Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28
Содержание
Введение………………………………………………………… |
1 Теоретические и нормативно- области охраны
окружающей среды и 1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6 2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования……………………………… 2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18 2.1 Деятельность органов
государственного управления……… 2.2 Формирование политики
устойчивого Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………………… |
Введение
Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда).
Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.[5]
Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.[6]
Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. На рубеже 1960 - 1970-х гг. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.
Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) - издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.
Ценообразование, искаженное
внешним эффектом, ведет к ошибкам
в управлении производством и
потреблением. Соответственно возникает
необходимость устранить
Актуальность темы исследования состоит в том, что государственное управление в области охраны окружающей среды в России - переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.
Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования.
Объектом исследования является охрана окружающей среды и природопользования, а предметом - система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Задачами курсовой работы являются:
В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические и нормативно-
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.[13]
В настоящее время значительная
часть основных производственных фондов
России не отвечает современным экологическим
требованиям, а состояние 16 % территории
страны характеризуется как
Среди задач государственного управления в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:
Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия эффективности природоохранных мероприятий:
Таким образом, для достижения
цели природоохранной политики необходимо
определить ее приоритеты и рассмотреть
все возможные последствия
Система стандартов, инструментов
и рычагов регулирования, а также
санкции в отношении
В России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов - механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.[8]
Административные методы
управления природоохранной деятельностью.
Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК).
Технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие, к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии.
Стандарты качества продукции. Наиболее показательным примером служит стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.
Прямые запреты применяют, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичные материалы), что эффективным становится только их полный запрет.
Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.
Оценка воздействия на состояние окружающей среды служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках предприятий.