Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28
В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в системе нормативных актов экологического законодательства. Таковы, например, Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».[12]
В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это положение, вытекающее из принципа разделения властей, означает, что правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Таковы постановления Правительства РФ: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашения об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания»; Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» и др. [10]
Разновидностью источников экологического законодательства являются нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.
В целом в Российской Федерации
в настоящий момент действуют
более 200 федеральных законов и
подзаконных нормативных
Федеральное законодательство о недрах представлено законами: «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Положением о порядке лицензирования пользования недрами, а также принятыми в их развитие подзаконными актами.
Основой лесного законодательства является Лесной кодекс Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным
законом о Правительстве
В развитие положений Кодекса Правительством РФ принято более 20 нормативных правовых актов, установивших основные требования по вопросам государственного управления лесным хозяйством, сертификации лесных ресурсов, лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Утверждено более 30 ведомственных актов, регулирующих лесные отношения.
Отношения в области использования и охраны водных объектов урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также принятыми в развитие Водного кодекса подзаконными актами общим числом более 15.[1] Кроме того, утверждено свыше 300 методических указаний.
Отношения в области охраны окружающей среды регулируются федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О животном мире» и др.
Со дня вступления в силу закона «Об охране окружающей среды» утратили свою юридическую силу около пяти нормативно-правовых актов. Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.
Государство, несмотря на перечень разграниченных вопросов в области охраны окружающей среды между федеральным центром и органами государственной власти субъектов (ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), предусмотрело в рамках реализации ст. 77 Конституции РФ, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Так, в соответствии со ст. 8, 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено: государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В рамках действующего законодательства и разграничения полномочий следует отметить постановление Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Законом, существенно совершенствующим действующее законодательство в России стал ФЗ «Об экологической экспертизе».
В законе в сфере экологической
экспертизы четко разграничиваются
полномочия РФ и ее субъектов, федеральных
органов власти и управления, органов
местного самоуправления, федерального
и территориальных специально уполномоченных
государственных органов; учитывается
специфика взаимодействия органов
власти и управления на разных уровнях.
Закон направлен на предотвращение
возможности хозяйствующих
Отдельные нормы по регулированию отношений в сфере охраны и использования земель, в том числе почв содержится в ряде федеральных законов, таких как Земельный кодекс РФ, «О недрах», «Об обеспечении единства измерений», «О плате за землю», «Об особо охраняемых природных территориях» и другие.
Кроме того, отношения, возникающие при использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов, урегулированы нормами гражданского, земельного, финансового, налогового, административного, уголовного законодательства Российской Федерации.
В целом природоресурсное и природоохранное законодательство Российской Федерации позволяет в границах правового поля осуществлять природопользование и обеспечивать охрану окружающей среды.
Вместе с тем эффективность регулирования отношений по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по природопользованию продолжает оставаться низкой, о чем свидетельствует, прежде всего, состояние окружающей среды на значительной части территории Российской Федерации, ухудшение здоровья населения, истощение природных ресурсов. Практика показала, что рост числа актов в экологическом законодательстве слабо способен влиять на такую ситуацию. Более того, он приводит к усилению несогласованности между нормативными правовыми актами, а иногда и прямому противоречию, конкуренции норм действующих законов и иных нормативных правовых актов, появлению актов с неоправданно узким предметом правового регулирования («мелкотемье законов»).[22]
2 Анализ системы
2.1 Деятельность органов государственного управления
Государственное регулирование природоохранной деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном, местном уровнях.
В России единую государственную
политику в области охраны окружающей
среды и природопользования осуществляет
Министерство природных ресурсов и
экологии РФ, которое выполняет
В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Приморском крае образованы:
Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - Управление) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.
Полное наименование Управления - управление лесным хозяйством Приморского края, сокращенное наименование - "Приморсклесхоз".
Управление осуществляет следующие полномочия в области лесных отношений на территории Приморского края: