………………………………………………..…....25

Список использованных источников……………………………………………………..…….....28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс  производственной деятельности, а также  личное потребление сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и  т.п.) в окружающую среду (атмосферный  воздух, почва, водная среда).

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических  систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные  органические вещества, попавшие в  воду в результате загрязнения, полностью  уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.[5]

Большинство нынешних экологических  проблем имеют глубокие корни  и достались “в наследство” с  советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических  кризисов привели к обострению проблем  в сфере экологии, разбалансированию  процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.[6]

Острота и необходимость  решения экологических проблем, которые во все большей степени  приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. На рубеже 1960 - 1970-х гг. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и  тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных  ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) - издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Ценообразование, искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам  в управлении производством и  потреблением. Соответственно возникает  необходимость устранить расхождения  между расходами и доходами отдельных  хозяйствующих субъектов и расходами (убытками) общества в целом.

Актуальность темы исследования состоит в том, что государственное управление в области охраны окружающей среды в России - переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Обеспечение экологической  безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования.

Объектом исследования является охрана окружающей среды и природопользования, а предметом - система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
  2. Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
  3. Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
  4. Провести анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования на примере Приморского края;
  5. Представить структуру органов государственного управления и их деятельность;
  6. Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.

В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

1 Теоретические и нормативно-правовые  основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

1.1 Понятия, задачи и методы  охраны окружающей среды и  природопользования

Согласно  Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.[13]

В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим  требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня  становится базисной функцией государства.[2]

Среди задач государственного управления в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

  1. улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;
  2. формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  3. создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;
  4. оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;
  5. активное участие в международных экологических мероприятиях;
  6. формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы экологического правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).[7]

Поиск эффективных государственных  регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия эффективности природоохранных мероприятий:

  1. критерий экологической эффективности - объем выбросов не должен превышать установленного максимально допустимого - значения;
  2. критерий экономической эффективности в статическом смысле - достижение экологической цели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровне технических знаний;
  3. критерий экономической эффективности в динамическом смысле постоянное снижение минимума народно-хозяйственных издержек на предотвращение ущерба с развитием науки и техники;
  4. критерий социальной эффективности применяемых инструментов государственного регулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;
  5. критерий политической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.[8]

Таким образом, для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть  все возможные последствия планируемых  мероприятий.

Система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также  санкции в отношении нарушителей  правовых норм определены Законом «Об  охране окружающей среды», принятым в 2002 г.

В России используются следующие  группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных  стандартов и ограничений, а также  прямой контроль и лицензирование процессов  природопользования, указывающих производителю  рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов - механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.[8]

Административные методы управления природоохранной деятельностью.[9]

Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК).

Технологические стандарты  устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие, к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии.

Стандарты качества продукции. Наиболее показательным примером служит стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.

Прямые запреты применяют, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичные материалы), что эффективным становится только их полный запрет.

Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках предприятий.

Информация о работе Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования